19 марта, в ВР был зарегистрирован законопроект «О государственном языке и языках национальных меньшинств». Обосновывая необходимость принятия документа, его автор, народный депутат Юрий Гнаткевич (БЮТ) отметил, что до сих пор нет отдельного закона, регламентирующего языковые отношения. По его словам, документ «предусматривает рычаги» для того, чтобы граждане говорили на украинском языке. «Например, в отношении офицеров, которые во время исполнения служебных обязанностей игнорируют государственный язык, командование обязано применять дисциплинарные меры. Людей, которые не владеют украинским «в необходимом объеме», нельзя будет принимать на госслужбу.
Если закон будет проголосован и президент его поддержит, то чиновникам, находящимся на госслужбе, в стремлении сохранить за собой должностное место придется на предельно корявом украинском языке ратовать за его обязательное употребление и отмену русского языка. Чиновники при власти – это особы вообще без какой-либо национальности. Они «посадовці в інституціях незалежної демократичної держави», поэтому очень боятся ответственности за «невживання державної мови». Сами уродуют украинский язык и от других требуют такого же уродства.
Согласно законопроекту, работники торговли и других сфер обслуживания, если к ним обращаются на украинском, обязаны будут отвечать на том же зыке – иначе наступает «ответственность, установленная законом». Вот теперь пусть попробуют мне взвесить, вместо «зважити» или дадут мне сдачу, вместо «решти».
На украинском должно быть все программное обеспечение компьютеров в стране. Испугали, – пиратское приобретем, в mail.ru засядем и поставим в тупик отечественного производителя.
А вот с шоу-представлениями на сцене посерьезнее: прощай, любимый «Вечерний квартал»?
Но «саме головне» (как любит выражаться наш премьер, вопреки устоявшейся норме «найголовніше») новшество законопроекта касается средств массовой информации. Документ обязывает все печатные и электронные СМИ – как государственные, так и частные – перейти на украинский язык. Исключение составляют лишь те СМИ, которые «обслуживают потребности национальных меньшинств». «Мы должны заставить украинцев уважать родной язык и говорить на нем. И огромную воспитательную роль в этом играют средства массовой информации. Между тем, 90% СМИ издаются на русском языке»,– сказал Гнаткевич.
Ну что ж, читатель, заранее не обессудь, когда начнешь читать выпуск газеты в случае утверждения этого дурацкого законопроекта. Ненормативный мусор («Ми прямо тут…» – по нормам, «саме тут») с включением арготизмов («по-легкому зрубати грошей», «десь тихцем нагнути», «не чекав підстави») а ля Юлия Тимошенко мы вам точно обеспечим. И не потому что мы безграмотны или некоррекны, а чтобы «виглядать у вкусі свідомих».
Предложить подобный законопроект – это в стиле двуличной конъюнктурщицы Тимошенко. С одной стороны, признает позитивную роль межнационального единства: «Раніше я була настроєна досить агресивно по відношенню до Росії. Але я зрозуміла, що на погрози… можна відповідати не лише конфронтацією.., але й теплими обіймами» (из интервью французскому журналу «Le Monde», 5 марта 2009), а с другой, несколькими днями позже предлагаемым законопроектом хочет в своей стране устроить языковую жандармерию, т.е. этноцид (насильственную ассимиляцию в «украинцев» всего населения страны), с целью подыграть победившим националистам в Западной Украине.
Отбросив политику, с точки зрения лингвиста остается отметить, что наши политические лидеры не понимают, что лучше говорить и писать на хорошем русском, чем на «суржике», выдавая при этом, когда «думка пре, а слів немає», очередной «перл».
Вот документальные примеры «украинскости» из уст Президента:
«І якщо буде така готовність, у мене буде спокійна відповідь, що Україна впорається з кризою, і тут немає ніяких... Так, безумовно, ми впораємося, і так ми впораємося!»,
«М'яко кажучи, її важко назвати ринковою. Ми говоримо, що це – небезпечна, ліва політика, із власністю так не можна чинити. Це не державна власність»,
«Бо людина хоче жити, борючись за своє здоров'я, за нормальний соціальний статус, мати задоволення тих відчуттів, які тебе роблять Людиною»,
«Коли ми говоримо про ваше ставлення до свого діда-прадіда, якого штучно вбили»,
«Ви називаєте цифри, які в сім разів не відповідають дійсності», «Повірте, останні чотири роки – це не найгірший час життя України, далеко не найгірший час. Я хочу, щоб нація повторила ті тенденції, які в нас були в останні чотири роки». (из интервью журналу «Корреспондент», 23.02.09)
Наталья НЕСТЕРЕНКО
Комментарии:
нет комментариев