C недавних пор украинцы стали на удивление музыкальной нацией. И дело даже не в том, что в последние годы некоторые голосистые наши соотечественницы занимают первые места на престижных международных музыкальных конкурсах. Здесь действительно можно испытывать гордость за певицу Ани Лорак завоевавшую 2-е место на Евровидении-2008, Тину Кароль и Джамалу, которые на международном конкурсе молодых исполнителей «Новая волна» в разное время получили в качестве призовых по 50 тысяч евро от Аллы Пугачевой.
Это все и вправду очень приятно, но это – частности, и касаются далеко не всех. То ли дело когда речь идет о повальной звуковой эпидемии, которая, кажется, уже с головой накрыла украинских граждан.
Сегодня музыка и радио звучат на каждом углу – в супермаркетах и магазинах, бутиках и торговых центрах, на рыночных площадях (что, собственно, бывало и раньше) и просто на улицах. И это еще только цветочки, а ягодки, как говорится, будут потом. Так как все вышеупомянутые места – довольно большие, а иногда и открытые пространства, и главное – из этих мест все больные, нервные, уставшие и просто не любители конкретного жанра в музыке или музыки вообще могут в любой момент беспрепятственно уйти.
Другое дело с такими местами общественного пользования как городские маршрутки. В них пассажиров буквально душат музыкой, зачастую очень громкой и почти всегда не особо качественной. Создается впечатление, что водители общественного транспорта возомнили себя великими диджеями на шумной вечеринке, а своих пассажиров ярыми фанатами шансона. При этом вас вряд ли спросят, являетесь ли вы любителем песни «Владимирский централ». В итоге за ваши две гривны вас не только затолкают локтями, наступят на ногу и обругают. К традиционному списку удовольствий добавилась еще и пытка звуком. И если собственного автомобиля нет, а как-то добираться к месту назначения нужно, вы из этой маршрутки никуда не денетесь. А если у вас хватит дерзости попросить водителя сделать звук потише, будьте готовы услышать в свой адрес массу ненормативных неологизмов.
Между тем, у кого-то из пассажиров могут быть проблемы со слухом, у кого-то с нервами, у кого-то болит голова – всем им может быть противопоказан громкий звук. В конце-концов, в маршрутках ездит множество пожилых людей, вряд ли испытывающих удовольствие от современной попсы. Что же им теперь, пешком ходить? Кстати, некоторые так и делают. Хороший друг автора статьи Сергей, будучи предпринимателем и вообще занятым человеком, принципиально ездит только троллейбусами и трамваями. Личное душевное равновесие он оценил выше, чем свое же дефицитное и достаточно дорогостоящее время.
Впрочем, не менее серьезно оценивают эту проблему и медики. В мире существуют исследования, доказывающие, что шум как причина возникновения сердечно-сосудистых заболеваний уступает только курению. Ученые отмечают также, что под воздействием громкого звука и шума меняется характер электроэнцефалограммы, снижается острота восприятия и умственная работоспособность, значительно ухудшается пищеварение. Не говоря уже о реакции со стороны непосредственно органов слуха: стремительное снижение его остроты – самая «простенькая» реакция. И работает не дозированный звук не только против всего живого. Сотрясание звуковой среды силой в 180 децибел вызывает усталость металла, а 190 децибел вырывают из конструкций заклепки.
Хотя чему удивляться? Была же в древности такая казнь: осужденного сажали под большой колокол и били в набат до тех пор, пока несчастный не умирал в страшных муках. Звук такой силы человек долго выносить не может. А создать его сегодня ох как легко! Итак, смертельная для человека сила звука – примерно 150 децибел. Знаете, в каком децибеловом коктейле варятся ночь за ночью любители дискотек и ночных клубов? 120 децибел – всего лишь на одну пятую меньше безусловно смертельной! Поистине человек с новомодными своими игрушками – словно сумасшедший с бритвой в руке!
И это при всем том, что научно технический прогресс уже давно позволил любому меломану утолять свой музыкальный голод при помощи плеера и наушников, никому при этом не доставляя неудобств. Многие почему-то не понимают, что музыка – это личное, интимное если хотите, дело каждого, и если она нравится одному, то совсем не обязательно придется по вкусу рядом стоящему. Автор этой статьи, к примеру, поклонница готического рока и мелодик металла, но вряд ли вы встретите ее на остановке с громыхающим магнитофоном на плече.
В запорожском управлении по правам потребителей с такой проблемой не сталкивались, а вот в городском управлении транспорта и связи рассказали, что на громкую музыку в салонах автобусов пассажиры жалуются регулярно. «Однако единственное что мы можем – это обращаться к руководителям транспортных предприятий, к водителям с просьбой уважать пассажиров и не включать радио слишком громко, – пояснил «ПОЗИЦИИ» Юрий Владимирович Дроздов, заместитель начальника Управления транспорта и связи. – Понятие о громкости у каждого свое, но необходимо, чтобы водитель слышал, что происходит в салоне и как к нему обращаются пассажиры. К сожалению, пока нет законодательных актов, регулирующих данную проблему, приходится полагаться только на здравый смысл тех, от кого зависит ситуация».
Конечно, нечуткость к окружающим большинства водителей маршруток – всего лишь вершина айсберга, подводная часть которого – отсутствие у общества взаимного уважения и построенного на этом уважении законодательства.
Однако не все так плохо, как кажется. Совсем недавно Верховная Рада приняла закон, вводящий штрафы за курение в общественных местах. Лет через пять, возможно, ему таки начнут следовать. А там, гляди, и дорастем до закона о защите граждан от повсеместной звуковой атаки.
От редакции
Что думаете вы, читатель по данному поводу? Приглашаем к разговору на темы морали и закона. Самые интересные письма с комментариями специалистов мы опубликуем на страницах «ПОЗИЦИИ».
Комментарии:
Nik | 19.08 2009 в 08:01
Раздули великую проблему! то что маршрутки разваливаются из за отсутствия средств по причине высоких цен на бензин и качества дорог это нормально. Музыка громкая в одной маршрутке из 10 где то не более. Пишите актуальные статьи, а не лишь бы о чём. кто не хочет слушать пусть беруши возят