"Несмотря на искреннее желание, тяжело представить англичан, едущих на матчи "Евро-2012" в маршрутках. Это самое популярное средство транспорта в Украине" - написал в своей статье польский журналист Рафал Мендес. И добавил: "Фанаты переживут шок! Потому что в Украине время остановилось 20 лет назад"
Примечательно, что среди прочих шокирующих недостатков нашей страны польский коллега отметил именно "marszrutk"'у! Причем на фотографии с подписью "Маршрутка в действии" запечатлен автобус "Богдан"! Очевидно, пану Мендесу еще повезло: ему не довелось прокатиться на какой-нибудь "газельке" в час пик.
100 новых автобусов
"Уже сегодня мы можем завезти в город 75 больших ЛАЗов и пустить их по проспекту, - сообщил начальник Управления транспорта и связи Запорожского горисполкома Леонид Костюченко. - Это автобусы европейского уровня, отвечающие всем требованиям, работающие на газе и без вреда экологии... Маршрутки могут стать вспомогательным видом транспорта". Кроме того, депутатам городского совета был представлен бизнес-план покупки в кредит для АТП-12327 ста современных комфортабельных автобусов автозавода ЛАЗ.
Небольшая ремарка: это заявление было сделано почти 3 года назад! Несложно заметить, что с того времени в городе не появилось ни ста, ни даже 75-ти современных комфортабельных автобусов. Да и само АТП-12327 сегодня переживает, мягко говоря, тяжелые времена.
Бизнес-план о покупке нового автотранспорта так и не был принят городскими властями. Единственной официальной причиной отказа назывались возможные цены за проезд в новых автобусах. По расчетам Управления транспорта и связи, тарифы были бы неподъемными для запорожцев. Поэтому горожане продолжают передвигаться в маленьких микроавтобусах по такой же не очень подъемной цене. Мэр города Евгений Карташов тогда же предложил депутатам не отбрасывать предложенную идею, а буквально "с калькуляторами в руках" просчитать наиболее выгодный и для горожан, и для транспортников тариф. Но что-то там с калькуляторами не получилось...
С другой стороны, у мэрии за полгода до дискуссии об автобусах, летом 2007 года, был не просто план, а конкретная программа, как облагородить городской общественный транспорт. Программа развития городского электротранспорта на 2007 - 2015 годы предусматривала, помимо прочего, закупку 153-х новых троллейбусов и 52-х новых трамваев! Таким образом, планировалось уже к 2010 году сократить количество маршруток на 200 единиц. Тем не менее, микроавтобусов на дорогах города существенно меньше не стало, да и "153 новых троллейбуса" запорожцы пока не наблюдают.
Решение проблемы = проблема
В любом случае, Программа развития электротранспорта и другие документы показывают, что городские власти официально согласны с тем, что маршрутки отжили свое и должны уступить место абсолютно новому виду городского транспорта. Если в 1990-х по сравнению со старыми "икарусами" и "пазиками" маршрутки казались панацеей, то теперь и они сами стали транспортной бедой.
В октябре Украину облетела новость о том, что пассажиры запорожской маршрутки избили водителя. Тот отказался остановиться и выпустить пассажиров в неустановленном месте - то есть действовал по правилам! - а в результате после словесной перепалки был избит. Абсурдность ситуации показывает, насколько накалена атмосфера вокруг автоперевозчиков. Ежедневно десятки конфликтов вспыхивают между водителями и пассажирами, между водителями и инспекторами ГАИ, между автоперевозчиками разных маршрутов и разных АТП. Что уж говорить о других проблемах! Нарушение ПДД водителями маршруток уже стали для остальных автомобилистов анекдотом и сомнительной нормой одновременно. Техническое состояние микроавтобусов и остальной "сервис" тоже вызывает сомнение и вопросы.
По большому счету, для облагораживания транспортной ситуации в городе необходимо сделать всего два шага. Первое - заменить маршрутки на большие автобусы (ЛАЗ или МАЗ - непринципиально), составить четкий график их движения и контролировать его соблюдение. А помимо этого должен присутствовать не формальный, а полноценный контроль со стороны АТП за водителями и транспортными средствами: техническим состоянием, соблюдением ПДД и т. д. Автобусы не смогут "гонять" по городу, пассажиры будут знать точный график движения, наконец, за раз автобусы способны перевезти не 15 - 20, а 100 - 120 человек без проблем и опасности для их здоровья. Сегодняшние водители в такой ситуации тоже не останутся без работы, более того, они избавятся от статуса "вечно виноватых".
Второй шаг - это предоставление отдельной полосы на дорогах города для общественного транспорта. В случае возможных пробок это позволит ему двигаться в обычном режиме. Это практика поддержки общественного транспорта, принятая во всем мире. Впрочем, заторы в Запорожье случаются не так часто, так что вполне можно обойтись без второго шага.
Под невидимой защитой
Те АТП, которые заинтересованы в переходе на современные автобусы, утверждают, что без финансовой помощи городских властей переход осуществить не удастся. Конечно, на такую инициативу вопрос будет всегда один: "А за какие деньги?". Но это вопрос от тех, кому маршрутки выгодны. Как показывает опыт, денег в стране все равно никогда ни на что нет, но... Если очень надо - они всегда появляются! Более того, расходы городского бюджета покроются с лихвой. Во-первых, поднимется престиж города и улучшится экология. Во-вторых, заметно повысится безопасность движения и сервис. Ну и наконец, город сможет контролировать финансовые потоки в сфере общественного транспорта. Потому что с трудом верится, что финансовая отчетность АТП сейчас честная и прозрачная. В этом и кроется главное препятствие. Очевидно, что отдельный депутат или чиновник будет против реформы, так как в этом случае деньги потекут легально в городской бюджет, а не ему в карман. Поэтому маршрутки еще долго будут под невидимой защитой.
А вот нам, горожанам, важно понять: мнение, что без маршруток город "встанет" - это миф. Миф, выгодный самим владельцам маршрутных такси и тем, кто с этого бизнеса кормится. Пока граждане будут верить и потакать мифам о незаменимости маршруток, дело с мертвой точки не сдвинется. Парадоксальная ситуация возникла в городе в 2008 году, когда ГАИ начала "закручивать гайки", не позволяя провозить "стоячих" пассажиров. Это действительно запрещено и ПДД, и в технической документации микроавтобусов. Кроме того, это попросту опасно, так как в случае даже небольшой аварии маршрутка, забитая под завязку превращается в "братскую могилу". Так вот, тогда, в 2008 году, маршрутчики не только объявили забастовку - что вообще немыслимо, забастовка против ПДД! - но и рекомендовали возмущенным пассажирам: "Звоните в мэрию, жалуйтесь!". А горожанам так хотелось ехать: кое-как, скукожившись, толкаясь, ругаясь, лишь бы ехать. Запорожцы звонили и жаловались... на ГАИ. Городские власти вместе с Госавтоинспекцией только пожали плечами и отступили. А запорожцы продолжают передвигаться в тесных маршрутках, ежедневно рискуя здоровьем.
Маршрутки отжили свое и должны уступить место абсолютно новому виду городского транспорта
И еще раз о недостатках
Эксперты разных стран и городов отмечают следующие общие для всех недостатки маршрутных такси.
- с маршрутками связана высокая коррупция в органах государственной власти, государственных транспортных предприятиях; в отдельных городах чиновники, связанные с маршруточным бизнесом, преднамеренно разваливают муниципальный транспорт;
- агрессивное вождение в сочетании с конкуренцией за пассажира на дороге приводит к снижению скорости движения транспортного потока в целом, в том числе и самих маршруток;
- маршрутные такси не приспособлены для перевозки инвалидов, пассажиров с детскими колясками или багажом;
- маршрутки являются высокоаварийным видом транспорта. Водители маршрутных такси часто работают с нарушением норм труда (чрезмерно долгий рабочий день, недостаток отдыха). За проезд пассажиры платят непосредственно водителю, что отвлекает его от управления автобусом. Часто салон маршрутного такси подвергается переустройству с целью увеличения вместимости; что понижает пассивную безопасность пассажиров.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев