Как ни ругай статистику, а иногда голые цифры могут нести массу полезной информации. Накануне Дня независимости я обратилась к данным всеукраинского референдума 1991 года, как раз и утвердившего решение Верховной Рады о независимости. Припоминаете тот декабрьский день?
Первое, что бросается в глаза – бюллетени получили 84% граждан, имеющих право голоса! Грандиозно по нынешним меркам, когда и 30%-ная явка считается праздником. В первую очередь это говорит, наверное, о том, что все мы были «на своїй Богом даній землі»: не успели разбежаться по португальским стройкам, польским богатым квартирам, больницам Западной Европы и арабских стран… Да и не думали о таком: «мы ведь кормим пол-Союза, уж самостоятельно-то заживем!» Еще эти 84% явки говорят то ли о советской «привычке» ходить на выборы, то ли о большой сознательности… Хотя одно другому не мешает: «кровавый диктаторский режим» приучил, что выборы – это обязанность гражданина, но и праздник; приучил кого-то там выдвигать и поддерживать, а ведь мог придумать «красную корону» и передавать ее от отца к сыну, как в КНДР.
Идем дальше, – и посмотрим на результаты голосования в регионах (в целом по стране, напомню, получилось 90% «за»). Запорожская область дала тоже 90% «за», но на пару десятых процента обошла даже среднеукраинский показатель – что, в общем-то, неудивительно для нашей «вольницы». Меньше всего независимость Украины поддержали – тоже предсказуемо! – в Крыму и Севастополе. Но все же, с каким результатом! Соответственно 54% и 57% «за»!
Снова-таки, невероятными кажутся сегодня эти данные. Можете себе представить, чтобы, скажем, в ближайшее воскресенье Крым дал больше половины голосов, т.е. абсолютное (!) большинство, в поддержку какой-либо чисто проукраинской инициативы?
И это, повторюсь, в 1991-м с такими результатами Крым еще дерзко выбился из общей картины.
О чем говорят все выше приведенные цифры? О том, что в 1991-м мы уже имели то, что хотим получить сейчас – единую нацию, объединенную, конечно, не графой «национальность», но своими идеями.
К сожалению, эти объединяющие идеи были «направлены» в прошлое: мы хором (90%!) сказали, какого государства мы не хотим. Коммунисты, националисты, демократы, неопределившиеся и сочувствующие не хотели совсем уж зажравшихся чиновников; бледных и немощных руководителей; наглых коммерсантов, мародерствующих в еще неразрушенном общем «доме»; вооруженных конфликтов, которые тогда уже полыхали в Стране Советов…
Но общего вектора, направленного вперед, так и не суждено было найти – в результате распад СССР, который виделся многим как лечебная операция, оказался банальным вскрытием и констатацией факта смерти: чиновники стали еще более зажравшимися, руководители еще более немощными, а коммерсанты стали еще более наглыми.
Поиск «общего будущего» украинцев сейчас – чистая фантастика: политики скомпрометировали себя, гражданского общества еще нет, все «программы возрождения страны» связаны с «программами обогащения себя» отдельных личностей…
Может быть, в таком случае, нам стоит вернуться к тому, с чего мы начинали в 1991-м: сказать, какую страну мы НЕ хотим?
Елена СОПИНА
Комментарии:
нет комментариев