В начале октября Украина оштрафовала российские авиакомпании, совершавшие незаконные полеты в оккупированную Автономную Республику Крым, на общую сумму 646 млн грн. В список вошли представители 29 авиаперевозчиков. После отказа российской стороны заплатить штраф, Киев с 25 октября запретил любые перелёты попавших под санкции авиакомпаний в Украину.
В ответ Россия ввела запрет на все украинские авиакомпании. Украинские чиновники назвали действия российских коллег «юридически необоснованными», после чего запретили полёты всех российских авиакомпаний, включая «ЮТэйр», который ранее, воспользовавшись положением, хотел увеличить частоту полётов в Украину.
Теперь почти полумиллиону украинцев, ежегодно летавших украино-российскими рейсами, придётся подыскивать альтернативные варианты. «Пороги» разобрались, как сейчас украинцам летать в Россию, сколько дополнительного времени и финансов это отнимет и чем можно заняться в промежутках между перелетами.
Как нам говорили учителя по математике: дорогу надо переходить по перпендикуляру – кратчайшему и, соответственно, наиболее безопасному пути. Как видим, теперь самолёты вынуждены летать вопреки математической логике.
Летать из Киева в российскую столицу теперь можно транзитом через 9 европейских городов. Это обойдется минимум в 1,5 раза дороже и займет значительно больше времени. Средняя цена пары билетов эконом-класса раньше составляла 3,5 тысяч гривен, сейчас самым дешевым вариантом окажется полёт через Беларусь – около 6 тысяч гривен. Если раньше рейс из Киева в Москву занимал полтора часа, сегодня быстрее всего можно добраться с пересадкой в Минске – за 4 часа. Европейские авиакомпании уже заинтересовались увеличением количества рейсов из Украины, ожидая повышения прибыли, если ситуация с санкциями закрепится. Активнее других на рынке авиаперевозок ведут себя белорусские, латвийские и молдавские компании.
С одной стороны, для людей, которые привыкли летать на самолётах, разница в несколько тысяч гривен не станет трагедией, с другой – выброшенные в угоду политическим разборкам деньги можно было потратить на уйму полезных вещей. Например, на холодильник или тонну молока.
Впрочем, в Россию всё еще можно попасть на поезде или автомобиле. Россия отменила свои поезда в Украину еще в 2014-м, но составы нашей «Укрзалізниці» продолжают курсировать по старым маршрутам: в Москву, Санкт-Петербург и Адлер едет 19 поездов. Стоимость плацкарта в оба конца по маршруту Киев-Москва составляет в среднем 2400 гривен, купе – 4800 грн. Время в пути составляет 14 часов.
Достаточный выбор и при поездке автобусом: ежедневно отправляется 4 автобуса, средняя цена билетов – 1500 гривен, время в пути – 15 часов. Можно попасть в Москву и попутчиком, на blablacar’e предложения начинаются от 200 гривен.
Всегда нужно искать положительную сторону даже в самой отрицательной ситуации. Теперь путешествие из Киева в Москву превратилось в настоящий европейский вояж, который интригует возможностью приобщиться к достопримечательностям, а не только по делам слетать. Чем же могут порадовать культурные центры Европы рядового украинца?
В социальных сетях участники групп авиакомпаний реагируют на запрет спокойно: никто не кричит об очередном ущемлении прав потребителей. В комментариях пользователи больше интересуются особенностями отдыха на заграничных курортах, нежели экономическими санкциями.
Полёт транзитом через европейские аэропорты делает путь украинцев в Россию не только более дорогим, но и более длительным. Мы предлагаем заполнить лишние часы полёта самым полезным занятием – перечитыванием классики. А чтобы тоска по России не снедала некоторых в удлинившейся дороге, классиков лучше читать тоже русских. Они-то ни при чём.
Хоть запрет авиаперелетов между Россией и Украиной добавляет неудобств обычным туристам, серьезней эти санкции ударят по компаниям-перевозчикам, как украинским, так и российским. Из наших компаний в Россию летало только 3: «Международные авиалинии Украины», «Днеправиа» и «Мотор Сич». Суммарно они совершали 52 рейса в неделю. Российских компаний, даже без учета обанкротившегося «Трансаэро» было 135. В количественном соотношении, наши компании несут меньший ущерб. Однако потеря пассажиров для наших авиаперевозчиков критичней, чем для российских. Сейчас санкции Украины против РФ выглядят политической авантюрой: к последствиям этого резкого жеста оказались не готова не только Россия, но и мы сами. В своем выступлении министр инфраструктуры Андрей Пивоварский признался, что никто не задумывался, как изменится пассажиропоток и как возмещать убытки украинским авиакомпаниям. «Санкции – единственный цивилизованный ответ на военную агрессию, поэтому Украина готова терпеть убытки из-за них», – уверен Пивоварский.
Количество рейсов в неделю до санкций
Для запорожского аэропорта отмена рейсов в Россию станет заметной. Раньше из Запорожья можно было улететь всего в трех направлениях, одним из которых был регулярный рейс Запорожье-Москва компании «Мотор Сич». Получить комментарий о том, как изменится их режим работы от руководства компании «Порогам» так и не удалось. В авиакассах нам подсказали, что теперь добраться самолётом до Москвы можно только через 2 пересадки: сначала в Киеве, потом в транзитном хабе.
Судя по статистическим показателем, для Запорожья авиавойна Украины и России стала настоящей катастрофой.
200%
На столько увеличилось количество посадок во время полёта из Запорожья в Москву. Теперь их 3 вместо 1.
1/3
На столько уменьшилось количество мест, куда можно долететь из Запорожья. Теперь это только Киев и Ужгород.
100%
На столько сузились прямые международные направления из Запорожья. Теперь отсюда за границу не улететь.
Россия 19 октября инициировала переговоры, которые в итоге продлились несколько дней, но так ни к чему не привели. Позиция украинской стороны не изменилась: пересмотр санкций возможен только при прекращении полётов российских самолётов в Крым. Такой вариант россиянам невыгоден: крымское направление прибыльнее и, что важнее, приоритетнее для россиян. Переправа через Керченский залив и так перегружена, а других способов попасть на полуостров, кроме как долетев, сейчас нет.
Уже после введения запрета в силу российская сторона прислала еще одно предложение, но в Госавиаслужбе его отвергли как «неприемлемое». Теперь эксперты ожидают возвращения к столу переговоров в марте 2016-го, когда будет составляться летнее расписание полётов.
Никита БОГДАНОВ, Мария СТРЕЛЬЦОВА, Диана ДАВИТЯН
Комментарии:
нет комментариев