Американский город Детройт, который во многом похож на Запорожье, сейчас переживает серьезный экономический кризис. Запорожская власть и запорожские промышленники, внимательно изучив путь города-«побратима» к полной разрухе, могут сделать для себя массу полезных выводов.
Однажды в своем публичном выступлении председатель запорожской облгосадминистрации Александр Пеклушенко сказал, что Запорожье должно стать украинским Детройтом. Повторил он эти слова и за два дня до Дня металлурга на торжествах в честь работников «Запорожстали».
Параллели провести легко: оба города – промышленные центры своих стран, оба – автомобильные столицы… Легко понять и цель, поставленную руководителем ОГА: в одно время Детройт совершил серьезный рывок в развитии своей промышленности, вследствие чего совершил рывок и в развитии социальной инфраструктуры, и в обеспечении благосостояния горожан. На мой взгляд, очень красноречиво об этих успехах говорит всего лишь одно словосочетание, которое я встретил в статье американского журналиста о Детройте – «город богатых афроамериканцев». То есть город, в котором даже афроамериканцы, по традиции считающиеся априори бедными и неблагополучными, стали зажиточными! В общем, пример для подражания.
Но сам Детройт своим «подражателям» подготовил этим летом неприятный сюрприз. По иронии судьбы, как раз в дни поздравительных речей в адрес запорожских металлургов американский город объявил о своем банкротстве! Неординарное событие в принципе, а уж для города «благополучных» США – тем более: городская власть (а если точнее – назначенный сверху специальный управляющий) развела руками, признав, что не в силах справиться со своими миллиардными долгами. Немногим позднее суд признал незаконным решение о банкротстве, но де-факто ситуация осталась неизменной: некогда процветающий город превратился в руину и «задворки» американской экономики.
Естественно, Александр Пеклушенко имел в виду в своих выступлениях «тот» Детройт, гудящий, грохочущий и растущий – не стоит цепляться к словам и искать в них скрытый смысл. Однако ситуация с нашим американским «побратимом» показала, что у любого промышленного гиганта есть не только путь к процветанию, но и путь к сокрушительному падению. Попробуем на примере «руин Детройта» разобраться, как нам, Запорожью, не пойти по этому разрушительному «другому пути».
Мегаполис и моногород
Детройт – типичный моногород, город с экономикой одного профиля. В данном случае – автомобильного. С начала ХХ века именно здесь развивалась автомобильная отрасль не только США, но и всего мира – к середине столетия город стал цитаделью крупнейших автомобилестроителей: General Motors, Ford, Chrysler. В то время специализация экономики Детройта никого особенно не беспокоила. Еще бы! На фоне всех экономических и политических неурядиц рынок автомобилей продолжал расти – и Детройт давал новые рабочие места, высокотехнологическое производство, хорошие социальные программы. Взамен город привлекал инвестиции и новых жителей. Через десятилетия по такому же принципу (осознанно или нет) начнет работать Силиконовая долина, собрав на ограниченном пространстве плеяду будущих IT-звезд…
Сходство поразительное! Ведь в начале ХХ века и Запорожье стал промышленным центром Страны Советов с самыми передовыми технологиями и десятками успешных предприятий… одной сферы – металлургической.
Для Детройта после середины столетия такая «моногамия» обернулась серьезными проблемами: кто-то из промышленников начал сокращать производство, кто-то – вообще выводить предприятия из страны, потом парочка кризисов… А город ничего не мог ответить на это! Нечем! Автомобили – фактически то единственное, что научился выпускать Детройт за минувшее столетие. Туризм, легкая промышленность, финансы – все это по разным причинам не стало важной частью экономики города. Мотор-сити, как его называли в начале прошлого века, проскочил черту, за которой «однопрофильность» стала угрозой – и опомнился уже в XXI веке с миллиардными долговыми обязательствами.
У Запорожья, безусловно, диверсификация экономики гораздо лучше, чем была у Детройта. Но, с другой стороны, мы (как минимум, за годы независимости) не имели даже приблизительно такого же роста, какой имел Детройт; такого же статуса на международном уровне; такой же финансовой «подушки безопасности». Поэтому и о разнообразии источников дохода нам стоит думать уже сейчас.
Кто погубил Детройт?
В некоторых СМИ сейчас можно прочесть, что Детройт «убили» большие поблажки трудящимся, добытые профсоюзами, и система щедрых «социальных» расходов. Первое якобы стало причиной переноса многих производственных мощностей в штаты со слабыми профсоюзами, а то и за пределы США. Второе же якобы повлекло «вымывание» городского бюджета.
Если оба тезиса и можно считать правдой, то с некоторыми поправками. Согласитесь, было бы странно, если бы профсоюзы не старались выжать максимум из собственников. Также было бы странно, если бы зажиточные детройтцы не добились для себя и окружающих нормальных условий жизни, развития социальной инфраструктуры.
Миграция предприятий безусловно была связана с профсоюзной борьбой. Но разве речь в таких случаях идет о «жизни и смерти»? Скажем правду: производители никогда не хотят терять свои сверхприбыли, делясь «с какими-то рабочими». Поэтому готовы увезти бизнес хоть в Юго-Восточную Азию, известную не особенно дорогой рабочей силой. Но, как известно, скупой платит дважды. Побег из Детройта не спас американский автопром, который на данный момент частично принадлежит бизнесменам с других континентов, а частично банально простаивает.
Символично, что знаменитый всемирный автосалон по традиции продолжает ежегодно проходить в Мотор-сити – но теперь это шикарный праздник в городе с небывалым уровнем безработицы и преступности. Пир во время чумы!
Урок, который запорожцы (естественно, не рядовые, а «VIP-горожане») должны вынести из этой истории: попытки скрыть прибыль от налогообложения в оффшорах, «увернуться» от модернизации, бросить работникам кость взамен нормальной зарплаты – все это, конечно, сработает «здесь и сейчас». Но в будущем эти хитрости вряд ли аукнутся чем-то хорошим.
И если уж речь зашла о преференциях… Журнал People’s World в статье «Корни банкротства Детройта лежат в капитализме» приводит такие данные о «бедах» промышленников: Exxon Mobil в 2009-м получила 45 млрд долл. (!) и не заплатила ни доллара налогов; General Electric заработала 10,3 млрд долл. и получила налоговую льготу в размере 1,1 млрд долл.; Wells Fargo получила прибыль в 19 млрд долл. И ровно на эту же сумму получила налоговый кредит после приобретения Wachovia Bank… И это посткризисный 2009 год! Глядя на эти суммы, слабо веришь в «коварство» профсоюзов. Зато легко верится в то, что капиталисты одинаковы везде: что в США, что в Украине – отечественный крупный бизнес также очень любит «подачки» от государства, измеряемые сотнями миллионов. И Детройту, и любому украинскому промышленному городу от такой «государственной поддержки» частного бизнеса ни тепло, ни холодно.
Путь длиною в 60 лет
Губернатор штата Мичиган по поводу банкротства Детройта сказал: «Это кульминация падения длиною в 60 лет». Жестко, но по делу. Точку, когда началось падение Мотор-сити, сейчас принято ставить примерно там – в 60-х
годах. Естественно, тогда мало кто предполагал, что город может так «плохо кончить» – наоборот, это было десятилетие сразу после пика в развитии города, когда он едва не дорос до 2 миллионов жителей!
К слову, тоже напрашивается определенная параллель: в 60-х годах вряд ли кто-то в Запорожье мог задуматься о возможном кризисе в промышленности. Еще бы! Наша промплощадка как раз к тому времени была восстановлена и расширена. Марлен Хуциев снял самый романтичный фильм о работе металлурга… Но если учесть, что после 60-70-х
строительство и развитие индустриального комплекса плавно сходили на нет, то можно сказать, что проблемы запорожских предприятий начались именно тогда – 60 лет назад. Но речь пока не об этом – вернемся в Детройт 60-х годов.
Общеизвестный факт, что тогда американских автомобилистов с их же родного рынка вытеснили… японцы. Азиаты завоевали янки экономностью своих машин – те потребляли топлива намного меньше, чем «звездно-полосатые» авто. И среднестатистический Джон оказался больше прагматиком, чем патриотом.
Вывод? Промышленники должны быстрее реагировать на изменения в мире. Азиаты что в 60-х, что сейчас готовы перехватывать инициативу в любой удобный момент… В общем-то, нашим металлургам это известно прекрасно – по конкуренции с китайской промышленностью.
Возвращаясь к расходам на «социалку» – в этом вопросе муниципалитет Детройта также не поспевал за меняющейся ситуацией в городе и мире. Рост затрат и связанный с ним рост налогов начинались, когда горожане в большинстве своем были успешны и обеспечены. Но когда начался отток платежеспособных детройтцев из города, ничего в соотношении доходов и расходов не изменилось – только оставшиеся были вынуждены платить «за себя и за того парня». Это провоцировало все большую миграцию зажиточных людей… В общем, получался замкнутый круг – результат оказался предсказуемым: масса пенсионеров и безработных, живущих на пособия плюс огромная дыра в бюджете.
Роль личности в истории
Даже США со своей испытанной столетиями избирательной системой оказались не застрахованы от «кадровых просчетов». Кваме Килпатрик, который 15 лет назад считался одним из самых перспективных молодых политиков Штатов, а 12 лет назад ставший мэром Детройта, в 2008 году оказался на скамье подсудимых, не доработав даже до конца второго мэрского срока. 120 дней тюрьмы и миллион долларов штрафа плюс обвинение в вымогательстве, коррупции и превышении властных полномочий – таков был результат 7 лет «работы». «Работа» же заключалась в тратах муниципальных денег на личные нужды, разъездах на дорогих автомобилях и мотоциклах, участиях в скандалах, которые больше подошли бы рок-звезде.
Что тут такого? Да, с одной стороны – «просто» неудачный выбор жителей Детройта. А с другой стороны – типичный «мажор», мать которого – влиятельный политик и конгрессмен, проложившая своему сыну дорогу в элиту. Знакомый персонаж, да? И украинские, и американские реалии показывают одно и то же: ни успех родителей, ни дорогое образование, ни успех в бизнесе не являются гарантией полезной работы «мажора» на государственных постах. И это еще мягко сказано.
Впрочем, Килпатрик появился в мэрии, когда город уже катился в яму – «постарались» предшественники. И, как это часто бывает в истории, свой закат «империя» встретила «оргиями» и опустошением казны. Не только эффективный менеджер, но и спаситель из «мажора» не получился.
Дураки учатся на своих ошибках, умные – на чужих. Скорее всего, через некоторое время промышленники, поплакавшись в жилетку Вашингтону, начнут заново поднимать Детройт до мировых вершин – для американцев статус банкрота не столько повод для самобичевания, сколько нулевая точка отсчета для развития. Мы же, разобравшись с причинами упадка города, сможем увидеть и методы возрождения промышленного центра, переживающего не лучшие годы.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
Макс | 13.08 2013 в 11:27
Улицы вокруг облгосадминистрации как после бомбежки. Похоже в Запорожье Детойт пришел уже давно. Причем полный дестройт.