Энтузиазм городской власти и коммунальщиков в ремонте запорожских дорог заслуживает всяческого уважения. Но если у мэрии и городских служб не появится целостная система правильного содержания дорог, не поможет никакой энтузиазм – хорошего результата не будет.
С первыми теплыми днями, сразу же после схода снега, на улицы Запорожья массово вышли коммунальщики. Наверное, уже в каждом районе города жители видели бригады, ремонтирующие дороги. Мэрия с завидной регулярностью отчитывается о проделанной работе, первые лица города лично держат ситуацию под контролем… Но такую повышенную активность запорожцы наблюдали в последние годы частенько, а действительно хорошую дорогу в городе не видели давно.
Рассказы о том, как дорожники укладывают дорожное покрытие во время дождя или высыпают горячий асфальт в ямы с водой, стали уже городским фольклором. Но так ли бездарны местные коммунальщики, и они ли единственный источник проблем? Любой инженер (строитель, машиностроитель или дорожник) знает, что кроме правильного строительства и правильного ремонта чего бы то ни было необходима правильная эксплуатация, то есть правильное использование и поддержание в работоспособном состоянии.
Времена года
Запорожские дворы – это отличная иллюстрация всевозможных прегрешений городской власти. И на примере своего двора каждый горожанин может увидеть, в том числе, почему из года в год состояние дорог остается катастрофическим. Допустим, дорожники провели капитальный (как они считают) ремонт. Или хотя бы ямочный. И мы имеем в своем дворе относительно целостное и относительно ровное дорожное покрытие.
Весна-лето-осень – дожди. Дождь прошел, а лужи на дороге остались эдак на недельку. Может, слив забился, может, его и нет, может, дорогу сделали так, что вода с нее в слив не стекает… Но, конечно, коммунальщиков совершенно не волнует, что дождевая вода вообще не должна так долго скапливаться на дорожном покрытии: «А, ерунда! Высохнет!». Вот и высыхает неделю. А за это время, как говорится, вода точит камень. Вернее, асфальт.
Потом приближается зима – наступают первые заморозки. Уже, наверное, даже дети знают, как обычно образуются ямы на дорогах. Вода попадает в микротрещины, при замерзании превращается в лед, «взрывая» асфальт. Так микротрещины увеличиваются. Воды в них попадает больше – и все повторяется до тех пор, пока не появляются всем нам давно знакомые ямы. Процесс этот вполне естественный и одинаков что в Германии, что в Канаде, что в Украине. Только где-то есть стремление отсрочить развал дороги на десяток-другой лет и есть соответствующие «телодвижения», а где-то – нет.
И тут мы еще раз можем вспомнить о ледовом царстве, в которое превратилось Запорожье в январе – феврале этого года. Но мы не будем вспоминать, как трудно и опасно нам было ходить и ездить в своих дворах, а представим, как ледяной покров отразился на наших дорогах. Особенно в те дни, когда лед подтаивал, а потом ночью схватывался снова. Процесс разрушения дороги очевидно происходил в разы быстрее. Но ни лед, ни снежную кашу убирать тоже никто особо не торопился. Ибо, как говорил мэр Киева Леонид Черновецкий, все само растает.
И действительно, все само растаяло в марте. И вода снова потекла по дорогам, продолжая точить асфальт. А скоро – снова дожди… И все повторится опять.
Чего за деньги не купить?
Так стоит ли удивляться, что из года в год запорожцы видят ремонтные бригады на одних и тех же участках дорог? Хотя, по идее, должны видеть их раз в пять лет, а то и реже.
Нет, безусловно, мы не ставим себе целью обесценить ту работу, которую сейчас делают на улицах дорожные рабочие. Наоборот. Но если руководство города действительно хочет увидеть хорошие дороги, мало стоять над душой у ремонтных бригад, мало давать отчеты, мало выбивать дополнительное финансирование у Кабмина… Для этого нужно стоять над душой не только дорожников, но и работников ПРЭЖО, райадминистраций и т.д. Нужны системный подход, сотрудничество всех коммунальщиков города, всеобщее понимание проблемы. Этого не купишь за деньги правительства. Но без этого любая сегодняшняя работа дорожников будет превращаться в сизифов труд.
Мнение
Максим, запорожский автомобилист:
– Автомобилем я пользуюсь в основном по работе. Езжу часто, но только в некоторых районах города. Так что о качестве дорожного покрытия могу судить лишь частично. Как пример, могу привести ужасное состояние дороги на ул. Скворцова в Заводском районе. Создается впечатление, что проезжая часть на этой улице вообще ничья, никому не нужна и никто ею не занимается. Дороги возле «Укрграфита» и от ул. Диагональной до «Запорожстали» тоже в очень плохом состоянии. Асфальт укладывали поверх каких-то бетонных плит, теперь покрытие разрушено – и трясет там машину будь здоров!
На Правом берегу оставляет желать лучшего дорога между Ленинским и Хортицким районами: начиная от остановки «Улица Каховская» и до самой Бабурки».
Яма – причина ДТП
Валерий Манько, заместитель начальника Управления ГАИ Главного управления МВД в Запорожской области:
– По причине неудовлетворительного состояния дорог в 2010 году – из-за ямочности, гололеда, препятствий – произошло 14 ДТП, в которых погибли 11 человек, травмированы – 19. За два месяца текущего года по этой же причине уже произошли четыре ДТП, в которых травмированы три человека.
Всего же в прошлом году произошло 7737 дорожно-транспортных происшествий. То есть процент ДТП, произошедших из-за плохого состояния дорог, небольшой. Но эти происшествия были и остаются.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев