Наверное, нет такого туриста, который, приехав в Лондон, не побывал бы в одном из самых знаменитых музеев мира – Музея восковых фигур мадам Тюссо, в настоящее время насчитывающего более 1000 экспонатов.
История музея восковых фигур началась с того, что в Страсбурге в 1761 году в семье городского палача Иоганна Гросхолтца появилась на свет дочка, которую назвали Марией.
Королевская фаворитка
Мать Марии вскоре оставила мрачного Гросхолтца, и вышла замуж за молодого красавца медальера Филиппа Куртиуса, а девочка с ранних лет проявила недюжинные способности к рисованию.
Приемый отец Филипп был неплохим художником и скульптором и относился к дочери палача по-отечески.
Когда семья в 1769 году переехала в Париж, то Куртиус, уже имевший опыт в работе с воском, предложил королевскому двору создать из него в натуральную величину скульптуры новобрачных – наследника престола Людовика и Марии-Антуанетты.
Успех был ошеломляющий – каждый знатный парижанин считал своим долгом выложить кругленькую сумму, чтобы быть увековеченным для потомков. Заказов было столько, что Куртиусу пришлось поручить часть работы дочери, которая до этого делала только карандашные наброски голов клиентов и с ледяным спокойствием снимала посмертные маски с лиц именитых дворян. Так, ее руками были созданы фигуры Вольтера, Жан-Жака Руссо, Бенджамина Франклина и практически всех королевских особ.
К сожалению, все эти скульптуры были преданы огню во время революции 1789 года, а сама Мария как приближенная ко двору была отправлена в Бастилию. Но, как оказалось, якобинцы, пришедшие к власти, были тоже людьми тщеславными, поэтому женщину выпустили, и она создала скульптуры героев революции – Дантона, Робеспьера, Демулена. И, наконец, ей приказали снять посмертную маску с заколотого в ванне роялисткой Шарлоттой Корде лидера революционеров Марата. Причем во время этой процедуры облик убийцы, которую не успели увести, намертво запечатлелся в памяти Мари, а созданная впоследствии композиция «Марат и Шарлотта» положила начало «Кабинету ужасов» в будущем музее. И после переворота, в результате которого к власти пришел Наполеон, уже владелица мастерской, доставшейся ей по наследству после смерти отца, без работы не осталась. Ее покровительницей стала супруга императора Жозефина Богарне, с которой она делила тюремную камеру.
От выставки до музея
А вот замуж Мария вышла довольно поздно, только в 1794 году. Ее супругом стал довольно посредственный инженер Франсуа Тюссо, который не столько изобретал и интересовался техникой, сколько проводил время в клубах за игорными столами. В конце концов Марии это надоело и, разведясь с мужем, она с сыном Жозефом отправилась на берега Туманного Альбиона.
В Лондоне выставка восковых фигур произвела фурор. Причем успех оказался настолько большим, что мадам Тюссо предложили показать экспозицию и в других городах. Почти тридцать лет колесила выставка по городам Британской империи. Все это время Мария не сидела сложа руки, а создавала новые образы, в частности для «Кабинета ужасов», выискивая натурщиков в тюрьмах, в основном из числа осужденных к смертной казни.
И, наконец, в 1835 году мадам Тюссо приняла решение завершить вояж и устроить постоянную выставку.
К тому времени семья уже обладала значительным состоянием, поэтому без особых затруднений им удалось купить особняк в центре Лондона на знаменитой сегодня Бейкер-стрит. Первый этаж был отведен под жилые помещения, а верхние этажи – под музей.
Несмотря на преклонный возраст, скульптор продолжала трудиться, создавая все новые и новые шедевры. Умерла она во сне в апреле 1850 года, не дожив нескольких месяцев до своего девяностолетия. Одной из последних ее работ стал автопортрет – на нем была запечатлена остроносая старушка в чопорном чепчике и с пронзительным взглядом.
Потомки мадам Тюссо продолжили ее дело, и теперь филиалы музея есть в 14 городах мира. Причем достижения техники сегодня позволяют создавать не только статичные, но и благодаря сложным механизмам жестикулирующие фигуры.
В России первые «кабинеты восковых фигур» появились только в середине 90-х годов' прошлого столетия, в основном при исторических музеях. Но самым первым экспонатом стала «Восковая персона», выставленная ныне в залах Государственного Эрмитажа. Это фигура Петра I, созданная скульптором Карло Бартоломео Растрелли. Еще в 1719 году он снял с лица императора восковую маску и, пользуясь ею, выполнил восковой слепок головы, а саму фигуру создал уже после его смерти. Правда, из самого воска выполнены лишь лицо, кисти рук и ступни ног. Фигура же изготовлена из дерева (при этом руки и ноги можно сгибать на шарнирах). Волосы же настоящие – с головы самого Петра I. Одежда подлинная, так же, как и орден Андрея Первозванного с широкой голубой лентой на груди.
Комментарии:
нет комментариев