«Предъявите ваши документы. – Сначала станцуйте!», - примерно так сегодня строится на украинских дорогах диалог инспектора ГАИ с водителем. За последние годы возможности людей в погонах значительно сократились. Они не имеют права: останавливать водителя без причины – факта нарушения; составлять протокол без доказательств (фото- или видеофиксации нарушения); грубо разговаривать с водителем, даже если инспектора провоцируют. У автомобилистов же появилось больше возможностей не только для своей защиты от безосновательных обвинений, но и… для избежания справедливого наказания.
Водитель имеет право: требовать обязательного составления протокола об административном правонарушении; не согласиться с составленным протоколом; оспорить правонарушение в судебном порядке… Для человека, юридически подкованного, не составляет труда увести себя из-под удара. И поставить под удар работников правоохранительных органов. Неспроста появилась «мода» и на видеосъемку инспекторов ГАИ, и на провокации против них. Так укрепляется стереотип о работе гаишников – «зна-а-аем, как они работают».
Кто прав, а кто – нет на украинских дорогах «Улица Заречная» попыталась выяснить, отправившись патрулировать улицы города с работниками ДПС.
Гаишники в Запорожье – редкость
Мы прибыли в ГАИ Запорожского городского управления УМВД Украины в Запорожской области в 19.00. И первое, что удивило – количество патрулей, готовящихся к работе. Сегодня в городе, где проживает около 800 тыс. человек, в одну смену дежурит всего три патрульных машины, в которых работает по два инспектора. Как выяснилось, до сентября 2011 года работников ДПС в городе было вдвое больше. Таким образом, в каждом районе Запорожья дежурила одна патрульная машина. Но в 2011 году правительство приняло решение сократить штаты работников ДПС, заменив их приборами видеонаблюдения. Из семи патрулей, которые дежурили в городе, осталось три, а приборов видеонаблюдения на всю область выделили всего 5…От чего же не вырасти количеству ДТП?
Перед тем, как отправиться на дежурство, я поприсутствовала на обязательной процедуре – разведении личного состава по местам ведения службы: старший инспектор ДПС провел консультирование, проверил знания правил ПДД у своих подчиненных и назвал места несения службы. Нам достались Орджоникидзевский и Жовтневый районы.
И вот мы в патрульной машине. Объехали закрепленные участки, после чего отправились в зону концентрации ДТП – пересечение проспекта Ленина и улицы Украинской. Около 30 минут стояли без дела – запорожцы не нарушали.
Почти не нарушил…
Первым мы остановили маршрутчика, который «не дождался», когда на светофоре загорится зеленый свет.
«Ну, он уже почти загорелся, я почти ничего не нарушил», – говорил водитель, но инспектор ГАИ был непоколебим. Оформили факт нарушения. Штраф – 425 грн. В это время еще один водитель начал движение на красный свет…
Разговор сотрудника ДПС и новоявленного нарушителя строился на повышенных тонах. Точнее, тон повышал автомобилист, доказывая, что ничего не нарушал, и что доказать его вину не удастся. Гаишник ушел. Моему возмущению не было предела, по-детски наивно попыталась объяснить водителю, что он не прав.
– Но вы же нарушили! Проехали на красный свет!
– Нет, не нарушил. Нарушением это будет после решения суда… Я уже неоднократно судился с гаишниками, поэтому меня так просто не проведешь! – не меняя выражения лица, ответил «НЕнарушитель».
– За что судились?
– Разное было: и превышение скорости, и непристегнутый ремень…
– То есть, вас останавливали за превышение скорости, а вы в судебном порядке пытались доказать, что не превышали ее? – удивилась я.
– Все не так просто, как вам кажется. Вы думаете, что гаишник меня просто так отпустил? А вы видели мои номера? – философствует собеседник».
Понимая, что разговор с этим человеком теряет смысл, ухожу. При этом невзначай смотрю на номера, это была та ситуация, когда номерными знаками водитель пытается показать свой статус или материальное положение. Пытаюсь выяснить у инспектора, почему не составлен протокол нарушения. Как выяснилось, номера неизвестного гражданина не имеют никакого отношения к решению инспектора. Проблема в том, что сегодня без видеозаписи или фотографии факта нарушения у гаишника практически нет шансов доказать вину правонарушителя. Именно поэтому сегодня на дорогах мы видим работников ДПС, которые постоянно фиксируют движение транспорта на радары, в лучшем случае. На худой конец – на фотоаппараты. В тот момент, когда водитель нарушал ПДД, один из ДПСников как раз вел разъяснительную работу с маршрутчиком и не зафиксировал нарушение.
«Этот водитель видел, что мы на видео его не зафиксировали, а значит и доказать ничего не сможем. Словам никто не поверит», – пояснил инспектор ДПС взвода ДПС Запорожского городского управления Роман Трошин.
Лоб в лоб
Отправились патрулировать дальше. Необходимо было проверить, как обстоят дела на железнодорожном вокзале. Передвигаемся по улице Жуковской. И – даже моему удивлению нет предела – навстречу патрульной машине по дороге с односторонним движением ехал автомобиль «Волга»… За рулем мужчина, который в разговоре с инспекторами утверждал, что впервые едет по этой улице, и не видел знака, запрещающего движение…
Мы выехали на проспект, где нас ожидало еще более дерзкое нарушение. Водитель автомобиля, двигаясь по проспекту Ленина, не остановился на красный свет светофора, объехал остановившийся автобус и повернул на ул. Артема. Мы догнали автомобиль.
Из машины вышел мужчина лет 30 и спросил: «Что я нарушил?» Инспектора объяснили. Через пару минут из автомобиля вышла девушка, примерно такого же возраста, и первое, что она сказала: «Я бывший сотрудник правоохранительных органов! В чем дело?!»… Видя, что инспектора не отреагировали на ее реплику, взяла телефон и начала куда-то звонить.
В это время сотрудники ДПС составляли протокол нарушения. «Факт несоблюдения ПДД зафиксирован на видеорегистратор, но этого может быть мало. Вы готовы выступить свидетелем?», – спросил меня инспектор ДПС взвода ДПС Запорожского городского управления Валерий Скринник. Согласилась. В этот момент подошел водитель и «любезно» пригрозил: «Если хоть где-то опубликуете фотографии, по судам затаскаю»…
Всех нарушителей, я – в соответствии с их же «модой» – фотографировала, а тех, которые хамили, еще и снимала на видео, поскольку фото не передает их «красноречивости». Как выяснилось, водителям больше нравится выступать в роли операторов, нежели в роли актеров…
Мотоциклистов догонять нельзя
На железнодорожный вокзал так и не доехали – по рации передали, что по проспекту Ленина в районе площади им. Пушкина мотоциклисты устроили гонки. Выезжаем. По дороге узнаю, что наши шансы остановить и наказать правонарушителей – равны нулю.
«По правилам, мы не имеем права догонять мотоциклистов, поскольку они передвигаются на двухколесном транспорте. В случае, если в ходе погони они попадут в аварию, виновниками ДТП будут считаться работники ДПС, – говорит Валерий Скринник. – Имеем право остановить на светофоре, или же во время остановки».
В этот момент мимо нас, обгоняя все, что движется, проносятся четыре байкера. Едим за ними. На площади Маяковского догоняем. Трое останавливаются, а четвертый, без номерных знаков, продолжает движение. На просьбу предоставить документы, юноши самоуверенно и нагло отказываются, при этом откровенно провоцируя сотрудников ДПС. Документы все же удалось получить – приступили к оформлению протокола нарушения, один из нарушителей подбежал и выхватил документы из рук гаишника. «У вас нет доказательства, что мы нарушили!» – произнес на повышенных тонах. Опять провокации и хамство.
В итоге, мы просто уехали. Нарушители остались ненаказанными, доказательств вины у нас не было. Причиной тому – отсутствие необходимого оборудования для фиксации скорости – радара «Визир».
На следующий день я отправилась к начальнику сектора профилактической работы Запорожского областного управления ГАИ Андрею Топчию.
«В развитых государствах к работникам ДПС совершенно другое отношение. Если он говорит, что проезд запрещен – значит, проезд запрещен. И при этом его не пытаются снять на видео. Если правоохранитель увидел нарушение – оформляет протокол и для этого не нужны доказательства. Для того, чтобы такое доверие не стало причиной коррупции – постоянно проводятся разъяснительные работы с сотрудниками ДПС. Мы также проводим подобные работы. В случае, если выявляем, что гаишники нарушают закон и берут взятки – увольняем. Я всегда говорю – не давайте взяток, ведь только таким образом мы сможем построить правовое государство», – говорит Андрей Топчий.
К слову, в связи с увеличением количества ДТП председатель ЗОГА Александр Пеклушенко принял решение, что общественность должна знать нарушителей в лицо. По словам начальника сектора профилактической работы Запорожского областного управления ГАИ, в ближайшее время на ЗГОТРК «Запоріжжя» появится программа, в которой будут показаны лица злостных нарушителей ПДД. В каком формате будет представлена программа пока неизвестно.
Такое решение заслуживает уважения, но хотелось бы отметить, что количество ДТП увеличилось и по той причине, что порядок в городе с почти миллионным населением охраняют всего 3 патруля у которых, по сути, нет прав и технического оснащения.
Надежда БУРДЕЙ
Комментарии:
нет комментариев