Три года назад девушка Таня из Запорожья отправилась в Чехию, чтобы заработать денег на обучение в украинском вузе. Там она познакомилась с чехом, который был немного старше ее. У молодых людей завязались теплые отношения, а вскоре Таня узнала, что ждет ребенка
Однако будущий отец оказался не рад такой новости. Объяснил это тем, что не готов ни создавать семью, ни воспитывать ребенка. По словам Тани, в первые месяцы беременности ей пришлось продолжать работать, чтобы иметь возможность содержать себя – никакой помощи от отца ребенка она не получала. Возможно, именно труд в тяжелых условиях, а также сложные взаимоотношения с отцом будущего ребенка негативно повлияли на ход беременности — она протекала с осложнениями. Чешские врачи, наблюдавшие Таню, даже были готовы выдать ей в случае осложнения направление на прерывание беременности! Но наша соотечественница решила сохранить ребенка во что бы то ни стало. В поисках поддержки Таня вернулась в Запорожье, где ее ждали родные и друзья. Именно они стали надежной опорой для будущей матери. И в марте 2009-го у Тани родилась девочка.
И жили они…
То ли запорожанка еще надеялась на дальнейшее общение ребенка с отцом, то ли просто поступала по совести… Не будем гадать. Но отцу ребенка Таня сообщила радостную новость о рождении девочки, регулярно рассказывала о состоянии здоровья малышки (ребенок родился слабым, болезненным, но, к счастью, без патологий), отправляла фотографии. И отец все-таки откликнулся. Приехал в Запорожье, когда девочке было уже 5 месяцев. Здесь он убедил Таню ехать с ним в Чехию: говорил о примирении, нормальной семейной жизни… И Таня на эти уговоры поддалась.
Однако за границей молодая мать с ребенком не получили ни обещанного комфорта, ни заботы. Всем троим пришлось ютиться в одной комнате. Здесь спала малышка, здесь же отец сидел ночами за работой. По словам Тани, ее гражданский муж продолжал уделять ей с дочкой минимум внимания. Отсутствие нормальных условий жизни и хотя бы моральной поддержки провоцировало все новые ссоры. Их отношения снова разладились, стали еще хуже, чем были до рождения девочки. В начале февраля 2010 года Таня вместе с дочкой вернулась в Украину. Во-первых, малышке предстояло лечение у отечественных врачей, во-вторых, девушке нужно было продолжать учебу в запорожском вузе, в-третьих, конечно же, Таня чисто по-человечески вполне справедливо решила поменять ссоры и дискомфорт в Чехии на заботу родных и близких на родине.
Через некоторое время после отъезда семьи отец снова спохватился! Но вместо того, чтобы уже в очередной раз приехать в Украину или связаться с Таней, отправился к чешским правоохранителям и заявил, что украинка незаконно увезла его дочь за границу. И потребовал принять соответствующие меры. Поскольку девочка была зарегистрирована не только в Украине, но и в Чехии, то чешские юристы вполне предсказуемо взялись за поиски и защиту прав чешской (!) гражданки. Теперь Таня сильно корит себя за вторую регистрацию ребенка. Если бы не это, претензии отца вряд ли бы были поддержаны Чешской Республикой, но… Завертелись международные юридические механизмы. Отец девочки уверил чешских чиновников, что мать попросту выкрала ребенка, а потому «подняли» Конвенцию по гражданско-правовым аспектам международных похищений детей (1989 года). Страны, подписавшие ее (Украина и Чехия входят в их число), обязаны содействовать друг другу в поиске и возвращении похищенных детей на место постоянного проживания. Поэтому Министерство юстиции Чехии отреагировало на заявление своего гражданина, обратилось к Министерству юстиции Украины. Естественно, разыскать Таню с дочерью не составило особого труда, потому что они нигде и не прятались. Так в один из районных судов нашего города поступил иск Министерства юстиции Украины к Тане с требованием вернуть девочку в Чешскую Республику…
(Продолжение читайте в следующем номере).
Мнение
Инна МАЛЮХОВА, юрист:
— Надеюсь, что суд вникнет во все тонкости этого дела. Уверена, что внимательный анализ предоставленных документов, а также законодательных актов покажет, что требования истца вернуть девочку в Чехию безосновательны. Проблема в том, что судебной практики по аналогичным случаям в Украине практически нет. Несколько похожих дел рассматривались на Западной Украине, но даже в них суть вопроса была совсем другой! В тех случаях дети действительно долгое время проживали на территории других государств.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев