Похоже, что реформа городского общественного транспорта, примерно в таком виде, как мы ее описывали на страницах «Улицы Заречной», обретает реальные очертания и начинает претворяться в жизнь. Правда, пока лишь во Львове (подобные планы строят и наши соседи из Днепропетровска). Но тем лучше для Запорожья – есть возможность, как наставляет народная мудрость, поучиться на чужих ошибках.
Итак, с 1 января во Львове начала действовать новая система организации маршрутов городского общественного транспорта. В этой системе «спальные» районы города условно расположены по окружности вокруг центральных районов. По «радиусам» этой условной окружности, т.е. между спальными районами и центром города, начали курсировать большие автобусы и троллейбусы (к слову сказать, местного производства – Львовского автозавода). Маршрутки же, которые ранее «царствовали» на дорогах, решением городской власти были отправлены на перевозку пассажиров между соседними «спальными» районами без заезда в центр города. А вот прямое сообщение между «спальными» районами, лежащими в разных концах города, львовяне отменили совсем.
Для лучшего понимания рассмотрим эту систему на примере Запорожья. Если бы «львовская» система была внедрена у нас сейчас, то на таких маршрутах, как № 79 (89), № 80, № 63, № 65, на всех «бабурских» маршрутах работали бы исключительно большие автобусы; на маршрутах № 9, № 15, № 20, № 49 остались бы нынешние микроавтобусы, а вот, например, маршруты № 72, № 46, № 81, № 92, скорее всего, канули бы в Лету.
По мнению мэра Львова Андрея Садового, проведенная реформа позволила городу избавиться от диктата мелких перевозчиков и выйти на схему работы, выгодную для коммунальных транспортных предприятий, а значит – для местной общины. К тому же, таким образом действительно удалось избавить центр города от неэстетичных маршруток, а на «пробкоопасных» улицах уменьшить количество общественного транспорта вообще. Впрочем, рядом с бочкой меда нашлось место для такой же бочки дегтя.
Во-первых, оказалось очень плохой идеей проводить транспортную реформу зимой, да еще и в новогодние праздники. Горожане, естественно, были заняты более важными и интересными делами, чем изучением новых маршрутов, новых номеров и символов (например, каждому району транспортники присвоили для удобства обозначений определенный цвет). А потому, придя на остановку 1 января и в последующие дни, рядовой львовянин просто впадал в ступор, пытаясь понять, как ему добраться до места назначения. Отсюда – и волна недовольства, которую мы могли видеть, например, по телерепортажам из Львова.
Во-вторых, не все европейские шаблоны можно просто взять и использовать в украинских условиях. Например, ликвидации протяженных маршрутов (из одного конца города в другой) и замены их несколькими короткими маршрутами – абсолютно европейский подход. Теоретически – подход правильный и в украинских реалиях. Добираешься из спального района в центр, а там пересаживаешься на подходящий тебе автобус или троллейбус. За счет интенсивности движения получается быстрее, чем на «прямой» маршрутке. В Запорожье этот принцип хорошо понимают жители Хортицкого района: проще из «старой» части города добраться на первой попавшейся маршрутке до пр. Металлургов, а оттуда – ехать на правый берег, чем дожидаться автобусов по маршрутам «К» или № 92. Почему же этот подход не сработал на практике во Львове (и не сработал бы в Запорожье)? Да потому, что проезд из точки А в точку Б с пересадкой в точке В в наших городах всегда (!) оказывается раза в два дороже, чем проезд по прямому маршруту без пересадок. Недовольство львовян можно понять!
Наконец, в-третьих, во Львове выяснилось, что договориться со старыми перевозчиками о новой схеме работы по-хорошему не получается. Это и понятно: пассажирские перевозки – очень прибыльный бизнес, что бы там ни говорили сами перевозчики. Поэтому с первых же дней маршрутчики (не столько водители, сколько владельцы АТП) в еще толком не «настроенную» новую систему стали вносить еще большую сумятицу: срывать графики движения, уменьшать количество транспорта на маршрутах, провоцируя давку в автобусах, и т.д.
Мы постараемся и дальше вместе с вами следить за развитием транспортной реформы во Львове и Днепропетровске (если она начнется в ближайшее время). Так как обо всех тонкостях и возможных проблемах горожанам и городской власти нужно будет помнить, когда подобные перемены начнутся и в нашем городском транспортном хозяйстве. А перемены – что-то подсказывает – не за горами.
Дмитрий ЕГОРОВ

























«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Комментарии:
нет комментариев