Запорожские суды повсеместно выносят судебные приказы о взыскании долга со злостных неплательщиков за коммунальные услуги. Только в нынешнем году в области вынесено более двух тысяч приказов, постановлений и решений, так или иначе касающихся коммунальных долгов горожан. Однако некоторые методы борьбы коммунальщиков с должниками вызывают вопросы.
Ловкость рук
Злостные неплательщики – это преимущественно пенсионеры, которых судьи впускают в залы заседаний небольшими группами, вынося в отношении них типовые решения. Наблюдать такую картину можно в любом районном суде города практически еженедельно. Эта категория населения, как правило, не вникает в юридические тонкости судопроизводства и не в состоянии оплатить услуги адвоката. Между тем, опытный юрист сумел бы, как минимум, уменьшить сумму их долга.
В большинстве случаев такие неплательщики накапливают долги годами. Если следовать букве закона, юристы ПРЭЖО должны своевременно обращаться в суды и добиваться принудительного взыскания долга. Но это в теории. На практике коммунальщики нередко упускают истечение срока исковой давности, после чего взыскание долга невозможно. В данном случае такой срок составляет три года с момента возникновения задолженности.
Между теорией и практикой
На практике имеем следующее. В исковом заявлении указывается общая сумма задолженности потребителя, скажем, за четыре года, а также начисленные на сумму долга проценты, компенсация инфляции и судебные издержки. Большая часть долга (за последние 36 месяцев) неоспорима. И поэтому служители Фемиды не вникают в нюансы.
Запорожский пенсионер Анатолий Кулинич бесперспективность требований коммунальщиков понимает и платить надуманный, по его мнению, долг отказывается. Поэтому в отношении него руководство ПРЭЖО-3 применяет методы, свойственные, скорее, коллекторам – например, автодозвон с требованием погасить задолженность. Его долг сформировался до 2007 года.
Лишнее звено
Напомним, что еще с первой половины 2000-х годов ЖЭКи лишены возможности собирать с жильцов плату за целый ряд коммунальных услуг – в частности, за воду, тепло, газ. Горожане давно перешли на прямые хозяйственные правоотношения с поставщиками таких услуг – «Водоканалом», «Теплосетями», «Запорожгазом». Ранее ЖЭКи фактически были посредниками, получавшими плату за услуги и передававшими ее поставщикам.
По большому счету, об этой проблеме горожане уже забыли. Но, случалось, общественные деятели, правоохранители или чиновники напоминали, что по финансовой деятельности коммунальщиков в 1990-е годы и в начале 2000-х остались некоторые вопросы. В первую очередь, эти вопросы касаются оставшейся с тех времен задолженности населения и долгов самих коммунальщиков перед поставщиками. Причем, последняя задолженность превышала недоплату потребителей. Проще говоря, деньги людьми были уплачены, но до поставщиков они не дошли.
Дебет против кредита
Никаких правовых последствий эта история уже не влечет – путем взаимозачетов, списаний, реструктуризаций долгов, изменения форм собственности предприятий и уставных фондов, различных инвентаризаций и иных приемов жилищно-коммунальное сальдо давно «подбито». Но по сей день приходится хоть изредка сталкиваться с жалобами потребителей на то, что ЖЭКовские долги были незаметно распределены между потребителями и включены в платежки жильцов.
– В 2007 году я выиграл суд у «Водоканала», пытавшегося взыскать с меня долг за 1994–1995 годы, – рассказал «Правде» Анатолий Кулинич. – Хотя долг этот возник перед «Водоканалом» не у меня, а у ЖЭКа, да и срок исковой давности к тому времени давно истек. К тому же в течение этих лет мне не предоставлялись услуги водоснабжения, что мне также удалось доказать в суде. То есть с меня пытались взыскать несуществующий долг. Не удалось. Но я наблюдал в судебных коридорах много таких же, как я, ответчиков, которые безропотно принимали на себя долги. Сейчас похожая ситуация сложилась у меня с ПРЭЖО-3.
Удастся ли коммунальному предприятию со штатным юристом выиграть суд у пенсионера, покажет время. Но опускать руки должникам не следует – эта проблема лежит не только в хозяйственно-правовой плоскости.
– Конечно, если, например, автоматическое телефонное напоминание о долге производится в ночное время – это нецивилизованно, – пояснила «Правде» депутат городского совета Елена Бондаренко, инициатор проводимой в Запорожье реформы жилищно-коммунального хозяйства. – Но в остальном это не ущемляет чьих-то прав. А вот о сроке исковой давности нужно в каждом конкретном случае говорить отдельно. Этот срок может рассчитываться с момента последних действий, совершаемых в отношении должника. К примеру, если потребитель недавно погасил часть долга, отсчет срока давности всей суммы долга мог начаться заново с этого момента. В целом же это нелишнее доказательство того, что необходимо повышать уровень жилищно-коммунальных услуг, менять психологию работы с людьми. Для завершения реформы нам необходимо еще приблизительно полгода или год. Обновленная служба будет работать с малообеспеченными потребителями индивидуально, искать возможности оказать помощь в виде субсидий или иной форме.
Владимир НОСКОВ
Комментарии:
ДА! | 19.06 2012 в 14:53
КТО ЭТИХ ЖКХА ПРОВЕРИТ?А???ВСЕ ПОВЯЗАНЫ?...месяц уже не убирается двор по ул.Горького 32-А...нет даже дворника,А ДЕНЬГИ ГРЕБУТ!ЭТО ПРОСТО ВОРОВСТВО...и заправляет ИМ ВОРЬЕ!