В четверг, 16 мая, во время своего визита в Запорожье президент Виктор Янукович кратко и абсолютно четко сформулировал перспективы возрождения Запорожского алюминиевого комбината. Два варианта: либо нынешний собственник, российский концерн «Русал», выполняет возложенные на него при приватизации инвестиционные обязательства, либо у завода будет новый собственник.
Президент акцентировал внимание на том, что из патовой ситуации с ЗАлКом нужно искать выходы исключительно «в правовом поле», и действовать в соответствии с решениями судов, которые все еще рассматривают иски, связанные с прошлым и будущим комбината. Впрочем, можно сказать, что и сам Виктор Федорович в этом своем заявлении всего лишь соблюдает формальности. Наверняка президент понимает то, что понимают и рядовой сотрудник (вернее, уже экс-сотрудник) ЗАлКа, и руководитель облгосадминистрации Александр Пеклушенко: смена владельца не только необходима, но и даже запоздала на несколько лет.
Алюминиевая троица
А с понедельника, 20 мая, центральные СМИ писали о поиске нового собственника для комбината не как о более-менее далекой перспективе, а как об актуальном процессе, происходящем здесь и сейчас! Так, например, издание «Коммерсант-Украина» в публикации «Поклонники легкого металла» не просто сообщило об озабоченности правительства судьбой завода (сославшись на два компетентных источника), но даже назвало главных претендентов на «наследство» ЗАлКа. Что касается претендентов, никаких сюрпризов… Если нынешний владелец входит в тройку крупнейших мировых игроков рынка алюминия, то почему бы ему на смену не прийти кому-то из двух других участников троицы? По данным «Коммерсанта», правительство сделало предложение о покупке ЗАлКа именно бизнесменам с металлургического Олимпа: канадской компании Rio Tinto Alcan и американской компании Alcoa.
Обе компании успешны, стабильны, имеют миллиардные (в долларах!) годовые обороты и, судя по заголовкам мировых новостей, не скупятся на модернизацию производств, в т.ч. в развивающихся странах. Особенно активно работает по миру Alcoa, которая смогла обеспечить свое полноценное присутствие даже в Китае и России, которые далеко не всегда открыты для иностранных денег и влияния. У нашего северного соседа на американцев работает два предприятия – в Самаре и Ростовской области. К слову, куплены они были у выше упомянутого «Русала». Информацию о каких-либо серьезных скандалах, в которых были бы замешаны Rio Tinto Alcan и Alcoa, найти не удалось.
По сообщению «Коммерсант-Украина» (правда, не подтвержденному официально), Rio Tinto Alcan уже выразили готовность обсуждать будущее ЗАлКа – но после завершения разбирательств государства с нынешним владельцем, и после реприватизации завода. А владелец, чьи действия или бездействие привели завод к разрухе, не спешит отступать, утверждая… что все обязательства будут выполнены! Но, как показывает практика, если мнение центральной власти совпадает с мнением местной власти и громады (и одновременно – со здравым смыслом), то любые судебные тяжбы длятся недолго.
Может быть, возьмете частями?
Еще одна интересная деталь: после реприватизации на рынок могут выставить не 100% акций предприятия, а 49% или даже меньше – остальное останется в собственности государства. Во-первых, так правительство, очевидно, попытается защитить предприятие от неэффективного и бесконтрольного менеджмента. Во-вторых, перспектива участия государства в управлении заводом может быть своеобразным сигналом потенциальному покупателю – мол, будут льготы, будет помощь и т.д. (правда, это же может означать и то, что государство за бюджетные деньги будет «накачивать» завод, наполовину принадлежащий частникам. Но не будем пессимистами).
Распределение акций в пропорции 51/49 считает реальным и прагматичным вариантом бывший руководитель ЗАлКа, депутат IV созыва Верховной Рады, сейчас председатель совета акционеров Азовской кабельной компании Иван Бастрыга. Об этом он сказал, как в комментарии изданию «Коммерсант», так и на своей пресс-конференции 21 мая в пресс-центре ЗОО НСЖУ.
Необязательные обязательства
Иван Бастрыга напомнил, что еще до его «ухода» в парламент (а IV созыв был избран аж в 2002 году!) ЗАлК сначала выиграл выгодный тендер на строительство и запуск завода по производству фольги, а затем выиграл грант на модернизацию производства, которая позволяла на четверть снизить потребление электроэнергии. То есть комбинат фактически получил и источник доходов, и путь снижения расходов… Однако оба проекта так и не были реализованы. Несмотря на то, что они были частью инвестиционных обязательств новых владельцев (приватизация также прошла в начале 2000-х). Это именно те обязательства, которые сейчас собственники снова обещают выполнить, если государство остановит процесс реприватизации.
Пока же процесс просто затягивается – более десятка раз переносились слушания суда, который должен поставить в «отношениях» ЗАлКа и «Русала» или точку, или очередное многоточие.
Иван Бастрыга также утверждает, что алюминиевым комбинатом заинтересовалась канадская компания, которая готова вдохнуть жизнь (вложив до 2,5 млрд долл) не только в ЗАлК, но и в «завод-призрак» «Гамма».
Приезд в Запорожье и на «Запорожсталь» вместе с Виктором Януковичем Рината Ахметова (владельца – на свое предприятие), визит в Запорожье и на титано-магниевый комбинат Дмитрия Фирташа (будем реалистами: будущего владельца – на свое будущее предприятие)… Интерес украинских олигархов к запорожской промплощадке сам по себе не должен быть поводом для восторга. Поводом для оптимизма – безусловно! Тихий звоночек после нескольких лет зловещей тишины (Причем тишины в прямом смысле: «молчащие» станки и печи – явный признак экономической депрессии). И, как бы то ни было, со всеми недостатками и просчетами, местные предприятия получили шанс на вторую жизнь. Остается надеяться, что такой же шанс на вторую жизнь получит и алюминиевый комбинат.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев