misto.zp.ua

Репортаж с жезлом в руках

«Предъявите ваши документы. – Сначала станцуйте!», - примерно так сегодня строится на украинских дорогах диалог инспектора ГАИ с водителем. За последние годы возможности людей в погонах значительно сократились. Они не имеют права: останавливать водителя без причины – факта нарушения; составлять протокол без доказательств (фото- или видеофиксации нарушения); грубо разговаривать с водителем, даже если инспектора провоцируют. У автомобилистов же появилось больше возможностей не только для своей защиты от безосновательных обвинений, но и… для избежания справедливого наказания.

Водитель имеет право: требовать обязательного составления протокола об административном правонарушении; не согласиться с составленным протоколом; оспорить правонарушение в судебном порядке… Для человека, юридически подкованного, не составляет труда увести себя из-под удара. И поставить под удар работников правоохранительных органов. Неспроста появилась «мода» и на видеосъемку инспекторов ГАИ, и на провокации против них. Так укрепляется стереотип о работе гаишников – «зна-а-аем, как они работают».

Кто прав, а кто – нет на украинских дорогах «Улица Заречная» попыталась выяснить, отправившись патрулировать улицы города с работниками ДПС.

Гаишники в Запорожье – редкость

Мы прибыли в ГАИ Запорожского городского управления УМВД Украины в Запорожской области в 19.00. И первое, что удивило – количество патрулей, готовящихся к работе. Сегодня в городе, где проживает около 800 тыс. человек, в одну смену дежурит всего три патрульных машины, в которых работает по два инспектора. Как выяснилось, до сентября 2011 года работников ДПС в городе было вдвое больше. Таким образом, в каждом районе Запорожья дежурила одна патрульная машина. Но в 2011 году правительство приняло решение сократить штаты работников ДПС, заменив их приборами видеонаблюдения. Из семи патрулей, которые дежурили в городе, осталось три, а приборов видеонаблюдения на всю область выделили всего 5…От чего же не вырасти количеству ДТП?

Перед тем, как отправиться на дежурство, я поприсутствовала на обязательной процедуре – разведении личного состава по местам ведения службы: старший инспектор ДПС провел консультирование, проверил знания правил ПДД у своих подчиненных и назвал места несения службы. Нам достались Орджоникидзевский и Жовтневый районы.

И вот мы в патрульной машине. Объехали закрепленные участки, после чего отправились в зону концентрации ДТП – пересечение проспекта Ленина и улицы Украинской. Около 30 минут стояли без дела – запорожцы не нарушали.

Почти не нарушил…

Первым мы остановили маршрутчика, который «не дождался», когда на светофоре загорится зеленый свет.

«Ну, он уже почти загорелся, я почти ничего не нарушил», – говорил водитель, но инспектор ГАИ был непоколебим. Оформили факт нарушения. Штраф – 425 грн. В это время еще один водитель начал движение на красный свет…

Разговор сотрудника ДПС и новоявленного нарушителя строился на повышенных тонах. Точнее, тон повышал автомобилист, доказывая, что ничего не нарушал, и что доказать его вину не удастся. Гаишник ушел. Моему возмущению не было предела, по-детски наивно попыталась объяснить водителю, что он не прав.

– Но вы же нарушили! Проехали на красный свет!

– Нет, не нарушил. Нарушением это будет после решения суда… Я уже неоднократно судился с гаишниками, поэтому меня так просто не проведешь! – не меняя выражения лица, ответил «НЕнарушитель».

– За что судились?

– Разное было: и превышение скорости, и непристегнутый ремень…

– То есть, вас останавливали за превышение скорости, а вы в судебном порядке пытались доказать, что не превышали ее? – удивилась я.

– Все не так просто, как вам кажется. Вы думаете, что гаишник меня просто так отпустил? А вы видели мои номера? – философствует собеседник».

Понимая, что разговор с этим человеком теряет смысл, ухожу. При этом невзначай смотрю на номера, это была та ситуация, когда номерными знаками водитель пытается показать свой статус или материальное положение. Пытаюсь выяснить у инспектора, почему не составлен протокол нарушения. Как выяснилось, номера неизвестного гражданина не имеют никакого отношения к решению инспектора. Проблема в том, что сегодня без видеозаписи или фотографии факта нарушения у гаишника практически нет шансов доказать вину правонарушителя. Именно поэтому сегодня на дорогах мы видим работников ДПС, которые постоянно фиксируют движение транспорта на радары, в лучшем случае. На худой конец – на фотоаппараты. В тот момент, когда водитель нарушал ПДД, один из ДПСников как раз вел разъяснительную работу с маршрутчиком и не зафиксировал нарушение.

«Этот водитель видел, что мы на видео его не зафиксировали, а значит и доказать ничего не сможем. Словам никто не поверит», – пояснил инспектор ДПС взвода ДПС Запорожского городского управления Роман Трошин.

Лоб в лоб

Отправились патрулировать дальше. Необходимо было проверить, как обстоят дела на железнодорожном вокзале. Передвигаемся по улице Жуковской. И – даже моему удивлению нет предела – навстречу патрульной машине по дороге с односторонним движением ехал автомобиль «Волга»… За рулем мужчина, который в разговоре с инспекторами утверждал, что впервые едет по этой улице, и не видел знака, запрещающего движение…

Мы выехали на проспект, где нас ожидало еще более дерзкое нарушение. Водитель автомобиля, двигаясь по проспекту Ленина, не остановился на красный свет светофора, объехал остановившийся автобус и повернул на ул. Артема. Мы догнали автомобиль.

Из машины вышел мужчина лет 30 и спросил: «Что я нарушил?» Инспектора объяснили. Через пару минут из автомобиля вышла девушка, примерно такого же возраста, и первое, что она сказала: «Я бывший сотрудник правоохранительных органов! В чем дело?!»… Видя, что инспектора не отреагировали на ее реплику, взяла телефон и начала куда-то звонить.

В это время сотрудники ДПС составляли протокол нарушения. «Факт несоблюдения ПДД зафиксирован на видеорегистратор, но этого может быть мало. Вы готовы выступить свидетелем?», – спросил меня инспектор ДПС взвода ДПС Запорожского городского управления Валерий Скринник. Согласилась. В этот момент подошел водитель и «любезно» пригрозил: «Если хоть где-то опубликуете фотографии, по судам затаскаю»…

Всех нарушителей, я – в соответствии с их же «модой» – фотографировала, а тех, которые хамили, еще и снимала на видео, поскольку фото не передает их «красноречивости». Как выяснилось, водителям больше нравится выступать в роли операторов, нежели в роли актеров…

Мотоциклистов догонять нельзя

На железнодорожный вокзал так и не доехали – по рации передали, что по проспекту Ленина в районе площади им. Пушкина мотоциклисты устроили гонки. Выезжаем. По дороге узнаю, что наши шансы остановить и наказать правонарушителей – равны нулю.

«По правилам, мы не имеем права догонять мотоциклистов, поскольку они передвигаются на двухколесном транспорте. В случае, если в ходе погони они попадут в аварию, виновниками ДТП будут считаться работники ДПС, – говорит Валерий Скринник. – Имеем право остановить на светофоре, или же во время остановки».

В этот момент мимо нас, обгоняя все, что движется, проносятся четыре байкера. Едим за ними. На площади Маяковского догоняем. Трое останавливаются, а четвертый, без номерных знаков, продолжает движение. На просьбу предоставить документы, юноши самоуверенно и нагло отказываются, при этом откровенно провоцируя сотрудников ДПС. Документы все же удалось получить – приступили к оформлению протокола нарушения, один из нарушителей подбежал и выхватил документы из рук гаишника. «У вас нет доказательства, что мы нарушили!» – произнес на повышенных тонах. Опять провокации и хамство.

В итоге, мы просто уехали. Нарушители остались ненаказанными, доказательств вины у нас не было. Причиной тому – отсутствие необходимого оборудования для фиксации скорости – радара «Визир».

На следующий день я отправилась к начальнику сектора профилактической работы Запорожского областного управления ГАИ Андрею Топчию.

«В развитых государствах к работникам ДПС совершенно другое отношение. Если он говорит, что проезд запрещен – значит, проезд запрещен. И при этом его не пытаются снять на видео. Если правоохранитель увидел нарушение – оформляет протокол и для этого не нужны доказательства. Для того, чтобы такое доверие не стало причиной коррупции – постоянно проводятся разъяснительные работы с сотрудниками ДПС. Мы также проводим подобные работы. В случае, если выявляем, что гаишники нарушают закон и берут взятки – увольняем. Я всегда говорю – не давайте взяток, ведь только таким образом мы сможем построить правовое государство», – говорит Андрей Топчий.

К слову, в связи с увеличением количества ДТП председатель ЗОГА Александр Пеклушенко принял решение, что общественность должна знать нарушителей в лицо. По словам начальника сектора профилактической работы Запорожского областного управления ГАИ, в ближайшее время на ЗГОТРК «Запоріжжя» появится программа, в которой будут показаны лица злостных нарушителей ПДД. В каком формате будет представлена программа пока неизвестно.

Такое решение заслуживает уважения, но хотелось бы отметить, что количество ДТП увеличилось и по той причине, что порядок в городе с почти миллионным населением охраняют всего 3 патруля у которых, по сути, нет прав и технического оснащения.

Надежда БУРДЕЙ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

 

Елена Сопина, главный редактор газеты Улица Заречная«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Интересную и полезную информацию на полосах «Улицы Заречной» найдет для себя каждый житель области – вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, издание выходит вместе с бесплатным приложением - «Улица Культурная», -содержащим обширную ТВ-программу, новости культуры и шоу-бизнеса, а также анонсы самых интересных и значимых событий нашего города.

Контакты

Главный редактор:
Елена Сопина
Наш адрес:
69015, г. Запорожье, ул. Кияшко 16а
Тел./факс:
239-90-11
Интернет-сайт:
www.ulitsa.com.ua
E-mail:

newspaper@econom.zp.ua
Подписной индекс:
23281
23282 (льготный)

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |