Уже совсем скоро наступят самые волшебные, самые удивительные дни, когда даже каждый взрослый может хотя бы на короткое время вернуться в детство. Многие из нас уже приобрели елки, совсем скоро прийдет время достать с антресолей новогодние игрушки. Некоторые уже составили список подарков, а у самых шустрых, они уже лежат в укромном месте. Но что мы знаем о том, как отмечали этот праздник наши предки и какие традиции были изначально заложены в его празднование?
Долгое время в Киевской Руси праздновали несколько вариантов Нового года: 1 марта и 1 сентября.
Новый год, который наступал 1 марта считали празником весны , солнца, тепла, ожидания нового урожая. Он подарил нам традицию зажигать огни на новогодних елках. Во времена Киевской Руси, зажигание огней было обязательным элементом празднования весеннего Нового года, и считалось «программированием» хорошего будущего урожая.
1 сентября отмечали государственный Новый год, возникновение его связано с тем, что именно в этот день царь вершил суд над подданными. Но в конце 15 века традиция отмечать Новый год дважды в году начала вызывать все больше неудобств. Однако, в ту пору многие твердо верили, что в 7000 году от «сотворения мира» (в 1492 году от Рождества Христова) наступит Судный день, и даже даты Пасхи определяли только до 1492 года.
Именно в 1492 году Великий князь Иоанн Третий, отец Ивана Грозного, окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. В этот день следовало платить дань, различные оброки, отдавать в казну пошлины. Но поскольку народ продолжал встречать Новый год и прилетом первых птиц, царь ввел заимствованный из Византии обычай: 1 сентября, после молитвы в храме, он позволял допускать страже к себе любого просителя, который бы хотел ему пожаловаться, попросить защиты или, как говорили на Руси, правды искал. Постепенно, народ привык считать началом года 1 сентября, когда урожай (подарки земли) был уже собран или еще дозревал. Тогда и родилось знаменитое поверье: «Как встретишь Новый год, так его и проведешь».
И продолжалось так до 1699 года. Последним из русских царей, отметивших Новый год 1 сентября был Петр Первый. Каждый заздравный кубок царя сопровождался выстрелом из 25 орудий. Кругом творилось веселье и праздничная кутерьма…
Накануне 1700 года русский царь Петр Первый издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. В указе было точно указано, как именно следует отмечать этот праздник, что нужно предпринять, а чего ни в коем случае делать не следует. В частности, предписывалось всячески украшать еловые лапы, которые вешали при входе в дома, а также на ворота, и во дворе. По указу Петра Первого, Новый год следовало отмечать с Рождества Христова, как это повсеместно происходило в Европе, а не со «дня сотворения мира» 1 сентября. Новый год 1 сентября был запрещен под угрозой строгого наказания.
Согласно тому же указу Петра, всем без исключения рекомендовалось по возможности на своих дворах из небольших пушечек и мелких ружей «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». С 1 по 7 января «по ночам огни зажигать из дров или хвороста». Желая подать пример подданным, в 12 часов одну минуту ночи 1 января 1700 года Петр Первый вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника, возвестивший о начале Нового года и Нового столетия. Сразу же раздался целый хор выстрелов из пушек и ружей. Даже летоисчисление с того дня было изменено. В то время, когда в Европе был 1699 год (от Рождества Христова), в России значился 7207 (от сотворения мира) это вносило путаницу в международные договоренности и было крайне неудобно для самого царя.
В Украине традиционным праздничным символом Нового года на протяжении очень многих веков, была не зеленая елка, а «дидух». Изготавливали его с первого сжатого в этом году снопа. Несколько десятков пучков, отдельно обплетенных соломой, связывали в пышный сноп, который расширяли снизу, чтобы «дидух» мог стоять. Его украшали разноцветными лентами, бумажными или сухими цветами. В доме украшенный «дидух» ставили накануне Рождества. Свою обрядовую роль он выполнял на протяжении всех рождественских праздников и символизировал связь с родом, и предками.
Но реформирование календарной системы в России на переносе празднования Нового года не закончилось. Следующим шагом стал переход на 1918 году с юлианского календаря на григорианский, и в 1919 году новогодний праздник наступил на 13 дней раньше, чем в предыдущие и последующие годы. В разгар Гражданской войны такой факт мало кто заметил. Зато позже сформировалась традиция встречать Новый год дважды, и на территории бывшего Советского союза появился уникальный праздник – Старый Новый год.
Комментарии:
ииии начали! | 26.11 2016 в 19:40
Спасибо.