Через 18 месяцев в Украине будет вступать в действие второй этап пенсионного реформирования, который предполагает переход к накопительной системе от солидарной,
Как это скажется на украинцах?
Как свидетельствуют данные Министерства социальной политики, пенсионеры в будущем смогут рассчитывать на услуги негосударственного пенсионного фонда. Однако это пока что остается лишь теорией.
Предварительные данные свидетельствуют о том, что будущие участники второго уровня реформирования (накопительной системы) - это лица, которые перешагнули 35-летний рубеж на момент ввода системы в действие. Размер их страхового взноса будет не менее 2%. Ежегодное увеличение последнего планируется делать на 1%.
Спустя пару лет после начала отчисления страховых взносов все пенсионеры получат законное право выбора негосударственных пенсионных фондов для сбережения и накопления пенсионных средств. Однако пока что это остается всего лишь теорией. Практика же показывает, что приятного в таком прогнозе в реальности окажется мало.
Государство стремится обеспечить выплату пенсий стареющему украинскому населению. В реальности же это становится серьезной проблемой на макроэкономическом уровне. Если пустить ее решение на самотек, то с сохранением настоящих тенденций в экономике государственный долг весьма скоро перевалит за стопроцентный размер ВВП. А это приведет к логичному внутриполитическому кризису на долгий срок и полному финансовому краху.
Подобный сценарий чреват окончательной потерей доверия мировых финансовых структур к Украине, а в частности со стороны МВФ. В результате будут длительные и тяжелые переговоры касательно реструктуризации набежавших долгов.
Пока что масштабы пенсионного реформирования в долгосрочной перспективе явно превосходят проблемы государственного бюджета. Можно начать даже с программы вооружения национальной армии и завершить перечисление модернизацией системы образования. В случае, когда чиновники, стоящие у власти, не в состоянии решить все текущие животрепещущие вопросы касательно согласования долговой, бюджетной и инвестиционной политики, то реальный уровень жизни граждан пенсионного возраста будет продолжать понижаться, а государственная казна станет разбалансированной в результате непомерной дополнительной нагрузки в виде демографического роста. Как следствие, не за горами будет банкротство, по сравнению с которым кризис 2008 года покажется незначительной неприятностью.
Для предотвращения деградации обеспечения государственными пенсиями без ущерба стабильности государственных финансов следовало бы перейти к накопительной системе пенсионного обеспечения еще в 2008 году.
Ограниченные возможности инвестирования пенсионных накоплений не позволяли в то время и не могли себе позволить обыграть инфляцию пенсионным управляющим. По сути государство добровольно самоустранилось от внедрения провозглашенной им же самим реформы, положившись на «авось»: главное запустить программу, а потом просто смотреть, как она приживется без лишних усилий в реальном обществе.
Действующая в настоящий момент пенсионная система являет собой поразительный парадокс: в ней сочетаются высокие страховые взносы и реально низкие пенсии.
Ввод в действие накопительной системы также не внушает особого оптимизма. Сейчас средняя доходность инвестиций значительно ниже реального уровня инфляции в стране. Распределительная система же отнимает у работающего человека часть его законного заработка, подрывая мотивацию к самой работе. Частные накопления попросту угнетаются, а рождаемость падает.
Посмотрев правде в глаза, стоит признать, что ни одному жителю Украины не известно, какая будет занятость через пять лет, какой будет уровень зарплаты и как изменится демография.
К примеру, государственный Пенсионный фонд с завидной периодичностью ошибается при подсчете количества пенсионеров в целях планирования государственного бюджета на грядущий год. Говорить при таком положении вещей о перспективе на десятилетия попросту абсурдно.
Никто точно не уверен в прогнозах средней продолжительности жизни: будет ли показатель расти или падать. Последние два десятилетия многие ведущие демографы с запада недооценивали темпы увеличения показателя продолжительности жизни населения.
Основной проблемой накопительной пенсионной системы остается вопрос места и объекта вложения накопленных средств. Выбор стоит между недвижимостью, долларом и евро.
Эксперты подсчитали, что разумное соотношение зарплаты и пенсии должно быть не менее 40%. Следует при этом учитывать, что невозможно уменьшить число конечных пенсионеров. В перспективе оно только растет. А это значит, что должен пропорционально увеличиваться общий уровень затрат на пенсионное обеспечение.
(Продолжение читайте в следующем номере.) Источник: south-west.net.ua
Комментарии:
Виктор Кузьмич | 03.10 2013 в 08:08
Как можно было разделить пенсионеров на 2 группы - тем кто сейчас идет на пенсию средний считать за прошлый год (3 года),а тем кто ушёл на пенсию до 2008 года - за 2007 год,это не по Конституции и вообще беспрдел или как говорят не по закону а по понятиям.Предлагаю,для восстановления справедливости,среднюю зарплату по стране для расчёта пенсии, брать для всех пенсионеров без исключения одинаковую.Что касается дефицита пенсионного фонда,то тут не надо ничего нового придумывать,а взять за пример выплату пенсий работающим пенсионерам в советское время,то есть 50% пенсии,за исклбчением 3-х месяцев.
Виктор Кузьмич | 03.10 2013 в 08:07
Как можно было разделить пенсионеров на 2 группы - тем кто сейчас идет на пенсию средний считать за прошлый год (3 года),а тем кто ушёл на пенсию до 2008 года - за 2007 год,это не по Конституции и вообще беспрдел или как говорят не по закону а по понятиям.Предлагаю,для восстановления справедливости,среднюю зарплату по стране для расчёта пенсии, брать для всех пенсионеров без исключения одинаковую.Что касается дефицита пенсионного фонда,то тут не надо ничего нового придумывать,а взять за пример выплату пенсий работающим пенсионерам в советское время,то есть 50% пенсии,за исклбчением 3-х месяцев.