Каждый из нас проходил ситуацию, когда ломается старая техника. Кто-то оставляет раритет для хранения, ну, жалко расстаться с тем, что тебя радовало много лет. Однако чаще всего люди пытаются сразу же избавиться от ненужного «тела». Как же этот процесс поставлен у нас в Запорожье?
Ежегодно в нашу страну завозится несколько сотен тысяч единиц бытовой техники разной сложности, то есть холодильников, телевизоров, стиральных машин, компьютеров и т.д. Плюс отечественное производство. Ситуация на розничном рынке бытовой техники и электроники в Украине достаточно оптимистичная. В этом году объём украинского рынка БТиЭ составляет 5 миллиардов долларов. В течение 5 лет прогнозируется его увеличение до 9 миллиардов долларов. Примерно лет через пять тот или иной купленный механизм либо ломается, либо устаревает, и владельцы от него хотят избавиться. При этом централизованная система сбора, как в городе, так и в стране, не разработана. В результате этот «не перевариваемый» природой хлам попадает на свалки, загрязняет окружающую среду. Однако как это часто бывает у нас, «свято место» занимают мелкие частники. Именно они решают довольно непростой вопрос утилизации и самовывоза отслужившей бытовой техники.
В дело идет все
В каждом печатном издании города есть сразу несколько объявлений примерно такого смысла: “Куплю, вынесу, вывезу старую быттехнику”. Один звонок - и к вам на дом приедет пара молодцев, чтобы забрать старье, при этом можно заработать несколько десятков гривен. Все зависит от вашей смекалки и состояния техники.
- Что же такого ценного можно найти в старых телевизорах и холодильниках? – этот вопрос мы адресовали запорожцу Юрию Демину, который уже несколько лет таким нехитрым способом зарабатывает себе на жизнь.
По его словам, на первых порах он и его напарник просто ремонтировали и продавали технику. Однако вероятность того, что та или иная вещь будет куплена, крайне мала. К тому же, с течением времени в Запорожье уже становилось возможным приобрести по довольно сносным ценам уже новые товары. Потому сегодня Юрий развивает другое направление своей деятельности – покупает отработавшую бытовую технику «на запчасти».
- Кроме радиодеталей, которые мы сдаем в соответствующий пункт, из бытовой техники можно получить массу цветных металлов: серебро (это если сильно повезет), медь и алюминий, - продолжает наш собеседник. Раньше, когда был вал старых советских кинескопных телевизоров, в деталях которых содержатся драгоценные металлы, с помощью несложных химических реакций мы выделяли не только серебро, но и золото. Однако это была большая удача, да и объем добываемого был невелик. На сегодня наш бизнес достаточно прост. Половина деталей идет на радиорынок, а металл и пластик сдаем в пункты приема. В принципе, производство безотходное, ведь сейчас все ценится, за любое вторсырье готовы платить живые деньги. Слышал, что знакомые ребята через интернет продавали старые компьютеры каким-то любителям древностей, но сам таким не занимаюсь, - подытожил частный “утилизатор” Юрий.
К слову, в Европе, США и прочих цивилизованных странах бытовую технику собирают и перерабатывают централизованно. Обычно частные компании, фирмы, в сотрудничестве с местными властями организовуют специальные места, где можно оставить технику. Если компенсация положена, то ее можно получить деньгами. Но многие производители предпочитают давать скидки на покупку своей продукции, если сдаешь им старую, ведь так они могут привязать покупателя к своей торговой марке, да и на экологию производства в той же Европе обращают большое внимание.
Чем опасен старый телевизор для экологии?
В любом старом телевизоре - много деталей, которые загрязняют окружающую среду. В составе кинескопа много ртути, и если просто выбрасывать его на свалку, то он отравляет вокруг себя пространство в радиусе нескольких метров. Когда идет дождь или снег, вредные вещества уходят в землю, заражают почву, а затем могут попадать в подземные воды, в Днепр, в водопровод. Стекло от монитора, если его не перерабатывать специально, не разлагается. Все остальные детали – схемы, лампы накаливания, пластик корпуса – тоже будут лежать на свалке столетия.
В каждом предмете бытовой техники – своя специфика. Например, в холодильнике есть антифриз, а в нем - газ. И если его выбросить на свалку, газ уходит в атмосферу, а это одна из причин разрушения озонового слоя и глобального потепления.
Тянуть резину уже нельзя
Весной и осенью тысячи автовладельцев Запорожья ломают голову: куда девать изношенные покрышки, ведь пунктов по приему изношенных шин не найти. С рабочими шинами особых проблем не возникает: они могут храниться в гаражах или в шинных парках, которые становятся все популярнее. А вот с выходившей свой ресурс резиной все гораздо сложнее.
Согласно информации, размещенной на сайте Кабмина, ежегодно в Украине продается 4-6 миллионов автомобильных шин, что позволяет оценить отходы (изношенные шины) примерно в 180 000 тонн в год. В 2008 и 2009 годах перерабатывалось менее 10 процентов этого количества (не более 14 000 тонн в год), остальное банально выбрасывалось.
Утилизация и переработка шин в современном мире, где число автомобилей неуклонно растёт, приобретает все большее значение для всех стран и городов. Естественно, что Запорожье - не исключение в этом списке. Это связано прежде всего с тем, что изношенные шины являются источником длительного, если не вечного загрязнения окружающей среды. К тому же резина огнеопасна и не подвергается биологическому разложению, а куча резиновых покрышек представляет собой достаточно удобное место для проживания целых колоний грызунов и насекомых, многие из которых являются источником инфекционных заболеваний.
Переработка шин предпочтительна еще и потому, что 80 процентов мирового запаса шин созданы из синтетического каучука, который получают из нефти — не возобновляемого природного ресурса. Замена складирования, захоронения и сжигания технологией утилизации имеет важное экономическое значение, так как способствует сохранению природных запасов ценного сырья, стимулирует развитие ресурсосберегающих, дешевых технологий, а также улучшает экологическую обстановку и исключает утрату больших земельных площадей под свалки резиновых отходов.
Однако большинство предприятий, принимающих отходы, берут шины только у юридических лиц при наличии пакета разных документов (их оформление выливается в круглую сумму) и лимита от Минэкологии.
Что же касается граждан, то перед ними стоит сегодня множество вопросов. В частности, куда деть рядовому гражданину автошины, которые уже отслужили ему и его автомобилю? Разумеется, многие предпочитают просто выбросить такой «хлам», но это неправильно с точки зрения и природоохранного законодательства, и сохранения хорошей экологии вообще. Некоторые поступают еще «практичнее», сжигая шины и отравляя, тем самым, воздух сажей, дымом и различными другими элементами.
В Запорожье не все шиномонтажные мастерские готовы взять у клиента использованные покрышки, если они уже изношены настолько, что не подлежат перепродаже. Кто-то даже предлагает заплатить 10–35 гривен за колесо – якобы за вывоз и утилизацию. Однако куда на самом деле “уходит” большинство старых шин, можно проследить по лесопосадкам и стихийным свалкам.
Укатать в асфальт
В Израиле и некоторых странах Европы использованные шины стали одним из составляющих дорожного покрытия - асфальта. На заводе шины разделяют на компоненты: металлокорд, текстиль и резину грубого помола. Все идет в дело, от колес не остается ничего. Куски покрышек проходят на второй этап измельчения, где мелкий металлический корд сепарируют при помощи магнитов и уже чистая, мелкоизмельченная резина отправляется на окончательную переработку. Мелкая крошка смешивается с обычным асфальтом, частично заменяя битумную массу. Такое покрытие менее подвержено перепадам температур, на нем не образуются трещины и ямы. Замеры показали, что на магистралях, построенных с добавлением резины, становится тише, а тормозной путь на 15 процентов короче. В дорожно-строительной промышленности покрышки можно использовать и на аварийно опасных участках. Из них можно сооружать ограждения-отбойники. Такие заслоны более безопасны при столкновении, чем обычные металлические, причем в зависимости от условий дорожной конфигурации может применяться металлический каркас, например, на горных дорогах, или же грунтовый наполнитель. Кроме этого, полученная в результате переработки шин крошка широко используется как составляющая всевозможных строительных материалов, наполнитель спортивного инвентаря и даже для футбольных полей с искусственным травяным покрытием. В общем, переработка шин - очень полезное дело.
С места тронулись, главное, чтобы не на “холостых”
В середине ноября этого года в силу вступило постановление Кабинета министров относительно утилизации, сбора и хранения изношенных шин. Документ гласит, что организации и предприятия, которые производят или импортируют шины для транспорта, должны сами обеспечить сбор, утилизацию и хранение уже изношенных шин. Если предприятия не способны обеспечить этот процесс, то они должны заключить договор об этом с соответствующей организацией.
Минприроды же, которое и является инициатором постановления Кабмина об утилизации шин, будет анализировать ситуацию со сбором, утилизацией и хранением изношенных шин. Также Минприроды окажет содействие финансированию системы утилизации и хранения некоторых видов шин. Однако, как это часто бывает, не очень приятные постановления у нас в стране можно и чуть-чуть проигнорировать. На сегодня большинство участников рынка шин не спешат обзаводиться утилизирующими мощностями. Хотя это направление выгодно для страны не только в экологическом, но и экономическом плане. По оценкам экспертов, использование резиновой крошки позволило бы Украине заменить от 10 до 90 процентов каучука во время производства шин и резиново-технических изделий, а также до 50 процентов полимерных модификаторов битума во время производства полимерных и изоляционных материалов.
Роман СЕРГЕЕВ
Комментарии:
нет комментариев