misto.zp.ua

Marszrutka?

"Несмотря на искреннее желание, тяжело представить англичан, едущих на матчи "Евро-2012" в маршрутках. Это самое популярное средство транспорта в Украине" - написал в своей статье польский журналист Рафал Мендес. И добавил: "Фанаты переживут шок! Потому что в Украине время остановилось 20 лет назад"

Примечательно, что среди прочих шокирующих недостатков нашей страны польский коллега отметил именно "marszrutk"'у! Причем на фотографии с подписью "Маршрутка в действии" запечатлен автобус "Богдан"! Очевидно, пану Мендесу еще повезло: ему не довелось прокатиться на какой-нибудь "газельке" в час пик.

100 новых автобусов

"Уже сегодня мы можем завезти в город 75 больших ЛАЗов и пустить их по проспекту, - сообщил начальник Управления транспорта и связи Запорожского горисполкома Леонид Костюченко. - Это автобусы европейского уровня, отвечающие всем требованиям, работающие на газе и без вреда экологии... Маршрутки могут стать вспомогательным видом транспорта". Кроме того, депутатам городского совета был представлен бизнес-план покупки в кредит для АТП-12327 ста современных комфортабельных автобусов автозавода ЛАЗ.

Небольшая ремарка: это заявление было сделано почти 3 года назад! Несложно заметить, что с того времени в городе не появилось ни ста, ни даже 75-ти современных комфортабельных автобусов. Да и само АТП-12327 сегодня переживает, мягко говоря, тяжелые времена.

Бизнес-план о покупке нового автотранспорта так и не был принят городскими властями. Единственной официальной причиной отказа назывались возможные цены за проезд в новых автобусах. По расчетам Управления транспорта и связи, тарифы были бы неподъемными для запорожцев. Поэтому горожане продолжают передвигаться в маленьких микроавтобусах по такой же не очень подъемной цене. Мэр города Евгений Карташов тогда же предложил депутатам не отбрасывать предложенную идею, а буквально "с калькуляторами в руках" просчитать наиболее выгодный и для горожан, и для транспортников тариф. Но что-то там с калькуляторами не получилось...

С другой стороны, у мэрии за полгода до дискуссии об автобусах, летом 2007 года, был не просто план, а конкретная программа, как облагородить городской общественный транспорт. Программа развития городского электротранспорта на 2007 - 2015 годы предусматривала, помимо прочего, закупку 153-х новых троллейбусов и 52-х новых трамваев! Таким образом, планировалось уже к 2010 году сократить количество маршруток на 200 единиц. Тем не менее, микроавтобусов на дорогах города существенно меньше не стало, да и "153 новых троллейбуса" запорожцы пока не наблюдают.

Решение проблемы = проблема

В любом случае, Программа развития электротранспорта и другие документы показывают, что городские власти официально согласны с тем, что маршрутки отжили свое и должны уступить место абсолютно новому виду городского транспорта. Если в 1990-х по сравнению со старыми "икарусами" и "пазиками" маршрутки казались панацеей, то теперь и они сами стали транспортной бедой.

В октябре Украину облетела новость о том, что пассажиры запорожской маршрутки избили водителя. Тот отказался остановиться и выпустить пассажиров в неустановленном месте - то есть действовал по правилам! - а в результате после словесной перепалки был избит. Абсурдность ситуации показывает, насколько накалена атмосфера вокруг автоперевозчиков. Ежедневно десятки конфликтов вспыхивают между водителями и пассажирами, между водителями и инспекторами ГАИ, между автоперевозчиками разных маршрутов и разных АТП. Что уж говорить о других проблемах! Нарушение ПДД водителями маршруток уже стали для остальных автомобилистов анекдотом и сомнительной нормой одновременно. Техническое состояние микроавтобусов и остальной "сервис" тоже вызывает сомнение и вопросы.

По большому счету, для облагораживания транспортной ситуации в городе необходимо сделать всего два шага. Первое - заменить маршрутки на большие автобусы (ЛАЗ или МАЗ - непринципиально), составить четкий график их движения и контролировать его соблюдение. А помимо этого должен присутствовать не формальный, а полноценный контроль со стороны АТП за водителями и транспортными средствами: техническим состоянием, соблюдением ПДД и т. д. Автобусы не смогут "гонять" по городу, пассажиры будут знать точный график движения, наконец, за раз автобусы способны перевезти не 15 - 20, а 100 - 120 человек без проблем и опасности для их здоровья. Сегодняшние водители в такой ситуации тоже не останутся без работы, более того, они избавятся от статуса "вечно виноватых".

Второй шаг - это предоставление отдельной полосы на дорогах города для общественного транспорта. В случае возможных пробок это позволит ему двигаться в обычном режиме. Это практика поддержки общественного транспорта, принятая во всем мире. Впрочем, заторы в Запорожье случаются не так часто, так что вполне можно обойтись без второго шага.

Под невидимой защитой

Те АТП, которые заинтересованы в переходе на современные автобусы, утверждают, что без финансовой помощи городских властей переход осуществить не удастся. Конечно, на такую инициативу вопрос будет всегда один: "А за какие деньги?". Но это вопрос от тех, кому маршрутки выгодны. Как показывает опыт, денег в стране все равно никогда ни на что нет, но... Если очень надо - они всегда появляются! Более того, расходы городского бюджета покроются с лихвой. Во-первых, поднимется престиж города и улучшится экология. Во-вторых, заметно повысится безопасность движения и сервис. Ну и наконец, город сможет контролировать финансовые потоки в сфере общественного транспорта. Потому что с трудом верится, что финансовая отчетность АТП сейчас честная и прозрачная. В этом и кроется главное препятствие. Очевидно, что отдельный депутат или чиновник будет против реформы, так как в этом случае деньги потекут легально в городской бюджет, а не ему в карман. Поэтому маршрутки еще долго будут под невидимой защитой.

А вот нам, горожанам, важно понять: мнение, что без маршруток город "встанет" - это миф. Миф, выгодный самим владельцам маршрутных такси и тем, кто с этого бизнеса кормится. Пока граждане будут верить и потакать мифам о незаменимости маршруток, дело с мертвой точки не сдвинется. Парадоксальная ситуация возникла в городе в 2008 году, когда ГАИ начала "закручивать гайки", не позволяя провозить "стоячих" пассажиров. Это действительно запрещено и ПДД, и в технической документации микроавтобусов. Кроме того, это попросту опасно, так как в случае даже небольшой аварии маршрутка, забитая под завязку превращается в "братскую могилу". Так вот, тогда, в 2008 году, маршрутчики не только объявили забастовку - что вообще немыслимо, забастовка против ПДД! - но и рекомендовали возмущенным пассажирам: "Звоните в мэрию, жалуйтесь!". А горожанам так хотелось ехать: кое-как, скукожившись, толкаясь, ругаясь, лишь бы ехать. Запорожцы звонили и жаловались... на ГАИ. Городские власти вместе с Госавтоинспекцией только пожали плечами и отступили. А запорожцы продолжают передвигаться в тесных маршрутках, ежедневно рискуя здоровьем.

Маршрутки отжили свое и должны уступить место абсолютно новому виду городского транспорта

И еще раз о недостатках

Эксперты разных стран и городов отмечают следующие общие для всех недостатки маршрутных такси.

- с маршрутками связана высокая коррупция в органах государственной власти, государственных транспортных предприятиях; в отдельных городах чиновники, связанные с маршруточным бизнесом, преднамеренно разваливают муниципальный транспорт;

- агрессивное вождение в сочетании с конкуренцией за пассажира на дороге приводит к снижению скорости движения транспортного потока в целом, в том числе и самих маршруток;

- маршрутные такси не приспособлены для перевозки инвалидов, пассажиров с детскими колясками или багажом;

- маршрутки являются высокоаварийным видом транспорта. Водители маршрутных такси часто работают с нарушением норм труда (чрезмерно долгий рабочий день, недостаток отдыха). За проезд пассажиры платят непосредственно водителю, что отвлекает его от управления автобусом. Часто салон маршрутного такси подвергается переустройству с целью увеличения вместимости; что понижает пассивную безопасность пассажиров.

Дмитрий ЕГОРОВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОЗИЦІЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

 

Елена Сопина, главный редактор газеты Улица Заречная«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Интересную и полезную информацию на полосах «Улицы Заречной» найдет для себя каждый житель области – вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, издание выходит вместе с бесплатным приложением - «Улица Культурная», -содержащим обширную ТВ-программу, новости культуры и шоу-бизнеса, а также анонсы самых интересных и значимых событий нашего города.

Контакты

Главный редактор:
Елена Сопина
Наш адрес:
69015, г. Запорожье, ул. Кияшко 16а
Тел./факс:
239-90-11
Интернет-сайт:
www.ulitsa.com.ua
E-mail:

newspaper@econom.zp.ua
Подписной индекс:
23281
23282 (льготный)

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |