misto.zp.ua

Май, 1971: Арочный мост

Май, 1971: Арочный мост

Весной 1971 года городские власти заявляют о намерении построить новый мост через Днепр. Он должен соединить правый берег и остров Хортицу. Постройка Арочного моста – один из пунктов реконструкции Днепровского гидроузла. Проект сооружения разработал московский институт «Проектстальконструкция». Внедрить его в жизнь поручено республиканскому тресту «Мостострой №1». Вести работы должен мостоотряд №12. «Начать работы нужно уже сейчас и вести высокими темпами. Цель – перенос движения пешеходов и автотранспорта с проезжей части плотины на новый мост, ведь в ходе строительства Днепрогэса-2 придется взрывать скальный грунт. Сооружение арочного моста и шоссе с обеих сторон потребует не более полутора лет, и если сейчас не упустить момент, то уже летом следующего года у гидростроителей, что называется, будут развязаны руки», – пишут запорожские газеты весной 1971 года. Плюс ко всему новый мост принесет массу бонусов жителям правобережной части города – они получат кратчайшую транспортную связь с Хортицей. Но работа еще пока не спорится – к маю начата только выемка грунта из котлована под первой правобережной опорой будущего сооружения.

Демонстрация

В 70-е дважды в год на главную улицу – проспект Ленина – выходит значительное количество запорожцев любых возрастов. Речь о 1 мая и 7 ноября, когда празднуют, соответственно, День международной солидарности трудящихся и очередную годовщину Октябрьской революции. Начнем с Первомая. Вот как проходит первомайская демонстрация в 71-м. Действо стартует в 10 утра на Октябрьской площади. Шествие открывает 4-тысячная колонна физкультурников города. Ее возглавляют лучшие спортсмены города – среди них неоднократные чемпионы мира Яков Пункин, Сергей Рыбалко, Юрий Григорьев. За физкультурниками по проспекту марширует сводная колонна запорожских восьмиклассников. Вслед за школьниками вышагивают учащиеся ПТУ. И уж следом за ними – основная масса «карнавала» – трудящиеся всех районов города. Завершает шествие традиционно сводный духовой оркестр.

Магазины самообслуживания

В начале 70-х советская торговля переходит на прогрессивный метод работы – магазины самообслуживания. Старые торговые точки, работавшие через прилавки, переделывают на новый лад. Например, во многих булочных теперь можно самому проверить, не черствый ли хлеб? Важные преимущества самообслуживания – прямой доступ покупателя к товару и одна очередь при выходе из торгового зала (вместо двух – в отдел и кассу). Даже удивительно: почему же раньше до такого не додумались?! Новые магазины теперь делают в основном такими. Например, сразу два гастронома с самообслуживанием появляется в Запорожье к первомайским праздникам. По улице Лизы Чайкиной, 58 открывает двери 44-й магазин завода «Запорожсталь». Это самый большой гастроном на поселке Павло-Кичкас. Здесь работает даже кафетерий, где можно выпить стакан кофе или горячего молока. Самый большой гастроном с самообслуживанием появился и в Шевченковском микрорайоне. Сооружение из стекла и бетона открыто на улице Авалиани.

Полумиллионный запорожец

К Первомаю юбилейный автомобиль сходит с конвейера автозавода «Коммунар» – 500-тысячный «Запорожец»! На панель приборов юбиляра прикрепляют табличку с надписью «500-тысячный автомобиль, собранный коллективом запорожского автозавода в 1971 году». Автозаводчики обещают, что уже в девятой пятилетке отпразднуют еще один юбилей – выпустят миллионный «Запорожец».

Серебро ЗМетИ

Спортивное событие месяца – заключительный этап чемпионата СССР по гандболу среди мужчин, который принимает запорожская «Юность». Среди основных претендентов на чемпионский титул и местная команда ЗМетИ. Увы, золотые медали в Запорожье добывает команда Московского авиационного института. Запорожцы – на второй ступеньке пьедестала, отстав от чемпиона всего на одно очко. Впрочем, и это огромный успех для молодой студенческой команды. К нему ЗМетИ привели тренеры Семен Полонский и Владимир Волков. В составе команды в серебряном сезоне выступали мастера спорта международного класса Михаил Ищенко и Анатолий Артамонов, мастера спорта Юрий Лагутин, Юрий Чурсин, Александр Резанов, Юрий Шульга, Алексей Тищенко, Виктор Шкарлат, Борис Горелик, Николай Томин, перворазрядники Владимир Хюппененен и Николай Евпак.

Солдат на «Переправе»

В воскресенье, 9 мая, в Запорожье появляется еще один его символ – монумент «Переправа» приобретает законченный вид. Еще в 1969 году здесь у места форсирования нашими солдатами Днепра во времена Великой Отечественной войны появилась высокая стела, которая опиралась на консоль, изготовленную в виде плота – на таких плавсредствах в 43-м советские воины форсировали Славутич. И вот в 71-м здесь появляется и грандиозная скульптура – огромный солдат. Его высота – 9 метров. С автоматом в вытянутой руке – все 14! Право открытия монумента получили первый секретарь обкома Всеволжский, первый секретарь горкома Пьянков, наши славные земляки-ветераны Номинас и Гурский. Они перерезают красную ленточку. Над Днепром в этот момент гремит трехкратный салют и трубят пароходные гудки…

Автор открытого памятника – скульптор Борис Раппопорт. Огромный объем работы ставил под угрозу срыва сдачу монумента ко Дню Победы. За восемь дней до формовки скульпторы-коллеги Рапопорта, жившие в Запорожье, организовали субботник, чтобы помочь товарищу. В итоге величественный памятник на берегу Днепра открывается в срок – и тут же становится визитной карточкой Запорожья: его изображение печатают на открытках и конвертах, в книгах и фотоальбомах. Кстати, позже, спустя несколько лет, суд обяжет считать авторами монумента «Переправа» и двух помощников Раппопорта – Балакальчука и Худаса.

Авиасообщение

В мае в Запорожье открывается и летняя авианавигация «Аэрофлота». Первые авиационные рейсы нового сезона – на Новониколаевку–Гуляйполе и Токмак–Приморск. Каково, а? Всего же весной 71-го года в расписание запорожского аэропорта добавляют 12 новых рейсов. Из Запорожья теперь можно летать в Повольжье и в Минеральные Воды. Ближе и доступнее для запорожцев стало и Сочи – сюда каждый день из Запорожья будет летать 80-местный Ту-134. А в один только Киев ежедневно из нашего города будет теперь отправляться 6-8 самолетов! В целом же из Запорожья теперь сможет вылетать более 1000 пассажиров в сутки. За год запорожские авиаторы планируют перевезти более 400 тысяч человек. Кстати, авиабилеты вполне доступны для любого работающего запорожца. В Москву можно слетать за 18 рублей, в Киев – за 12, в Сочи – за 17. Дороже всего добраться по воздуху в Челябинск – аж 37 рублей, или примерно треть-четверть месячной зарплаты. На другом полюсе цен – полеты в соседние города: в Бердянск – за «пятерочку» или Кривой Рог – за четыре «рэ».

Роман АКБАШ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

Валерий Зотов, главный редактор газеты Правда«ПРАВДА» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самую эксклюзивную информацию о нашем городе, ее истории, жизни. 

Наш слоган: ПРАВДА, и ничего кроме правды!

 

Контакты

Учредитель и издатель:
Медиа-проект, ООО
Адрес редакции:
69095, г. Запорожье, ул. Украинская, 52
Главный редактор:
Валерий Зотов
Телефоны:
787-48-12, 787-48-13
Интернет-сайт:
www.pravda.in.ua
E-mail:

Подписной индекс:
96345

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |