Скульпторы и художники пожертвовали свои творения на достройку комплекса «Запорозька Січ»
Генеральный директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко буквально сиял от радости: за творения участников второго благотворительного фестиваля деревянных скульптур на аукционе, проходившем на территории Конного театра, удалось выручить 168000 гривен. Еще 21500 гривен небедные запорожцы – а торговались в основном бизнесмены – отдали за картины участников пленэра «Хортиця крізь віки» – народного художника Украины Алексея Полякова и члена Союза художников Польши Антония Врублевского.
- Честно говоря, мы ожидали сумму (от продажи деревянных скульптур. - И.Е.) меньше - от 40 до 60 тысяч, - рассказывает Максим Остапенко. - Собрано почти 170 тысяч. И такой результат нас, безусловно, радует. Эти средства будут направлены на достройку Сечевой церкви.
В рамках всеукраинской акции «Відбудуємо «Запорозьку Січ» с учетом аукциона уже собрано более 800 тыс. гривен. Это серьезная сумма, которая позволит заповеднику освоить значительный объем строительных работ (чтобы объект можно было открывать для туристов. – И.Е.). У нас есть уверенность, что в этом году они будут завершены, и мы получим возможность в следующем году работать с экспозицией и интерьером.
- Максим Анатольевич, а вы не допускаете, что победители, бившиеся за лоты до последнего, не перечислят деньги на счет благотворительного фонда «Хортиця»?
- Нет, не допускаю. Я надеюсь, что в ближайшие два рабочих дня средства будут перечислены и они, безусловно, сразу будут пущены на строительные работы.
РЕКОРДСМЕНОМ СТАЛ БОГ ХОРС
Все скульптуры, изготовленные в рекордно короткие сроки скульпторами из Киева, Харькова, Сум и Запорожья, - из тополя, вырубленного во время санитарной рубки и уже выброшенного за ненадобностью. Уже отслужившее свой век дерево в распоряжение творцов предоставили сотрудники «Запорожзеленстроя», за что организаторы фестиваля им безмерно благодарны.
...За разноплановые и в большинстве своем очень оригинальные скульптуры (их стартовая цена - 8000 грн.) бизнесмены торговались отчаянно. Самым дорогим лотом оказался «Бог Хорс», проданный за 27000 гривен.
- Почему именно бога Хорса решили изобразить? - интересуюсь у автора, харьковчанина Андрея Шевченко.
- По одной из версий, название «Хортица» произошло от бога Солнца - Хорса, - рассказывает Андрей. - Его традиционно изображали в образе сокола, который есть в моей композиции. Сокол пролетает сквозь солнечный диск, Солнце изливает свой свет, благодать на стилизированный силуэт острова Хортица, и двумя рукавами свет превращается в Днепр.
Мы с женой (Гульнара - также участвовала в фестивале. - И. Е.) как туристы приезжали на Хортицу не один раз, излазили почти все побережье. Здесь просто здорово! Когда узнали о возможности сюда приехать и поработать - сразу же согласились.
- Андрей, вы же были участником первого фестиваля, проходившего на Хортице в мае?
- Да, тогда я сделал скульптуру «Страж времени». Эта голова сейчас стоит на повороте к конному театру. Не скрою, порадовался, когда ее увидел. Мы же делаем скульптуры для того, чтобы их увидело как можно больше людей.
- Все ли из задуманного вам удалось воплотить на нынешнем фестивале?
- Честно сказать, его формат очень сжатый, мало времени для работы. Не всякую идею можно воплотить за три дня. Это был немножко экстрим.
- Но результатом вы довольны?
- Конечно.
ЖЕНЩИНА С БЕНЗОПИЛОЙ
Жена Андрея Гульнара была единственной женщиной, которая все эти три с половиной дня наравне с мужчинами работала бензопилой. Причем умело орудовать ею Гульнара, скульптор по специальности, научилась только в этом году.
- Вы изобразили хортицкого водяного. Почему именно он?
- Мне хотелось, чтобы моя работа выражала дух этого места. Мы работали в плавневой части острова, там много озер, и мне казалось, что здесь должны обитать такие существа как водяные. А хортицкий водяной - потому что у него чуб казацкий и люлька, которую он где-то подобрал.
- Гульнара, орудовать бензопилой - явно не женское дело. Что же вас подвигло на это?
- Любопытство, наверное. Смотрю, у ребят (на фестиваль, помимо мужа, приехал и родной брат Гульнары - Саша Тиллахаджаев. - И. Е.) получается. Попробовала, оказалось не так уж и трудно. Пару раз попилила, руки сами привыкли.
- Признайтесь, муж помогал ваять водяного?
- Да, мы менялись местами. Когда уставали делать свое, то для разнообразия помогали друг другу. Хотелось, конечно, и морально поддержать.
БИЗНЕСМЕН КУПИЛ СИМВОЛ
…Пожалуй, самой необычной скульптурой, вызвавшей неоднозначные суждения, оказалась трипольская Венера, или богиня плодородия, которую выпилил из тополя родной брат Гульнары Саша.
Роскошные женские бедра (и попа) с нарисованными на них таинственными знаками привлекали мужское внимание (а торговались на аукционе исключительно мужчины) как ни одна другая скульптура. Подначивая друг друга и посмеиваясь, бизнесмены набивали цену Венере, которую в итоге приобрел Валерий Черкаска.
- Я постоянно занимаюсь классической древнегреческой скульптурой - реставрирую, восстанавливаю, - поделился харьковчанин Александр Тиллахаджаев. - Может быть, это навеяло мысль найти в своей культуре что-то подобное. Аналогичные скульптуры делали наши предки-трипольцы в качестве оберега, только это была небольшая скульптура - керамическая.
Мне она очень понравилась, я провел аналогию с древнегреческой Венерой Милосской, и решил сделать ее «в размере». Поскольку трипольская Венера украшалась графическими рисунками, то и я свою разрисовал - так красивее.
- Саша, и не жаль расставаться с такой красавицей?
- Нет. Этому нас еще в училище научили: с работой расставаться не должно быть жалко. Как только скульптура была готова, ее ломали, и мы начинали другую. Художник не должен привыкать к своим работам.
...Забегая наперед, скажу, что мэр Евгений Карташов, приехавший на конный театр со своей супругой уже после окончания аукциона, трипольскую Венеру - богиню плодородия - удостоил особым вниманием.
- Такую работу мог купить или Фукс (заместитель губернатора. - И. Е.), или Черкаска (бывший и. о. губернатора), - отметил Евгений Григорьевич, остановившись возле богини плодородия.- Почему? Она олицетворяет бизнес. Я бываю в зарубежных банках - Европейском банке реконструкции и развития, Мировом банке, они обязательно показывают женщин с таким торсом. Скульптура является символом уверенности в том, что женщина - хороший накопитель, она сохраняет денежные средства для рационального использования.
Тут Валерий Черкаска, который, на мой взгляд, слегка смущался от приобретенной работы, явно приободрился от такой оценки (и поддержки) мэра. От слов Евгения Григорьевича, судя по всему, было приятно и Геннадию Фуксу, который за 8000 гривен приобрел на аукционе диптих модного польского художника Антония Врублевского, чьи работы очень ценятся в Европе (по словам гендиректора Национального заповедника Максима Остапенко, Антоний применяет уникальную технологию - он рисует землей, собранной в разных уголках мира).
Похвалы мэра удостоилась и работа запорожского скульптора Сергея Дышлевого «Казацкие клейноды». «Она олицетворяет и героизм, и умение держать оружие в руках, чтобы защищать свою землю», - отметил Евгений Карташов.
- У меня не было никакой идеи: то, что здесь возникло, что я вырезал - это все было сделано, потому что дерево позволило, - рассказал Сергей. - Мой принцип в работе с деревом - не особо его насиловать.
Я хочу делать работу так, чтобы дерево осталось жить дальше, поэтому каждый сучок и пенечек стараюсь сохранить и вписать в него кусочек своей истории, которую придумываю на ходу. Поэтому мои работы получаются динамичными.
Организаторы фестиваля деревянных скульптур на Хортице пообещали скульпторам, что фестиваль станет традиционным и будет проходить в Запорожье дважды в год – весной и осенью. Напомним, участники первого феста свои работы безвозмездно передали Национальному заповеднику «Хортица» и их можно сегодня увидеть на острове.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ
В фестивале деревянной скульптуры на Хортице приняли участие 8 скульпторов из четырех регионов страны – Киева, Харькова, Сум и Запорожья.
На заправку бензопил, с помощью которых изготавливались скульптуры, ушло около ста литров бензина.
Бревна тополей, «павших» в ходе санитарной вырубки, работники КП «Запорожзеленстрой» нашли за городом, в районе Ореховского шоссе.
Всего от аукциона, на котором были проданы деревянные скульптуры и картины, в благотворительный фонд «Хортица» должно поступить 180 тыс. гривен.
Ирина ЕГОРОВА
Комментарии:
нет комментариев