Мечта о красоте среди проблем сегодняшней жизни... Суждено ли ей воплотиться? Правда ли, что Добро и Зло жили давным-давно, а ныне Добро исчезло, а Зло измельчало превратившись в безысходную серость? Правда ли, что благородство и верность слову существуют только в книжках? Правда ли, что высокую любовь придумали писатели, а в жизни есть только похоть и разврат? Правда ли это?
Конечно, верить во все вышесказанное не хочется. Тем более если ты молод, хорошо образован и любишь читать. Многие современные юноши и девушки, подходящие под это определение, объявили войну грубости и пошлости и начали поиски противовеса повседневной серости. Последние двадцать лет магнитом, притягивающим их к себе, является Средиземье. И называются они - толкиенисты. В Запорожье толкиенисты «обитают» в клубе исторического моделирования «Василиск» и участвуют во многих городских мероприятиях, к примеру, на День города, 6 октября, их показательные и очень зрелищные бои можно было увидеть возле палатки нашей газеты.
Где это - Средиземье?
Средиземье - это мир, поселившийся на страницах книг английского писателя Дж.Р.Р. Толкиена. Повесть-сказка «Хоббит», роман-эпопея «Властелин Колец» и хроника-легенда «Сильмариллион». А также тринадцать томов черновиков к этим произведениям, изданным сыном писателя Кр. Толкиеном и не переведенным на русский язык.
А начиналось все очень просто. Жил на свете Джон Рональд Руэл Толкиен. Детей у него было четверо, и все требовали сказок. В конце концов сказочный запас даже оксфордского профессора филологии должен был иссякнуть, и надо было придумывать что-то новое. И вот однажды ночью, пока все дети спали, Толкиен взял чистый лист бумаги и написал на нем: «В земле была дыра, в дыре была нора, а в норе жил да был хоббит». И было все это именно в Средиземье.
На уровне обыденного сознания Средиземье - мир вымышленный, но... «Но - история этого мира выписана с такой точностью, что никак не выглядит плодом фантазии одного человека. Но - языки этого мира (а в книгах достаточно много текстов на них) вполне поддаются лингвистическому анализу и сравнительно-историческому исследованию. Но - география Средиземья описана достаточно убедительно с точки зрения специалистов. И самое главное «но»: характеры героев обрисованы с потрясающей достоверностью, а все поступки просчитываются психологически. Причем даже в тех случаях, когда перед нами не человек, а эльф, гном, хоббит или кто-либо еще», - говорит Константин Сивогривов, руководитель клуба исторического моделирования «Василиск».
Толкиенисты - какие они?
Хочу сразу заметить, что толкиенизм - ни в коем случае не бегство от реальности (к примеру, все запорожские толкиенисты учатся, работают, у многих есть семьи, дети) и, уж конечно, не тоталитарная секта, противостоящая основным религиям, как утверждают некоторые интернет-источники. Здесь все сложнее. Сами толкиенисты говорят, что...
Фродо, член запорожского клуба «Василиск»: «Это - способ внутреннего противостояния грубости и пошлости современной жизни, но отнюдь не уход в выдуманный Толкиеном или самим собою мир».
Эти ребята - последние, выжившие в индустриальном XXI веке, рыцари и прекрасные дамы, а все, чем они занимаются, - Творчество. От первого собственноручно выструганного деревянного меча и сплетенной кольчуги до воссоздания быта Средиземья во всех подробностях и «примеривания» на себя характеров сказочных героев, которые там обитают.
Толкиенисты делятся на две группы - «ролевики» и «файтеры» (от англ. «fight» - «борьба»). «Ролевики» в большей степени актеры. Они ездят на «ролевые игры», которые могут проводиться не только по книгам Толкиена, и «вживаются» в сказочный мир, примеривая на себя личину книжного или придуманного ими самими героя. В среднем по Украине проводится около 200 «ролевых игр» в год, которые посещают около 5000 человек.
«Файтеры» - люди, которые занимаются историческим фехтованием. Это именно их можно увидеть на некоторых городских мероприятиях города Запорожья в средневековых доспехах (которые иногда весят более 30-ти килограммов) и с деревянными мечами. Они сами делают себе оружие, изучают технику боя и организовывают турниры по историческому фехтованию (которое не многие знают, но является полноценным видом спорта).
Многие ребята из этого молодежного движения говорят о том, что пришли сюда потому, что им было просто интересно, теперь же все изменилось. Константин Сивогривов, руководитель клуба исторического моделирования «Василиск», рассказывает о нынешней деятельности запорожских толкиенистов: «Мы стараемся восстановить реальные доспехи, меньше выдумывать, а восстанавливать их по реально раскопанным вещам, ходим по музеям, где можем достать информацию, чтобы выглядеть как настоящие рыцари пятнадцатого века. Это в начале девяностых энтузиасты клуба любительского фехтования просто играли в сказки Джона Толкиена. Теперь любители рыцарских турниров стараются максимально соблюдать историческую достоверность».
Девушкам тоже есть чем заняться в этом клубе. Они серьезно изучают и ставят исторические танцы (полонез, менуэт, аллеманду, павану, гальярду, не говоря уж о вальсе). Многие шьют бальные наряды. Есть весьма успешные попытки точного воссоздания исторических костюмов, но они тонут в море фасонов собственного сочинения, где хорошо заметны эльфийские наряды - приталенное длинное платье «колокольчиком» с широкими рукавами и длинная прямоугольная мужская туника с отделкой по краям (именно таких эльфов можно было наблюдать на Ярмарке возле палатки нашей газеты).
Все начинается с...
После того как ребята, которые читали Толкиена и «прониклись», решают присоединиться к этому молодежному движению, их ждет несколько этапов.
«На начальном этапе толкиенист берет себе имя любимого героя, называет где-то подобранную палку мечом, надевает поверх куртки старую занавеску, утверждая, что это плащ. Все это выглядит со стороны немного смешно, немного наивно, и у большинства со временем проходит. Но на этом же этапе человек жадно впитывает в себя толкиенистские стихи и квэнты (так называются собственные истории о Средиземье), не без зависти присматривается к искусно сделанному оружию и доспехам, бархатным и шелковым платьям, бисерным украшениям, какие и не снились выставкам-продажам», - начинает свой рассказ еще один наш соотечественник Гэндальф. «После этого человек сам должен проявить Творчество. - продолжает Константин Сивогривов. - Оно проявляется во всем: человек ищет свое место в Средиземье, составляя свою квэнту (вспоминая или придумывая - как вам угодно - свою тогдашнюю жизнь); он берет себе свое имя (как правило, на одном из эльфийских языков); он учится ремеслу - оружейному, рукоделию, плетению из бисера; он учится играть на гитаре и поет, как правило, на собственные стихи. Такой человек становится творцом удивительного и хрупкого мира Средиземья на земле, он становится в полном смысле слова толкиенистом».
Запорожские толкиенисты признают, что до высшего этапа доходят немногие и, может быть, это к лучшему. Ибо последний этап - Вера. Глубочайшая вера в подлинность Средиземья, в реальность всех описанных событий, в свою причастность к средиземским радостям и бедам.
Рядом с такими стоят и те, у кого в их кругу общения есть идея и цель (не только теоретическое исследование Толкиена, но и организация «ролевых игр»), причем идея довольно реалистичная и хорошо осуществимая. Они активны, так как цель требует реализации, они многого добиваются и предпочитают дело слову. Они всегда на виду.
Вслед толкиенистам очень часто слышится одна и та же фраза:
«Сказок не бывает! Надо жить реальной жизнью!». Так вот, повторюсь, практически все запорожские толкиенисты - умные, образованные, состоявшиеся в этой жизни люди. Рыцари двадцать первого века учатся в институтах, работают в офисах и стараются как можно чаще окунаться в атмосферу благородного средневековья.
И даже не очень важно, что реально клятвы в вечной верности своей даме сердца или своему королю забываются где-то через полгода, - важнее то, что для молодежи понятия чести, гордости, верности, служения, самопожертвования являются живыми, актуальными, истинными. Да, мы дети своего века, мы в большинстве своем разучились держать данное слово, - но тем ценнее то, что существует субкультура, ориентированная на возрождение нравственных принципов. И хотя стремиться быть благородным легче, чем быть им, в наше время попытаться - это уже противостояние серости.
И напоследок - самое главное. Фродо: «Почти всех запорожских толкиенистов родители с самого раннего детства упрекали в том, что они «не от мира сего». Их крайне беспокоило, что их детям иллюзии милее реальности. Будучи хорошими родителями, честно старались сделать чад своих людьми «от мира сего». Сводилось это к тому, что детям пытались запретить читать книги и писать стихи. По себе знаю, примерно с тем же успехом можно попробовать запретить дышать, но, с другой стороны, что же им, бедным родителям, оставалось делать? Слава Богу, во многих случаях все их усилия пропали даром. И взрослые (по паспорту), образованные люди по-прежнему куда более нежно, чем реальность, любят те самые иллюзии, от которых их пытались отучить. Они и называются толкиенистами».
Ольга Грибанова
Комментарии:
TOP | 15.07 2009 в 09:57
А ссылочку на сайт ребят подбросьте.