Один из самых интересных проектов последнего Венецианского кинофестиваля – фильм «Лок» – добрался к нам спустя почти год. Это вторая режиссерская картина британца Стивена Найта, известного своей работой сценариста с Дэвидом Кроненбергом и Стивеном Фрирзом. В отличие от дебютного крепкого, но невыдающегося «Эффекта колибри», «Лок» сумел завоевать симпатии зрителей и кинокритиков. Несмотря на кажущуюся простоту, внутренней драматургии в «Локе» хоть отбавляй, да и присутствие в кадре маскулинного Тома Харди не позволяет скучать.
Описать происходящее можно буквально в паре предложений: прораб Айван Лок за рулем авто полтора часа разговаривает по телефону. Но за это время под удар успевает встать работа всей жизни, счастливый длительный брак и его личные принципы. Никаких флэшбеков, монтажных склеек и неестественного течения времени, нам честно показывают то, как в один момент может рухнуть годами собираемая по кирпичикам идиллия. Действие ограничено ночным салоном BMW, остальная часть актерского ансамбля говорит с Харди по телефону, сидя в номере отеля. Даже заполучив таких звёзд, как Рут Уилсон и Эндрю Скотта, режиссёр всё равно воздерживается от соблазна продемонстрировать их на экране.
«Лок» далеко не первый фильм, основу которого составляет моноспектакль в замкнутом пространстве, но выделяет его как раз то, что он абсолютно не выпячивает свою концепцию. Мы уже задыхались в гробу вместе с Райаном Рейнолдсом в «Погребенном заживо», стонали меж валунами с Джеймсом Франко в «127 часов», терялись в бескрайнем океане с Робертом Редфордом в «Не угаснет надежда». Ситуация Айвана Лока, напротив, совершенно не экстремальна, обыденна и не требует максимального погружения. Главный герой, в имени которого некоторые прослеживают аналогию с великим эмпириком Джоном Локком, не бежит от своих проблем, он считает, что жизнь нужно прожить, прочувствовать на своей шкуре. Но, ведомый желанием всюду поступить правильно и принимая, казалось бы, взвешенные решения, Айван приходит к бессмысленной погоне за несколькими зайцами. Режиссер, в свою очередь, нисколько не склоняет нас к одной точке зрения, а только напоминает, что совестливому человеку за все приходится платить. Для кого-то герой Харди станет объектом сочувствия и уважения, а для кого-то – злорадства и иронии.
Никита БОГДАНОВ
Комментарии:
нет комментариев