Совсем недавно в Ялте завершилось одно из самых значимых культурных событий нашей страны, неизменно привлекающее внимание мировой театральной общественности к Украине и Крыму – VI Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта». За семь фестивальных дней гости мероприятия увидели 11 постановок профессиональных театральных коллективов из 6-ти стран мира.
Одним из тех, кому без труда удалось завладеть как вниманием авторитетного жюри, так и заядлых театралов, стал, уже полюбившийся многим запорожцам Новый театр. Трагедия «Медея», которую актёры представили на суд публики на сцене ялтинского театра им. А.П. Чехова, сразу же стремительно вошла в число претендентов на победу. И хотя, в итоге, гран-при достался другим, коллектив театра заметили и оценили. А диплом лауреата фестиваля «За оригинальную современную интерпретацию античного мифа» и диплом от мэра города Сергея Илаша «За творческий вклад в развитие международного фестивального движения и эстетическое приобщение Ялты к театральному искусству», вместе с любовью зрителей, стали достойным вознаграждением за труды.
Именно поэтому сегодня собеседник «Улицы Заречной» – директор Нового театра Владислав Лебедев. В спектакле он исполнил роль одного из главных героев – Ясона.
– Расскажите, как Новый театр оказался в числе участников этого фестиваля? В двух словах, что представляет из себя этот форум?
– В Крыму мы оказались благодаря нашему учредителю, генеральному директору корпорации «Керамист» Дмитрию Зусмановичу. Дело в том, что Дмитрий Маркович очень известен как меценат не только в Запорожье, но и в Ялте. Он очень любит театр и поэтому помогает театру им. А.П. Чехова. Недавно, к примеру, «Керамист» финансировал там установку рекламных тумб европейского образца. В качестве почётного члена, Дмитрия Зусмановича пригласили в состав жюри, а он предложил в программу международного фестиваля включить Новый театр. Кроме того, дирекция театра уже знала нас по прошлогодним гастролям с «Варшавской мелодией». Скажу ещё, что заявки на участие подали около пятидесяти театров. Из них выбрали одиннадцать. В том числе и нас.
Фестиваль, где побывал Новый театр, носит статус международного. Его подтверждает, прежде всего, состав участников. Так, на фестивале была представлена самая разнообразная палитра: театр RINKOGAN (Япония, г. Токио), театр ZERO (Израиль, г. Кириат-Оно), хореографическая мастерская Глории Контрерас, (Мексика, г. Мехико), Московский драматический театр «Человек», Тбилисский театр музыки и драмы им. Васо Абашидзе из Грузии. А также три академических театра из Киева – национальный театр имени Леси Украинки, театр на Липках (ТЮЗ), театр на Левом берегу, и кроме того, Полтавский и Львовский театры.
– Владислав, почему выбор вашего коллектива пал именно на эту пьесу Людмилы Разумовской? Ведь это трагедия, пусть даже и в современном переложении. А ставить такой спектакль сегодня – дело рискованное. Ведь современного зрителя, в большинстве своём, отучили думать?
– В минувшем году, как я уже говорил, Новый театр был с гастролями в Ялте. Затем мы выступали в Севастополе. Нам очень хотелось показать спектакль и в Херсонесе. Там есть древнегреческий театр. В нём, под открытым небом, два севастопольских театра им. Луначарского и им. Лавренёва, летом играют древнегреческие истории. Вот поэтому мы и обратили свой взор в сторону этой античной драмы-трагедии «Медея». Тем более, что Людмила Разумовская – известнейший драматург, чьи пьесы переведены практически на все языки. Конкретно эту пьесу отличает то, что в ней, с точки зрения психологии, прекрасно прописаны поступки героев. Да и работать над ней было легко. Все главные герои у нас были. Света (Светлана Лебедева – актриса и режиссёр Нового театра – прим. «УЗ») – Медея, я – Ясон, Дмитрий (актёр театра Дмитрий Московцев – прим. «УЗ») – царь Эгей. И хотя выступить в Херсонесе не сложилось, мы достаточно быстро сделали спектакль, и 29 июля закрыли им сезон.
– Такой фестиваль – это всегда хороший повод приобрести новых друзей, наладить профессиональные контакты. Случились ли у вас какие-то интересные знакомства?
– Кроме того, что мы тесно общались с одним из гостей фестиваля – народным артистом России Георгием Тараторкиным, мы открыли для себя Александра Марданя. Этот успешный украинский драматург из Одессы входил в состав жюри. После спектакля он пришёл к нам за кулисы, поздравил и сказал: «Спасибо, ребята. Всё состоялось. Я вам поверил». Он подарил нам свою книгу «Десять пьес, которые потрясут мир», и разрешил поставить любую из его пьес. Мы подружились. И т.к. Александр Мардань является президентом и организатором театрального фестиваля аналогичного ялтинскому, который проходит в Одессе. На следующий год он пригласил нас к себе.
Однако самым незабываемым стало знакомство с Людмилой Разумовской. Когда мы уже поехали на фестиваль, я получил письмо по электронной почте от своего старого друга – московского режиссёра Григория Червинского, в своё время мы тесно сотрудничали в театре Vie. Он, когда узнал, что мы едем на фестиваль с «Медеей», прислал мне номер телефона Людмилы Николаевны. И Дмитрий Маркович, огромное ему спасибо, пригласил её на фестиваль. Она вылетела в Ялту из Питера, и даже была у нас на спектакле. В общем и целом, она приняла всё, что увидела на сцене. И даже дала ряд дельных советов, как сделать постановку более динамичной. Людмила Николаевна подарила нам двухтомник своих пьес, а после спектакля мы даже провели совместную репетицию.
– Вы не боялись конкуренции? Ведь Новый театр существует всего полтора года.
– Конечно, появившись на таком фестивале, для многих наш театр выглядел тёмной лошадкой. Но думаю, ни о какой конкуренции говорить не стоит. Никто, по большому счёту, не знал, чего от нас ждать. Ни авторитетное жюри, в котором три драматурга – Юрий Рыбчинский, Александр Мардань, Анатолий Крым, известный критик Олег Вергелис, президент фестиваля «ПостЕфремовское пространство» Анастасия Ефремова и множество других известнейших фигур, ни другие участники фестиваля, ни зрители. Но после спектакля, как минимум трое, из членов жюри, пришли к нам за кулисы и сказали, что мы стали для них открытием. Они даже не предполагали, что театр, который только что появился, может показать нормальный художественный уровень.
– Что из увиденного в конкурсной программе впечатлило вас больше всего?
– Из увиденных спектаклей, например, очень понравился японский театр. Они показали спектакль «Чердак». Драпированная чёрным бархатом сцена, вверху – маленькое светящееся окошко. Язык образов и аллегорий. Мы не могли оторваться!
Ещё один, очень интересный для нас спектакль показали грузины «Психоз 4.48». Он создан по мотивам автобиографической пьесы Сары Кейн, которая лечилась от наркотической зависимости. Выразительный, очень яркий театральный язык, который можно понять и без перевода!
Впечатлил своей версией чеховского «Вишнёвого сада» и киевский академический театр юного зрителя на Липках. Я считаю, что гран-при они получили вполне заслуженно!
– И напоследок о творческих планах. Чем собираетесь порадовать запорожцев в ближайшем будущем?
– Мы взяли в работу пьесу Алексея Арбузова «Старомодная комедия». Она о том, как встретились два одиночества: главный врач санатория в Прибалтике и очень странная пациентка. В спектакле, названном нами «Ретро вдвоём» сыграют Надежда Стадниченко и Виктор Гончаров – заслуженные артисты Украины. Эту премьеру планируем в ноябре. Ближе к Новому году выпустим постановку для детей «Солнышко внутри» по пьесе Евгения Тыщука. Также у нас в планах ещё один спектакль, «Укрощение строптивой» по Шекспиру. Для сценического воплощения эта вещь сложная – в ней только действующих лиц 13 человек, и ещё несколько слуг, у которых нет текста. Но нам нравится эта история и мы знаем как её сделать!
P.S. Поделились впечатлениями от поездки и другие актёры Нового театра – Светлана Лебедева и Дмитрий Московцев.
«Конечно же, очень приятно участвовать в фестивалях, куда приезжают театры такого уровня. Я глубоко признательна нашему меценату – Дмитрию Марковичу Зусмановичу. Только благодаря ему мы смогли поехать в Ялту, повезти туда декорации, коллектив. Ведь такие мероприятия – это бесценный опыт!» – сказала Светлана Лебедева.
Дмитрий Московцев добавил: «Фестиваль – это не только место, где можно показать себя. По сути, это мастер-класс, прекрасная возможность научиться чему-то новому. И, конечно, после такой награды мы стали больше себя уважать. В профессиональном смысле. Получили массу информации, ну и зарядились такой общетеатральной мировой энергией!»
Олег ВАЛИК
Комментарии:
нет комментариев