Принудительные рекомендации
Нынешний скачок цен на КАСКО страховщики объясняют ростом курса доллара, который резко увеличил стоимость иномарок в гривенном эквиваленте. Рыночная цена на автомобили выросла в среднем на 30%. В результате даже при неизменных тарифах водителям приходится платить за страховку на 20 – 30% больше.
Стремясь смягчить ценовой удар, страховщики заманивают автолюбителей «супервыгодными» предложениями. К примеру, полисами «по первому страховому случаю», которые на 30 – 50% дешевле полноценных программ. Правда, их действие прекращается с получением страхователем выплаты. Некоторые компании предлагают водителям сравнительно недорогие безфраншизные договоры КАСКО. Подвох заключается в том, что нулевая франшиза действует лишь до первой аварии. Поэтому нужно внимательно изучать условия договора. А там может быть указано, что после получения первого возмещения «ноль» превращается в довольно высокие проценты (размер такой франшизы может достигать 1 – 5% от стоимости авто).
Тем клиентам, чей срок договоров еще не истек, страховщики настоятельно рекомендуют увеличить суммы страхового покрытия. По их подсчетам, зафиксированные в договорах лимиты необходимо поднять в 1,3 раза. Впрочем, некоторые компании производят такой перерасчет в принудительном порядке.
Подобные манипуляции приводят к удорожанию и самого полиса, за который страховщики также настоятельно предлагают доплатить. Для клиентов, срок действия договора с которыми не истек, тарифы не пересматриваются и остаются неизменными на весь срок действия договора, утверждают в компаниях. А сумма «дополнительного взноса» рассчитывается путем умножения разницы между прежней и новой страховыми суммами на страховой тариф и количество дней, оставшихся до даты истечения договора.
Машина или груда металла?
За последние месяцы резко увеличилось количество тотальных ущербов (или «конструктивной гибели») автомобилей, когда ремонтировать машину с точки зрения страховщика нет смысла. Таковыми считаются случаи, когда стоимость ремонта авто превышает 60 – 75% от страховой суммы по договору. Однако сегодня ущерб может быть признан тотальным даже при сравнительно небольшом повреждении машины. Страховые компании винят в этом заниженные страховые суммы и рост цен на запчасти.
Счет, который выставит СТО, может оказаться значительно выше «тотальной» планки, установленной страховой компанией. Клиент, конечно, получит страховую сумму, указанную в договоре, однако из нее вычтут франшизу и стоимость всех уцелевших узлов и деталей. Причем можно не сомневаться: цену последних рассчитают с учетом всех произошедших подорожаний. В итоге сумма выплаты может оказаться недостаточной для ремонта машины, а уж тем более — для покупки новой. В довесок на руках у водителя окажется груда металлолома.
Правда, есть и второй вариант выплаты по «тоталу». Водитель может получить на руки всю страховую сумму, за вычетом франшизы, но остатки автомобиля перейдут в собственность страховой компании. Однако это вряд ли будет выгодно автовладельцу, особенно если автомобиль поврежден незначительно.
Еще одним выходом из ситуации для страхователя может стать включение в полис валютной оговорки, позволяющей зафиксировать стоимость автомобиля в долларах США. Это поможет избежать неприятностей, связанных с курсовыми колебаниями. Поскольку в случае конструктивной гибели автомобиля или его угона размер страхового возмещения будет определяться по курсу НБУ на день выплаты. Правда, такие условия пока предлагают не многие страховщики.
Справка
КАСКО (с испанского – «борт машины») – это страхование автомобилей от угона, грабежа, хищения частей, ДТП (даже если вы сами в нем виновны), противоправных и неосторожных действий третьих лиц. Полное КАСКО позволяет защитить автомобиль от всех возможных рисков. При частичном – ущерб от угона и некоторых других «бед» не возмещается.
Страховой тариф зависит от выбранных страховых рисков, типа транспортного средства, стажа и возраста водителя. Также в договоре может оговариваться франшиза: это часть убытков, которая возмещается не страховщиком, а владельцем полиса. Она бывает с условиями и без них и может составлять от 0,1% до 5%.
Недостраховали
В случае отказа страхователя продлить договор по новой цене или страхования машины по докризисной стоимости, транспортное средство будет считаться недострахованным. А сумма возмещения при наступлении страхового случая будет рассчитываться пропорционально соотношению страховой суммы к рыночной стоимости авто. К примеру, если на момент заключения договора последняя составляет 75 тыс. грн, но автовладелец страхует ее по старой цене — 50 тыс. грн, компания не доплатит водителю треть суммы, причитающейся на ремонт машины.
Татьяна ОВСЯНИКОВА
Комментарии:
нет комментариев