На прошедшей неделе, 22 апреля, депутаты-«регионалы» внесли на рассмотрение Верховной Рады проект Трудового кодекса. Проекту нового главного законодательного акта, регулирующего трудовые отношения, уже далеко не первый год – разрабатывали его с начала 2000-х, еще в прошлом созыве парламента анонсировали его принятие, но… все откладывали. И вот, то ли по иронии судьбы, то ли с каким-то сознательным расчетом законопроект, который критики называют «антитрудовым» кодексом, «материализовался» за 10 дней до 1 мая – Дня солидарности трудящихся. И мы снова попытаемся разобраться, чего в предлагаемом документе больше: осовременивания законодательства (действующему КЗоТу уже несколько десятилетий!) или притеснения рядовых работников.
Вышеупомянутый КЗоТ – это действительно «советский» КЗоТ начала 70-х годов. За 40 лет существования в него, конечно же, было внесено достаточно изменений и дополнений. Особенно много – в годы независимости, когда стали появляться новые формы собственности на предприятиях, когда стало нормой работать на нескольких работодателей, когда стало нормой участвовать в отдельных проектах (например, инженером на строительстве конкретного объекта) и т.д. Вполне объяснимо, что такой «кодекс на костылях», изрезанный корректировками, депутаты Верховной Рады называют несовершенным и неполноценным.
Но авторы нового проекта предлагают не просто привести в порядок внесенные изменения – они предлагают совершенно новый нормативно-правовой акт, местами – с совершенно новыми принципами построения трудовых отношений! Именно это вызывает опасения у критиков Трудового кодекса и, возможно, даже станет – в очередной раз – камнем преткновения для принятия проекта.
Прием, прием…
Начнем мы с норм, которые регулируют первый этап трудовых отношений – прием на работу. Трудовой кодекс, как, впрочем, и уже действующее законодательство, запрещает указывать в объявлениях о вакансиях «дискриминационные» требования, а впоследствии – и дискриминировать соискателей по полу, национальности, возрасту и т.д. Отличная норма, которая ставит Украину в один ряд с «прогрессивным человечеством» и… усложняет жизнь работодателю. Очевидно, что он по-прежнему будет руководствоваться при подборе персонала исключительно своими субъективными представлениями. Однако теперь ему придется быть готовым доказать, что он не расист, не шовинист и не сексист, если взял на работу того, а не иного сотрудника.
В проекте ТК прописаны и немалые испытательные сроки при приеме на работу. Данная норма настораживает уже не работодателей, а потенциальных работников. Все-таки отработать «на птичьих правах» даже месяц – это, согласитесь, непросто. Тем более, когда в последнее время некоторые предприятия (особенно – в сфере торговли) стали брать людей исключительно на испытательный срок с крайне низким окладом, а по истечении срока выставлять за дверь, заменяя новыми сотрудниками. В кодексе возможный испытательный срок «растянули» аж до полугода! Однако большинству украинцев особенно сокрушаться по этому поводу не стоит – длительность испытательного срока растет пропорционально важности занимаемой должности: от 1 месяца для рядового работника до 6 месяцев – для руководителей, главных бухгалтеров и заместителей первых и вторых.
Старикам везде у нас почет?
Как мы сказали выше, Трудовой кодекс обеспечит законодательное обоснование «нестандартным» формам работы: например, надомной работе, гибкому графику и, разумеется, совместительству.
Остаются в силе квоты на трудоустройство для инвалидов и других социально незащищенных групп, в т.ч. беременным, одиноким родителям, людям, освобожденным из мест лишения свободы и т.д. Квоты будут устанавливать исполкомы при местных советах. Эксперты смотрят на эту норму скептически. Подобные требования существуют и сейчас, однако их не спешат соблюдать, выискивая лазейки в законах и даже фиктивно трудоустраивая «льготников». Причина – в отсутствии стимулов для предприятий: есть только «кнут», но нет «пряников». Мы же обратим внимание на то, что квоты будут устанавливать на местах. С одной стороны, это можно объяснить тем, что местные исполкомы лучше знают ситуацию на рынке труда и будут принимать решения в соответствии с ситуацией. С другой стороны, не станем ли мы свидетелями «соревнований» между регионами, кто даст больше квот социально незащищенным жителям?
Трудовой кодекс запрещает увольнение (по инициативе работодателя) работника по причине достижения им пенсионного возраста. Довольно популистский ход законодателей, который, безусловно, будет положительно воспринят сотрудниками предпенсионного возраста. Но откуда в таком случае возьмутся обещанные и необходимые места для молодых специалистов? Мечты о внезапном увеличении рабочих мест в Украине пока остаются мечтами…
Одно предприятие – один союз
Интересно, что обосновывая принятие ТК новыми формами трудовых отношений, авторы законопроекта пользуются абсолютно устаревшей схемой деятельности профсоюзов: «одно предприятие – одна профсоюзная организация». Везде в тексте документа профсоюзная организация, с которой работодатель должен согласовывать те или иные свои шаги, упоминается только в единственном числе. Как быть, если на предприятии две или больше таких организаций, кодекс не поясняет. В отдельных статьях косвенно указывается на то, что профсоюзы могут защищать права членов своих первичных организаций… Что наталкивает на еще один вопрос: как быть сотруднику, не состоящему ни в одном проф-союзе, но которого готова защищать какая-либо из действующих профсоюзных организаций?
В целом можно сказать, что профсоюзы в ТК отодвинуты на второй план. Максимум, позволенный им законопроектом (помимо, конечно, стачек и других совсем уж радикальных действий) – это участие в «консультациях» с работодателем. Да и то не всегда! Например, из всех статей, предусматривающих разрыв трудового договора, профсоюзы вообще упоминаются только в двух! Ничего не сказано о роли профсоюзов и в случае «существенных изменений условий труда»… Само собой, упомянутые выше «консультации» с профсоюзами не имеют для работодателя ровно никаких юридических последствий. Кроме того, что несогласованное с профсоюзами увольнение работник может оспорить в суде. Впрочем, это он может сделать в любом случае, даже при отсутствии профсоюзов.
5 по 8
По непонятным причинам, больше всего критики ТК «давят» не на роль профсоюзов и другие действительно слабые места проекта, а на статьи о продолжительности рабочего дня. Причем, как и в 2010-м (год первого «пришествия» проекта ТК), под кальку используют лозунги о «12-часовом рабочем дне». Хотя, во-первых, в нынешнем варианте законопроекта слов о 12-часовом рабочем дне нет. Во-вторых, даже и в старом варианте 12-часовой рабочий день рассматривался как исключительный вариант, который имеет место только при специфических условиях работы (например, на «скорой помощи») и при взаимном согласии работодателя и работника. В-третьих, критиков не смущает, что большая часть страны и так уже сейчас работает и 10, и 12 часов – по причине низкой оплаты труда и необходимости прокормить себя и свои семьи.
Проясним: вариант ТК, поданный 22 апреля с.г., также говорит о 5-дневной и 40-часовой рабочей неделе, как о норме. Но рассматривает – опять же, в виде исключения, например, 6-дневную рабочую неделю (при тех же 40 рабочих часах в неделю).
Подводя итог, можем сказать, что принятие Трудового кодекса пока еще под большим вопросом. Мало того, что КПУ, союзники ПР в парламенте, пообещали не дать ни одного голоса в поддержку кодекса, так еще и оппозиция, ранее солидарная с ПР в вопросах притеснения прав наемных работников, может пойти на принцип и не поддержать проект. Однако 1 мая, в День солидарности трудящихся, трудящимся все же нужно помнить не только о выходных днях, но и о существовании подобных «трудовых» законопроектов.
Игорь ОВДИЕНКО
Комментарии:
нет комментариев