Основанием для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение церковного устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих родственников с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении умершие. Предание рассказывает, что однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры вместе с диаконом на Пасху пошел покадить пещеры, где почивали усопшие. И только они воскликнули: «Христос Воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину Воскресе!».
Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких. Напротив, нужно радоваться их переходу в другую жизнь – вечную. Не случайно само слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость».
Поэтому в первые постпраздничные дни усопших не поминают, чтобы не омрачать скорбью пасхальное торжество. Можно помолиться дома самому, подать записку в церкви на литургию или просто совершать добрые дела ради Христа и почивших родных.
в советское время сложился обычай посещать кладбища непосредственно в день Пасхи. Однако это противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Даже умершего в великий праздник хоронят по особому пасхальному чину.
Лучшее средство – молитва
До сих пор для многих людей Радоница – это прежде всего поход на погост. Но, к сожалению, многие не знают, как в пасхальные дни нужно поминать усопших.
Церковь учит, что есть или пить на кладбище не нужно. Особенно недопустимо лить водку на могильный холм – этим оскорбляется память умершего. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Еду лучше отдать нищему или голодному человеку, чтобы он тоже помолился за упокой души поминаемого.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. Лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в чашу со Святыми Дарами. После литургии нужно отслужить панихиду, а уже на кладбище можно совершить литию (это слово в буквальном смысле означает «усиленное моление»). Для совершения этого чина нужно пригласить священника.
Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Место будущего воскресения
Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до их будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Водруженный в землю и возвышающийся к небу крест знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Татьяна ОВСЯНИКОВА
Комментарии:
нет комментариев