misto.zp.ua

Как Запорожью НЕ стать украинским Детройтом

Американский город Детройт, который во многом похож на Запорожье, сейчас переживает серьезный экономический кризис. Запорожская власть и запорожские промышленники, внимательно изучив путь города-«побратима» к полной разрухе, могут сделать для себя массу полезных выводов.

Однажды в своем публичном выступлении председатель запорожской облгосадминистрации Александр Пеклушенко сказал, что Запорожье должно стать украинским Детройтом. Повторил он эти слова и за два дня до Дня металлурга на торжествах в честь работников «Запорожстали».

Параллели провести легко: оба города – промышленные центры своих стран, оба – автомобильные столицы… Легко понять и цель, поставленную руководителем ОГА: в одно время Детройт совершил серьезный рывок в развитии своей промышленности, вследствие чего совершил рывок и в развитии социальной инфраструктуры, и в обеспечении благосостояния горожан. На мой взгляд, очень красноречиво об этих успехах говорит всего лишь одно словосочетание, которое я встретил в статье американского журналиста о Детройте – «город богатых афроамериканцев». То есть город, в котором даже афроамериканцы, по традиции считающиеся априори бедными и неблагополучными, стали зажиточными! В общем, пример для подражания.

Но сам Детройт своим «подражателям» подготовил этим летом неприятный сюрприз. По иронии судьбы, как раз в дни поздравительных речей в адрес запорожских металлургов американский город объявил о своем банкротстве! Неординарное событие в принципе, а уж для города «благополучных» США – тем более: городская власть (а если точнее – назначенный сверху специальный управляющий) развела руками, признав, что не в силах справиться со своими миллиардными долгами. Немногим позднее суд признал незаконным решение о банкротстве, но де-факто ситуация осталась неизменной: некогда процветающий город превратился в руину и «задворки» американской экономики.

Естественно, Александр Пеклушенко имел в виду в своих выступлениях «тот» Детройт, гудящий, грохочущий и растущий – не стоит цепляться к словам и искать в них скрытый смысл. Однако ситуация с нашим американским «побратимом» показала, что у любого промышленного гиганта есть не только путь к процветанию, но и путь к сокрушительному падению. Попробуем на примере «руин Детройта» разобраться, как нам, Запорожью, не пойти по этому разрушительному «другому пути».

Мегаполис и моногород

Детройт – типичный моногород, город с экономикой одного профиля. В данном случае – автомобильного. С начала ХХ века именно здесь развивалась автомобильная отрасль не только США, но и всего мира – к середине столетия город стал цитаделью крупнейших автомобилестроителей: General Motors, Ford, Chrysler. В то время специализация экономики Детройта никого особенно не беспокоила. Еще бы! На фоне всех экономических и политических неурядиц рынок автомобилей продолжал расти – и Детройт давал новые рабочие места, высокотехнологическое производство, хорошие социальные программы. Взамен город привлекал инвестиции и новых жителей. Через десятилетия по такому же принципу (осознанно или нет) начнет работать Силиконовая долина, собрав на ограниченном пространстве плеяду будущих IT-звезд…

Сходство поразительное! Ведь в начале ХХ века и Запорожье стал промышленным центром Страны Советов с самыми передовыми технологиями и десятками успешных предприятий… одной сферы – металлургической.

Для Детройта после середины столетия такая «моногамия» обернулась серьезными проблемами: кто-то из промышленников начал сокращать производство, кто-то – вообще выводить предприятия из страны, потом парочка кризисов… А город ничего не мог ответить на это! Нечем! Автомобили – фактически то единственное, что научился выпускать Детройт за минувшее столетие. Туризм, легкая промышленность, финансы – все это по разным причинам не стало важной частью экономики города. Мотор-сити, как его называли в начале прошлого века, проскочил черту, за которой «однопрофильность» стала угрозой – и опомнился уже в XXI веке с миллиардными долговыми обязательствами.

У Запорожья, безусловно, диверсификация экономики гораздо лучше, чем была у Детройта. Но, с другой стороны, мы (как минимум, за годы независимости) не имели даже приблизительно такого же роста, какой имел Детройт; такого же статуса на международном уровне; такой же финансовой «подушки безопасности». Поэтому и о разнообразии источников дохода нам стоит думать уже сейчас.

Кто погубил Детройт?

В некоторых СМИ сейчас можно прочесть, что Детройт «убили» большие поблажки трудящимся, добытые профсоюзами, и система щедрых «социальных» расходов. Первое якобы стало причиной переноса многих производственных мощностей в штаты со слабыми профсоюзами, а то и за пределы США. Второе же якобы повлекло «вымывание» городского бюджета.

Если оба тезиса и можно считать правдой, то с некоторыми поправками. Согласитесь, было бы странно, если бы профсоюзы не старались выжать максимум из собственников. Также было бы странно, если бы зажиточные детройтцы не добились для себя и окружающих нормальных условий жизни, развития социальной инфраструктуры.

Миграция предприятий безусловно была связана с профсоюзной борьбой. Но разве речь в таких случаях идет о «жизни и смерти»? Скажем правду: производители никогда не хотят терять свои сверхприбыли, делясь «с какими-то рабочими». Поэтому готовы увезти бизнес хоть в Юго-Восточную Азию, известную не особенно дорогой рабочей силой. Но, как известно, скупой платит дважды. Побег из Детройта не спас американский автопром, который на данный момент частично принадлежит бизнесменам с других континентов, а частично банально простаивает.

Символично, что знаменитый всемирный автосалон по традиции продолжает ежегодно проходить в Мотор-сити – но теперь это шикарный праздник в городе с небывалым уровнем безработицы и преступности. Пир во время чумы!

Урок, который запорожцы (естественно, не рядовые, а «VIP-горожане») должны вынести из этой истории: попытки скрыть прибыль от налогообложения в оффшорах, «увернуться» от модернизации, бросить работникам кость взамен нормальной зарплаты – все это, конечно, сработает «здесь и сейчас». Но в будущем эти хитрости вряд ли аукнутся чем-то хорошим.

И если уж речь зашла о преференциях… Журнал People’s World в статье «Корни банкротства Детройта лежат в капитализме» приводит такие данные о «бедах» промышленников: Exxon Mobil в 2009-м получила 45 млрд долл. (!) и не заплатила ни доллара налогов; General Electric заработала 10,3 млрд долл. и получила налоговую льготу в размере 1,1 млрд долл.; Wells Fargo получила прибыль в 19 млрд долл. И ровно на эту же сумму получила налоговый кредит после приобретения Wachovia Bank… И это посткризисный 2009 год! Глядя на эти суммы, слабо веришь в «коварство» профсоюзов. Зато легко верится в то, что капиталисты одинаковы везде: что в США, что в Украине – отечественный крупный бизнес также очень любит «подачки» от государства, измеряемые сотнями миллионов. И Детройту, и любому украинскому промышленному городу от такой «государственной поддержки» частного бизнеса ни тепло, ни холодно.

Путь длиною в 60 лет

Губернатор штата Мичиган по поводу банкротства Детройта сказал: «Это кульминация падения длиною в 60 лет». Жестко, но по делу. Точку, когда началось падение Мотор-сити, сейчас принято ставить примерно там – в 60-х

годах. Естественно, тогда мало кто предполагал, что город может так «плохо кончить» – наоборот, это было десятилетие сразу после пика в развитии города, когда он едва не дорос до 2 миллионов жителей!

К слову, тоже напрашивается определенная параллель: в 60-х годах вряд ли кто-то в Запорожье мог задуматься о возможном кризисе в промышленности. Еще бы! Наша промплощадка как раз к тому времени была восстановлена и расширена. Марлен Хуциев снял самый романтичный фильм о работе металлурга… Но если учесть, что после 60-70-х

строительство и развитие индустриального комплекса плавно сходили на нет, то можно сказать, что проблемы запорожских предприятий начались именно тогда – 60 лет назад. Но речь пока не об этом – вернемся в Детройт 60-х годов.

Общеизвестный факт, что тогда американских автомобилистов с их же родного рынка вытеснили… японцы. Азиаты завоевали янки экономностью своих машин – те потребляли топлива намного меньше, чем «звездно-полосатые» авто. И среднестатистический Джон оказался больше прагматиком, чем патриотом.

Вывод? Промышленники должны быстрее реагировать на изменения в мире. Азиаты что в 60-х, что сейчас готовы перехватывать инициативу в любой удобный момент… В общем-то, нашим металлургам это известно прекрасно – по конкуренции с китайской промышленностью.

Возвращаясь к расходам на «социалку» – в этом вопросе муниципалитет Детройта также не поспевал за меняющейся ситуацией в городе и мире. Рост затрат и связанный с ним рост налогов начинались, когда горожане в большинстве своем были успешны и обеспечены. Но когда начался отток платежеспособных детройтцев из города, ничего в соотношении доходов и расходов не изменилось – только оставшиеся были вынуждены платить «за себя и за того парня». Это провоцировало все большую миграцию зажиточных людей… В общем, получался замкнутый круг – результат оказался предсказуемым: масса пенсионеров и безработных, живущих на пособия плюс огромная дыра в бюджете.

Роль личности в истории

Даже США со своей испытанной столетиями избирательной системой оказались не застрахованы от «кадровых просчетов». Кваме Килпатрик, который 15 лет назад считался одним из самых перспективных молодых политиков Штатов, а 12 лет назад ставший мэром Детройта, в 2008 году оказался на скамье подсудимых, не доработав даже до конца второго мэрского срока. 120 дней тюрьмы и миллион долларов штрафа плюс обвинение в вымогательстве, коррупции и превышении властных полномочий – таков был результат 7 лет «работы». «Работа» же заключалась в тратах муниципальных денег на личные нужды, разъездах на дорогих автомобилях и мотоциклах, участиях в скандалах, которые больше подошли бы рок-звезде.

Что тут такого? Да, с одной стороны – «просто» неудачный выбор жителей Детройта. А с другой стороны – типичный «мажор», мать которого – влиятельный политик и конгрессмен, проложившая своему сыну дорогу в элиту. Знакомый персонаж, да? И украинские, и американские реалии показывают одно и то же: ни успех родителей, ни дорогое образование, ни успех в бизнесе не являются гарантией полезной работы «мажора» на государственных постах. И это еще мягко сказано.

Впрочем, Килпатрик появился в мэрии, когда город уже катился в яму – «постарались» предшественники. И, как это часто бывает в истории, свой закат «империя» встретила «оргиями» и опустошением казны. Не только эффективный менеджер, но и спаситель из «мажора» не получился.

Дураки учатся на своих ошибках, умные – на чужих. Скорее всего, через некоторое время промышленники, поплакавшись в жилетку Вашингтону, начнут заново поднимать Детройт до мировых вершин – для американцев статус банкрота не столько повод для самобичевания, сколько нулевая точка отсчета для развития. Мы же, разобравшись с причинами упадка города, сможем увидеть и методы возрождения промышленного центра, переживающего не лучшие годы.

Дмитрий ЕГОРОВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

Макс | 13.08 2013 в 11:27
Улицы вокруг облгосадминистрации как после бомбежки. Похоже в Запорожье Детойт пришел уже давно. Причем полный дестройт.

Лента статей
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
МІГ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

 

Елена Сопина, главный редактор газеты Улица Заречная«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Интересную и полезную информацию на полосах «Улицы Заречной» найдет для себя каждый житель области – вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, издание выходит вместе с бесплатным приложением - «Улица Культурная», -содержащим обширную ТВ-программу, новости культуры и шоу-бизнеса, а также анонсы самых интересных и значимых событий нашего города.

Контакты

Главный редактор:
Елена Сопина
Наш адрес:
69015, г. Запорожье, ул. Кияшко 16а
Тел./факс:
239-90-11
Интернет-сайт:
www.ulitsa.com.ua
E-mail:

newspaper@econom.zp.ua
Подписной индекс:
23281
23282 (льготный)

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |