В августе исполнилось 6 лет со дня начала главной стройки Запорожья за годы Независимости – мостовых переходов через Днепр. Дело, которое должно было дать возможность городу задышать полной грудью в транспортном направлении, обернулось “тяжелой гирей на его шее”. Не единожды строительство приостанавливалось, а рабочие разъезжались по домам. Ни разу государство так и не удосужилось выделить необходимые на год денежные средства. Стоимость мостов в ценах 2001–2002 года составляла 1 миллиард 900 миллионов гривен. Главный финансовый документ – титул стройки был расписан по годам на весь период работ с 2004-го по 2009-й.
За 6 лет мучений и бросания из стороны в сторону цены резко возросли. К настоящему времени стоимость мостов увеличилась до 5,22 миллиарда гривен. Ведь за последние годы подорожало все – от строительного бетона до спецстали, из которой будут вить вантовые канаты моста. Вот так, из-за халатности и наплевательского отношения центральных органов власти, страна потеряла более 3 миллиардов гривен. Учитывая, как сегодня выделяются денежные средства на наши мосты, можно утверждать, что запас прочности у отечественной казны еще имеется.
– Начиналась стройка в очень оптимистическом настроении, – вспоминает начальник Управления капитального строительства Запорожского горисполкома Иван Сухомлин. – Мы защитили ТЭО в Кабмине, который тогда возглавлял нынешний глава государства Виктор Янукович. Он очень позитивно отнесся к нашим начинаниям. В августе 2004 года дело сдвинулось с мертвой точки, и предприятие “Мостобуд” начало возводить новые переходы через Днепр. Закончить планировали через 6 лет. Тогда даже подумать никто не мог, что все это так затянется, ведь на сегодня отставание уже составляет 3 года, – сетует на невеселые нынешние реалии Иван Сухомлин.
За это время было многое. Стройку финансировали, как из “чайной ложки”, подбрасывая деньги, лишь бы рабочие могли хоть что-то делать. Ее закрывали, а потом подписывали меморандумы о возобновлении работ. Однако даже в таких непростых условиях благодаря усилиям прежде всего мэра города Евгения Карташова удалось самое главное – удержать технологию строительства такого серьезного объекта, как мостовые переходы, – уверен начальник УКСа.
Иван Сухомлин:
– Мосты дешевле строить, чем их консервировать. Ведь для того, чтобы делать консервацию объекта, нужно предварительно сделать проект, где предусматриваются все меры, в том числе и возможные негативные последствия остановки строительства. Такой процесс требует колоссальных затрат, в том числе должны быть предусмотрены деньги на передислокацию оборудования, охрану, освещение объекта и т.д.
По словам главного строителя Запорожья, из ведущихся сейчас строительств мостов в Украине только наши полностью готовы для продолжения работ. Кстати, за 19 лет в нашей стране не было построено ни одного моста.
– Каждый из двух строящихся столичных мостов имеет свои инженерные и проектные проблемы, а у нас все хорошо в этом плане, только бы деньги выделялись, – говорит Иван Сухомлин.
А вот с этим как раз и проблема. В Госбюджете этого года депутаты ВР запорожские мосты проигнорировали, отправив нас в дебри Стабилизационного фонда. Из этого ведомства было выделено 100 миллионов гривен, еще 59,2 миллиона будут выделены в ближайшее время.
– Это, конечно, хорошо, но для нормального продолжения строительства вышеприведенных сумм явно недостаточно, – говорит Иван Сухомлин. - Ведь для того, чтобы войти в нормальный ритм, нужно несколько сот миллионов гривен. На следующий год запорожцы просят государство об 1,4 миллиарда, но уверенности в их получении нет.
Мэр Запорожья Евгений Карташов:
- Причина того, что этот объект стал долгостроем, только одна: в новых мостах больше политики, чем бетона. Когда мы начинали строить мост в 2004 году, знали, что дорога через Днепр будет трудной, но не предполагали, насколько. Наши мостовики, которые построили десятки мостов от Прибалтики до Дальнего Востока, говорят, что запорожский мост – самый красивый и самый сложный. И дело тут не в технологиях, люди знают свое дело… Так складывалась финансово-политическая ситуация в стране. Но сейчас нужно не назад оглядываться, нужно идти вперед. Да, Кабинет Министров помогает нам, исходя из своих возможностей. Я понимаю: страна большая, проблем много, и поддержки Правительства ждет не только Запорожье. Я понимаю это разумом, но не сердцем. Верю, что Президент Украины не изменит своей позиции в отношении запорожских мостов и в отличие от других политиков обязательно выполнит данное запорожцам обещание. Виктор Янукович – человек слова и дела.
Мы уже и так отстаем на три года, а при нынешних темпах выделения средств эта цифра будет только увеличиваться. Надеемся, что недавний приезд в Запорожье Президента, наконец-то, сдвинет эту проблему с мертвой точки. Мэру Евгению Карташову и областной власти удалось убедить главу государства в том, что наши мосты нужны не только запорожцам, но и стране в целом.
На Днепре Запорожье - третий по промышленному и людскому потенциалу населенный пункт, а мостов у нас меньше всех. В том же Киеве 13 полос движения через Днепр в одну строну, плюс две ветки метро. В соседнем Днепропетровске 11 полос, а у нас только 3, плюс 2 аварийные через Днепрогэс. Запорожье и запорожцы достойны лучшего, – уверен начальник УКСа.
Завершил нашу беседу Иван Прокофьевич на мажорной ноте, пообещав к 2012 году пустить первую очередь запорожских мостов через Днепр.
Комментарии:
нет комментариев