Согласно описанию Таврической епархии, сделанному ее епископом Гермогеном, которое я называю географией запорожского края от епископа Гермогена, настолько это описание подробно и интересно, до 1801 года Орехов был казенным селением Орехово, а 19 февраля 1801 года селение переименовали в город и в нем учредили присутственные места. До 1842 года он считался уездным городом, но уезд назывался Мелитопольским, а не Ореховским. В 1842 году, после пожара в Орехове, уездное управление было сперва перенесено в Токмак, а потом в Мелитополь; Орехов же остался заштатным городом. Прежде он представлял значительный торговый пункт на главном транзитном пути из России в Крым, но после Крымской войны, и особенно с 1874 года, когда построена была Лозово-Севастопольская железная дорога, быстро стал падать в торговом и промышленном отношении.
Первый молитвенный дом – деревянный, в Орехове был построен при священнике Иоанне Толстенкове и освящен в честь Покрова Божией Матери. А в 1789 году был начат новый деревянный храм, который освятили в 1801 году. В 1840 году его переделали, устроив на хорах придел во имя Архистратига Михаила. В 1878 году, по ветхости, храм был упразднен. Существующий в городе каменный храм с каменной колокольней [по данным на середину восьмидесятых годов девятнадцатого столетия, когда епископ Гермоген и составлял свое описание] имеет три придела: главный – в честь Покрова Божией Матери, и боковые – во имя святого первомученика архидиакона Стефана и святого благоверного князя Александра Невского. Всего на постройку храма израсходовано было 61000 рублей. Он освящен 21 октября 1878 года преосвященным Гурием при участии протоиерея и 17 священников. Приход состоит из города Орехова и пяти деревень: Щербаково, Новопавловка, Бураковка, Новоданиловка и Новоандреевка. Жители этих деревень выселились из Орехова. Все – малороссы. Главное занятие прихожан – земледелие.
Храм находился в центре города, дополняет епископа Гермогена официальный веб-портал современного Свято-Покровского храма [настоятель протоиерей Анатолий Фесенко]. По соседству размещались канцелярия городничего, дворянский и земский суды, казначейство, почтовая экспедиция, духовное управление. Утопая в зелени, храм возвышался над городом, объединяя людей в вере и покаянии. Как предполагается, в ореховском Свято-Покровском храме состоялась встреча императора Александра Третьего с епископом Таврическим и Симферопольским Гурием [его преемником как раз и стал епископ Гермоген]. По данным историков, информирует далее сайт храма, в Орехове вознес свою молитву поэт Александр Пушкин — во время остановки по дороге в Крым, куда направлялся в обществе семьи генерала Николая Раевского. Ореховский храм посещал и генералиссимус Александр Суворов, который был восприемником детей дипломата Андрея Константинова — с ним они выселяли греков из Крыма, а после выхода в отставку г-н дипломат получил землю под ранговую дачу неподалеку от Орехова. В начале двадцатого века гордостью храмового хора был уроженец села Преображенка Павел Сергиенко, выступавший в последствии на сцене с Федором Шаляпиным. Певец ныне покоится на преображенском кладбище [на противоположном берегу реки Конки, совсем рядом с Ореховом]. Известно, что в ореховском Свято-Покровском храме служили священники: Григорий Чулановский (1874), Петр Юрьев (1874), Иосиф Алейников (1874), Федор Сукованченко (1874), Евгений Данович (1911), Иоанн Мацютин (1911), а также диакон Михаил Юрченко (1911). В 1925 году с храма сняли колокола и отправили их в утиль. А в 1932 году, взрывом, была уничтожена святыня ореховского края – Свято-Покровский храм. На месте, где он стоял, разбили парк, на территории кладбища оборудовали танцплошадку.
*
Уже в наши дни: 14 октября 2009 года, в День Покрова Пресвятой Богородицы, в Орехове произошло далеко не рядовое событие — епископ Запорожский и Мелитопольский Иосиф освятил новый Свято-Покровский храм-красавец, сияющий маковками куполов на всю округу. Как выглядел разрушенный большевиками храм, известно по сохранившемуся архивному снимку. Величественным он был! А в ореховском краеведческом музее сберегается также живописная картина местного художника, который воспроизвел уничтоженный большевиками храм – и по фото, и по подсказке свыше. Украшенная рушником, эта картина лично мне показалась окном в иной мир. Не в наше прошлое, а… в царство небесное, пожалуй. Чтобы внимательнее рассмотреть, что в нем происходит, я даже осторожно рушник отодвинул – ту его часть, которая закрывала людей, пребывавших возле храма. Возле не существующего храма. Вернее, возле храма, находящегося в царстве небесном.
Фото Сергея ТОМКО
Комментарии:
нет комментариев