misto.zp.ua

Последние рыцари

Толкиенисты Запорожья Мечта о красоте среди проблем сегодняшней жизни... Суждено ли ей воплотиться? Правда ли, что Добро и Зло жили давным-давно, а ныне Добро исчезло, а Зло измельчало превратившись в безысходную серость? Правда ли, что благородство и верность слову существуют только в книжках? Правда ли, что высокую любовь придумали писатели, а в жизни есть только похоть и разврат? Правда ли это?

Конечно, верить во все вышесказанное не хочется. Тем более если ты молод, хорошо образован и любишь читать. Многие современные юноши и девушки, подходящие под это определение, объявили войну грубости и пошлости и начали поиски противовеса повседневной серости. Последние двадцать лет магнитом, притягивающим их к себе, является Средиземье. И называются они - толкиенисты. В Запорожье толкиенисты «обитают» в клубе исторического моделирования «Василиск» и участвуют во многих городских мероприятиях, к примеру, на День города, 6 октября, их показательные и очень зрелищные бои можно было увидеть возле палатки нашей газеты.

Где это - Средиземье?
Средиземье - это мир, поселившийся на страницах книг английского писателя Дж.Р.Р. Толкиена. Повесть-сказка «Хоббит», роман-эпопея «Властелин Колец» и хроника-легенда «Сильмариллион». А также тринадцать томов черновиков к этим произведениям, изданным сыном писателя Кр. Толкиеном и не переведенным на русский язык.
А начиналось все очень просто. Жил на свете Джон Рональд Руэл Толкиен. Детей у него было четверо, и все требовали сказок. В конце концов сказочный запас даже оксфордского профессора филологии должен был иссякнуть, и надо было придумывать что-то новое. И вот однажды ночью, пока все дети спали, Толкиен взял чистый лист бумаги и написал на нем: «В земле была дыра, в дыре была нора, а в норе жил да был хоббит». И было все это именно в Средиземье.

На уровне обыденного сознания Средиземье - мир вымышленный, но... «Но - история этого мира выписана с такой точностью, что никак не выглядит плодом фантазии одного человека. Но - языки этого мира (а в книгах достаточно много текстов на них) вполне поддаются лингвистическому анализу и сравнительно-историческому исследованию. Но - география Средиземья описана достаточно убедительно с точки зрения специалистов. И самое главное «но»: характеры героев обрисованы с потрясающей достоверностью, а все поступки просчитываются психологически. Причем даже в тех случаях, когда перед нами не человек, а эльф, гном, хоббит или кто-либо еще», - говорит Константин Сивогривов, руководитель клуба исторического моделирования «Василиск».

Толкиенисты Толкиенисты - какие они?
Хочу сразу заметить, что толкиенизм - ни в коем случае не бегство от реальности (к примеру, все запорожские толкиенисты учатся, работают, у многих есть семьи, дети) и, уж конечно, не тоталитарная секта, противостоящая основным религиям, как утверждают некоторые интернет-источники. Здесь все сложнее. Сами толкиенисты говорят, что...
Фродо, член запорожского клуба «Василиск»: «Это - способ внутреннего противостояния грубости и пошлости современной жизни, но отнюдь не уход в выдуманный Толкиеном или самим собою мир».

Эти ребята - последние, выжившие в индустриальном XXI веке, рыцари и прекрасные дамы, а все, чем они занимаются, - Творчество. От первого собственноручно выструганного деревянного меча и сплетенной кольчуги до воссоздания быта Средиземья во всех подробностях и «примеривания» на себя характеров сказочных героев, которые там обитают.
Толкиенисты делятся на две группы - «ролевики» и «файтеры» (от англ. «fight» - «борьба»). «Ролевики» в большей степени актеры. Они ездят на «ролевые игры», которые могут проводиться не только по книгам Толкиена, и «вживаются» в сказочный мир, примеривая на себя личину книжного или придуманного ими самими героя. В среднем по Украине проводится около 200 «ролевых игр» в год, которые посещают около 5000 человек.

«Файтеры» - люди, которые занимаются историческим фехтованием. Это именно их можно увидеть на некоторых городских мероприятиях города Запорожья в средневековых доспехах (которые иногда весят более 30-ти килограммов) и с деревянными мечами. Они сами делают себе оружие, изучают технику боя и организовывают турниры по историческому фехтованию (которое не многие знают, но является полноценным видом спорта).

Многие ребята из этого молодежного движения говорят о том, что пришли сюда потому, что им было просто интересно, теперь же все изменилось. Константин Сивогривов, руководитель клуба исторического моделирования «Василиск», рассказывает о нынешней деятельности запорожских толкиенистов: «Мы стараемся восстановить реальные доспехи, меньше выдумывать, а восстанавливать их по реально раскопанным вещам, ходим по музеям, где можем достать информацию, чтобы выглядеть как настоящие рыцари пятнадцатого века. Это в начале девяностых энтузиасты клуба любительского фехтования просто играли в сказки Джона Толкиена. Теперь любители рыцарских турниров стараются максимально соблюдать историческую достоверность».

Девушкам тоже есть чем заняться в этом клубе. Они серьезно изучают и ставят исторические танцы (полонез, менуэт, аллеманду, павану, гальярду, не говоря уж о вальсе). Многие шьют бальные наряды. Есть весьма успешные попытки точного воссоздания исторических костюмов, но они тонут в море фасонов собственного сочинения, где хорошо заметны эльфийские наряды - приталенное длинное платье «колокольчиком» с широкими рукавами и длинная прямоугольная мужская туника с отделкой по краям (именно таких эльфов можно было наблюдать на Ярмарке возле палатки нашей газеты).

Все начинается с...
После того как ребята, которые читали Толкиена и «прониклись», решают присоединиться к этому молодежному движению, их ждет несколько этапов.

«На начальном этапе толкиенист берет себе имя любимого героя, называет где-то подобранную палку мечом, надевает поверх куртки старую занавеску, утверждая, что это плащ. Все это выглядит со стороны немного смешно, немного наивно, и у большинства со временем проходит. Но на этом же этапе человек жадно впитывает в себя толкиенистские стихи и квэнты (так называются собственные истории о Средиземье), не без зависти присматривается к искусно сделанному оружию и доспехам, бархатным и шелковым платьям, бисерным украшениям, какие и не снились выставкам-продажам», - начинает свой рассказ еще один наш соотечественник Гэндальф. «После этого человек сам должен проявить Творчество. - продолжает Константин Сивогривов. - Оно проявляется во всем: человек ищет свое место в Средиземье, составляя свою квэнту (вспоминая или придумывая - как вам угодно - свою тогдашнюю жизнь); он берет себе свое имя (как правило, на одном из эльфийских языков); он учится ремеслу - оружейному, рукоделию, плетению из бисера; он учится играть на гитаре и поет, как правило, на собственные стихи. Такой человек становится творцом удивительного и хрупкого мира Средиземья на земле, он становится в полном смысле слова толкиенистом».

Запорожские толкиенисты признают, что до высшего этапа доходят немногие и, может быть, это к лучшему. Ибо последний этап - Вера. Глубочайшая вера в подлинность Средиземья, в реальность всех описанных событий, в свою причастность к средиземским радостям и бедам.

Рядом с такими стоят и те, у кого в их кругу общения есть идея и цель (не только теоретическое исследование Толкиена, но и организация «ролевых игр»), причем идея довольно реалистичная и хорошо осуществимая. Они активны, так как цель требует реализации, они многого добиваются и предпочитают дело слову. Они всегда на виду.

Вслед толкиенистам очень часто слышится одна и та же фраза:
«Сказок не бывает! Надо жить реальной жизнью!». Так вот, повторюсь, практически все запорожские толкиенисты - умные, образованные, состоявшиеся в этой жизни люди. Рыцари двадцать первого века учатся в институтах, работают в офисах и стараются как можно чаще окунаться в атмосферу благородного средневековья.

И даже не очень важно, что реально клятвы в вечной верности своей даме сердца или своему королю забываются где-то через полгода, - важнее то, что для молодежи понятия чести, гордости, верности, служения, самопожертвования являются живыми, актуальными, истинными. Да, мы дети своего века, мы в большинстве своем разучились держать данное слово, - но тем ценнее то, что существует субкультура, ориентированная на возрождение нравственных принципов. И хотя стремиться быть благородным легче, чем быть им, в наше время попытаться - это уже противостояние серости.

И напоследок - самое главное. Фродо: «Почти всех запорожских толкиенистов родители с самого раннего детства упрекали в том, что они «не от мира сего». Их крайне беспокоило, что их детям иллюзии милее реальности. Будучи хорошими родителями, честно старались сделать чад своих людьми «от мира сего». Сводилось это к тому, что детям пытались запретить читать книги и писать стихи. По себе знаю, примерно с тем же успехом можно попробовать запретить дышать, но, с другой стороны, что же им, бедным родителям, оставалось делать? Слава Богу, во многих случаях все их усилия пропали даром. И взрослые (по паспорту), образованные люди по-прежнему куда более нежно, чем реальность, любят те самые иллюзии, от которых их пытались отучить. Они и называются толкиенистами».

Ольга Грибанова 


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

TOP | 15.07 2009 в 09:57
А ссылочку на сайт ребят подбросьте.

Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

 

Елена Сопина, главный редактор газеты Улица Заречная«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Интересную и полезную информацию на полосах «Улицы Заречной» найдет для себя каждый житель области – вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, издание выходит вместе с бесплатным приложением - «Улица Культурная», -содержащим обширную ТВ-программу, новости культуры и шоу-бизнеса, а также анонсы самых интересных и значимых событий нашего города.

Контакты

Главный редактор:
Елена Сопина
Наш адрес:
69015, г. Запорожье, ул. Кияшко 16а
Тел./факс:
239-90-11
Интернет-сайт:
www.ulitsa.com.ua
E-mail:

newspaper@econom.zp.ua
Подписной индекс:
23281
23282 (льготный)

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |