Парковочные барьеры на придомовых участках – конструкции, которые автомобилисты устанавливают с целью «забронировать» место для своей машины. Логика таких действий проста – число автомобилей с каждым годом увеличивается, а площади придомовых участков, увы, нет. Но законна ли установка т.н. юнипаркеров?
Установка парковочных барьеров не запрещена ни законом, ни Правилами благоустройства территории города Запорожья. Соответственно, решение об установке юнипаркеров горожане принимают самостоятельно. Такая ситуация сложилась почти во всех городах Украины, и лишь только Киев и Одесса «впереди планеты всей». В Правилах благоустройства этих городов внесен пункт, запрещающий установку парковочных барьеров.
Машину ставить негде
В «Улицу Заречную» обратились жители города, которые стали заложниками парковочных барьеров в своем дворе. «Машину ставить негде. Весь двор заполонили парковочные барьеры, ключи от которых есть далеко не у каждого. Места, где установили барьеры, как правило, пустуют, а вокруг юнипаркеров – на тротуарах и газонах припаркован транспорт», – коротко обрисовал ситуацию житель дома на ул. Товарищеской.
Как выяснилось, речь шла о кооперативном доме, соответственно, все организационные вопросы жители этого дома решают исключительно на общих собраниях. Cоответственно, установка металлических конструкций во дворе вполне законна.
Согласно статье 384 Гражданского кодекса Украины, «дом, построенный или приобретенный жилищно-строительным (жилищным) кооперативом, является его собственностью….После выплаты всех паев владельцы квартир так же, как в любом другом многоквартирном доме, становятся одновременно и совладельцами всего дома».
Иными словами, придомовая территория – это собственность кооператива, который имеет право распоряжаться ею по своему усмотрению с единственным условием – не нарушая законодательства Украины. Как мы уже выяснили, ни один законодательный документ Украины, ни одно решение городского совета не запрещает устанавливать юнипаркеры во дворах домов.
По 500 грн с квартиры
По словам главы правления кооператива дома по ул. Товарищеской, а также согласно протоколу, который нам предоставили жители дома, действовали они в рамках закона. Как того и требует ЗУ «О кооперации», решение об установке металлических конструкций было принято на общем собрании. Посетили собрание почти все жители дома. А те жильцы, которые по тем или иным причинам не посетили собрание – остались не только без права голоса, но и без ключа от парковочного места. Как рассказал нам председатель правления кооператива, ключи от юнипаркеров есть у всех жильцов, которые внесли плату за покупку и установку парковочного оборудования. В целом, жители одной квартиры платили по 500 грн.
По сути, все справедливо: жители кооперативного дома установили барьеры на территории своего придомового участка. Но! Есть и негативная сторона, о которой люди, как правило, задумываются постфактум. К примеру, когда к дому не сможет подъехать пожарная машина или же машина скорой помощи. Именно после такого инцидента в правилах благоустройства города Киева появились пункты, запрещающие устанавливать юнипаркеры на придомовых территориях.
Ни запрета, ни разрешения
На вопрос, обращалось ли объединение кооператива за разрешениями об установке юнипаркеров в инспекцию по благоустройству города – нам не ответили. Поэтому мы обратились туда самостоятельно.
Инспекция по благоустройству города Запорожья в письменном виде ответила, что не является распорядителем информации об установке парковочных барьеров, добавив: «Относительно законности пользования парковочными барьерами сообщаем, что Правилами благоустройства территории города Запорожья, утвержденными решением Запорожского городского совета, предусмотрено следующее: на объектах благоустройства юридическим лицам, физическим лицам-предпринимателям, а также гражданам запрещается самовольно размещать конструкции, которые имеют рекламный характер, информационно-рекламные плакаты, торговые лотки, киоски, павильоны». Соблюдая букву закона, инспекция перенаправила нас в управление архитектуры и градостроительства.
Как выяснилось позже, управление также не является распорядителем информации. По опыту коллег из Днепропетровска, мы обратились в управление по вопросам транспортного обеспечения и связи городского совета, в обязанности которых входит: «организация и контроль работы предприятий транспорта и связи, которые расположены на территории города, а также субъектов, которые занимаются организацией парковки, платных стоянок, размещения рекламы на транспорте в соответствии с законом». Как выяснилось, это управление также не является распорядителем информации.
«Мы даже не знаем, кто может быть распорядителем информации о легитимности установки парковочных барьеров», – ответила секретарь управления и пообещала прислать письменный отказ на наш запрос.
Кто имеет право
Отсутствие законов и правил – отличная почва для хаоса, наблюдать который жители Запорожья смогут в ближайшее время, если, конечно, городские власти не примут решение внести в Правила коррективы. Отличный пример – тот же дом на улице Товарищеской. Один из жителей выступил против металлических конструкций и установил самодельный барьер, сконструировав его из металлических прутьев и цепи. Автомобиля на месте «парковки» нет, а сама конструкция скорее говорит о молчаливом протесте, нежели о желании сохранить за собой право припарковаться. По сути, это только начало, и если в ситуацию не вмешаются городские власти, то можно представить, как будут «благоустроены» дворы города.
Как рассказал нам один из работников ПРЭЖО, на граждан, у которых территория арендована у государственного коммунального регулятора, или же является частной собственностью, запрет на установку парковочного барьера не распространяется. В коммунальных предприятиях или жилищных кооперативах вопрос об установке парковочных барьеров решается всеми членами кооператива, или их большинством. Иными словами, в Запорожье установка парковочного барьера на придомовом участке решается на уровне договоренностей, до законодательного уровня город пока не эволюционировал. Возможно, по горячим следам, в случае, когда юнипаркеры помешают выполнить свою функцию пожарной машине, пункт впишут в Правила, и, возможно, задним числом.
Марина ОВДИЕНКО
Комментарии:
Gelwer | 08.05 2023 в 11:56
С тех пор ситуация не изменилась. Но решение о создании парковочных мест принимают жильцы на собрании многоквартирного дома. Это вытекает из. Ст 382 Гражданского кодекса Украины. Квартира як об’єкт права власності 1. Квартирою є ізольоване помешкання в житловому будинку, призначене та придатне для постійного у ньому проживання. 2. Усі власники квартир та нежитлових приміщень у багатоквартирному будинку є співвласниками на праві спільної сумісної власності спільного майна багатоквартирного будинку. Спільним майном багатоквартирного будинку є приміщення загального користування (у тому числі допоміжні), несучі, огороджувальні та несуче-огороджувальні конструкції будинку, механічне, електричне, сантехнічне та інше обладнання всередині або за межами будинку, яке обслуговує більше одного житлового або нежитлового приміщення, а також будівлі і споруди, які призначені для задоволення потреб усіх співвласників багатоквартирного будинку та розташовані на прибудинковій території, а також права на земельну ділянку, на якій розташований багатоквартирний будинок та його прибудинкова територія, у разі державної реєстрації таких прав. Необходимо помнить, что места хранения авто должны быть на расстоянии от 15 метров от края детской площадки (п.5.28 Санитарных правил планирования и застройки населенных пунктов).
Дмитрий | 02.10 2021 в 17:45
Гражданин имеет право самостоятельно распоряжатся (в т.ч. продать) только ту землю на которую у него есть государственный Акт на право собственности, реально ни один из ОСББ не имеет такого Акта на придомовую территорию, следовательно и права на установку таких устройств НЕТ. Это всё самоуправство.
Александр | 14.03 2018 в 00:19
Треш полнейший, купили машину и хотите парковаться - покупайте паркоместо, гараж, не засоряйте металическим хламом дворы
Антон | 17.02 2016 в 07:16
Паркуйся вільно!
Антон | 17.02 2016 в 07:15
Паркуйся вільно!