Бог все-таки существует. Именно он создал Вселенную, галактики, звезды, Землю и все живое. Так большинством голосов решили жители десяти стран, опрошенные международной организацией British Council на предмет того, хотели бы они, чтобы теорию о божественном сотворении мира преподавали в школах наравне с теорией эволюции Дарвина.
Этот опрос фактически поставил точку в затянувшейся войне между дарвинизмом и креационизмом. Если первая теория предполагает случайное возникновение у биологических видов неких особенностей, которые затем способствуют фили не способствуют выживанию и размножению, то вторая говорит совершенно противоположное. Суть креационизма сводится к тому, что некий Высший разум создал все живое. С некоторых пор креационисты признают, что эволюция все же могла иметь место, но уже после того, как Творец создал этот мир.
Демократия в действии
Специалисты British Council опросили 11 тыс. человек старше 18-ти лет, проживающих в Аргентине, Великобритании, Китае, Египте, Индии, Испании, Мексике, России, США и Южной Африке. 53% опрошенных сказали, что наряду с теорией Дарвина они хотели бы видеть в школьных программах и альтернативные гипотезы. В связи с тем что пока широкое распространение получила лишь теория о разумном сотворении мира, также известная как креационизм, очевидно, что речь идет именно о ней.
Странами, где креационизм востребован больше всего, оказались Аргентина (там в поддержку альтернативного учения высказались 68% опрошенных) и Великобритания (60%). Против активнее всего выступали в Индии и Испании, где 49% и 42% опрошенных соответственно высказались за то, чтобы в школах по-прежнему преподавали только теорию эволюции Дарвина. По мнению представителя British Council Ферн Элсдон-Бейкер, результаты свидетельствуют о том, что дебаты вокруг дарвинизма приобрели не лучший оборот. Как правило, они сводятся к прямому противопоставлению науки и религии. Многие до сих пор не очень представляют, что именно думает религия об эволюции и что именно думает наука о возможности искусственного сотворения мира.
Но самое главное заключается в том, что многие из опрошенных уже готовы принять мысль о том, что вполне допустимо верить в Бога и в то же время не отрицать то, что эволюция происходит методом естественного отбора.
Сила магнетики
Бог существует. Убедиться в этом несложно – достаточно погрузиться в глубины квантовой механики, как это сделал французский ученый Бернар д’Эспанья, ставший в этом году лауреатом Темплтоновской премии. В 1960–1980 годах он внес неоценимый вклад в изучение квантовой механики, но наиболее важным результатом его работы стал вывод о существовании чего-то непознанного и очень значимого. «Наука не может открыть ничего определенного о природе нашего бытия, – считает ученый. – Наука даже не может сказать, чем бытие не является». В этом, по всей видимости, и кроется определение Бога с точки зрения квантовой механики.
Лауреат Темплтоновской премии 2008 года – польский ученый Михаль Геллер – также был удостоен этой почетной награды за математические изыскания, которые представляют доказательства существования Бога. В трудах Геллера, одновременно выступающего в трех ипостасях (математика, философа и священника), фигурирует даже формула, которая объясняет все на свете, включая понятие «случайность». Ученый предполагает, что создание Вселенной происходило вне пространства и времени. Это объясняет тот факт, что она просто существует, не имея ни начала, ни конца, ни границ.
Так можно объяснить ее возникновение и наличие ее Творца. Традиционная же наука считает, что Вселенная возникла 13 млрд лет назад после Большого взрыва, который был вызван неизвестными силами. Эти силы официальная наука упорно отказывается считать Богом.
Долгожданное примирение
Церковь не сразу пошла навстречу науке. На пути к примирению как всегда встали ортодоксы. «Сторонники теории эволюции заявляли, что католическая церковь не возражает против их учения, но это не правда, – заявил в 2006 году кардинал Кристиан Шенборн. – Эволюция, возможно, и имела место, но это вовсе не был незапланированный хаотичный процесс».
После смерти Папы Иоанна Павла II кардинала Шенборна называли одним из его вероятных преемников. Но новым папой стал другой непримиримый враг дарвинизма Йозеф Ратцингер. Взойдя на Святой престол под именем Бенедикт XVI, он быстро отодвинул Ватикан на прежние «доиоанновские» позиции. Заявления Иоанна Павла II о том, что «эволюция – это больше чем просто гипотеза», были забыты. Бенедикт XVI выступил в поддержку креационизма. Его соратник Шенборн в одном из интервью договорился до того, что «любая теория, отрицающая роль высшего разума в возникновении жизни, является идеологией, а не наукой». Реакция научного мира на эти заявления была резко отрицательной, некоторые ученые стали поговаривать о том, что Ватикан вновь погружается в средневековое мракобесие.
Однако процессы, которые были начаты Иоанном Павлом II, по-видимому, все же оказались необратимыми. В последующие годы Шенборн и другие противники дарвинизма вели себя намного сдержаннее. А весной 2009 года и вовсе грянул гром.
В официальной газете Ватикана появилась статья, повествующая о том, что католическая церковь в целом поддерживает теорию эволюции, а креационизм был назван ненаучной теорией.
Поясняя написанное в статье, архиепископ Джанфранко Равази, глава папского совета по культуре, заявил, что эволюционные идеи можно найти еще в текстах таких философов, как Святой Августин и Фома Аквинский. «Говоря об эволюции, мы говорим о мире в том виде, в котором его создал Бог», – так в интерпретации Равази звучит новая догма, которая должна примирить дарвинизм с креационизмом.
Олег СИРИК
Комментарии:
нет комментариев