Запорожье уже давно прочно закрепило за собой статус города с повышенной техногенной нагрузкой. Всему виной тысячи тонн всевозможных химических выбросов более чем 200 промышленных предприятий областного центра. Казалось бы, такой поворот событий должен сглаживаться более усиленным вниманием со стороны государства (особенно финансовым). На деле же все обстоит несколько иначе. Процент изымания средств, которые запорожские заводы платят за вредные выбросы, остается очень большим.
Для устранения локальных экологических проблем у нас существует так называемый фонд охраны окружающей природной среды Запорожского городского совета, простыми словами - экофонд. Однако, придумав, куда складывать деньги, чиновники из центра наотрез отказываются делать это по-братски, а потому заявления о стопроцентном выделении экосредств так и остаются одними из главных несбывшихся обещаний.
Что мое, то мое. Что твое, то наше
Согласно положению об экофонде, он предназначен для финансирования городских экологических программ и мероприятий, направленных на решение неотложных природоохранных задач.
Основной источник его наполнения – платежи предприятий за загрязнение окружающей среды. Кроме выбросов в атмосферу вредных веществ, промышленники платят еще и за сброс в водные объекты, размещение отходов, возникновение радиоактивных отходов, а также их временное хранение на территории предприятия. Небольшая сумма поступает и в виде штрафов.
Сам по себе принцип начисления ставок налога за выбросы в атмосферный воздух – очень интересная штука. Особенно после введения ставшего уже эпохальным нового Налогового кодекса. До принятия этого документа город получал 20 процентов от общей суммы сборов на своей территории. 50 процентов забирала область, а 30 - уходило в госсбюджет. В 2011–2012 годы эти цифры несколько изменились. Теперь Запорожье получит половину от пирога под названием “плата за выбросы промпредприятий”. Оставшаяся часть будет разделена между областным и государственным бюджетами. По истечении этих лет запорожский процент собранных на нашей же территории денег будет неуклонно сокращаться. Так, уже в 2013 году государство планирует забрать на свои нужды 33 процента экосборов и штрафов за загрязнение окружающей среды на территории Запорожья. Оставшиеся 67 процентов будут разделены следующим образом: половина останется у нас (лишь 33 процента от всей суммы), 20 процентов уйдет в область, и 30 - снова на нужды государства. В 2014 году для нужд Запорожья планируется оставить только 25 процентов от всей суммы сборов.
В Кабинете Министров утверждают, что сокращение процента выделения средств практически не повлияет на размер городского экофонда, ведь Налоговый кодекс предполагает увеличение ставок налога за выбросы вредных веществ. Оно, может, и так, да только НК предполагает такой себе льготно-переходный период для промышленных предприятий при уплате налога на выбросы. Они, дескать, натерпелись за последнее время, потому имеют право на льготы! Так или иначе, но в 2011–2012 годах промышленники будут платить только половину стоимости одной тонны выбросов. В 2013 планируется увеличить ставку на четверть, и только в 2014 году предполагается снимать с предприятий указанные в Налоговом кодексе суммы.
- Я категорически не согласна с таким принципом распределения экологических средств, - говорит председатель постоянной комиссии по вопросам экологии Запорожского горсовета Людмила Завгородняя. – Такое положение вещей – это несправедливость не только по отношению к Запорожью, но и к другим промышленным центрам, терпящим экобедствие. Депутатский корпус будет обращаться к Президенту страны, Кабинету Министров и Верховной Раде с требованием изменить процентное распределение средств в сторону увеличения местных экофондов. Еще один негативный момент в этом направлении заключается в том, что по нынешнему законодательству местным советам запрещается тратить деньги на те или иные экомероприятия, если они не указаны в законе. Это приводит к тому, что, например, город не может выделить деньги на нормальные автомобили по уборке пыли. А между тем, уже сейчас санстанция отмечает реальное увеличение ее концентрации на дорогах и тротуарах Запорожья. Что будет твориться в этом направлении в сухое время года, страшно даже представить.
Что касается непосредственно размеров ставок, то они в сравнении с прибылью того или иного меткомбината просто смехотворны. Так, за 1 тонну выброшенного в атмосферу фенола надо заплатить всего-то 5542 гривны, а за тонну ртути и свинца и их соединений – чуть больше 51 тысячи гривен. Лидер в этом списке бензапирен – 1,5 миллиона гривен за тонну. Капля этого вещества, как известно, убьет не одну здоровую лошадь. К слову, вся вышеперечисленная химия очень токсична.
– Если соотносить приносимый вред и полученную промышленными объектами прибыль, то цифры платежей за выбросы существенно занижены, – уверен заведующий отделом гигиены окружающей природной среды горсанэпидстанции Евгений Тулушев. – В Европе за аналогичные химические вещества предприятия платят в 10, а то и 100 раз больше, чем наши отечественные. Получается довольно интересная картина. С одной стороны, заводы работают на экспорт и продают металл по мировым ценам, а с другой стороны, платят за загрязнение экологии по смехотворным тарифам, если сравнивать с европейскими и мировыми величинами. Такая ситуация приводит к тому, что на сегодня в Запорожье картина по вредным выбросам просто ужасающая. При этом многие промышленные предприятия даже не исчерпали лимиты на выбросы по согласованным им разрешениям, – констатирует представитель горСЭС.
Такая “корова” нужна самому
Учитывая тот факт, что вредные выбросы запорожских предприятий принадлежат всему городу и гробят здоровье его жителей, было бы логично, чтобы и отчисления за эти нехорошие дела также принадлежали Запорожью. В прежние годы городу удавалось найти общий язык с областным советом в плане выделения дополнительных энных сумм, что выглядело логично. Однако в последние годы эта практика претерпела изменения, а в этом году областному центру было вообще отказано в каких-либо средствах.
В управлении по вопросам экологии Запорожского горсовета нам предоставили несколько ответов по этому поводу от областного совета. Вот цитата: “Діючим законодавством не передбачено спрямування коштів, що надійшли від підприємств м.Запоріжжя до обласного екофонду у вигляді зборів за забруднення, на виконання природоохоронних заходів тільки м.Запоріжжя, райони області також потерпають від техногенного навантаження, тому їм також потрібні кошти на реалізацію своїх екопрограм”. В общем, запорожцам предложено глубоко дышать и тихо помалкивать, а также самостоятельно искать деньги на свои природоохранные мероприятия.
Куда уходят экоденьги?
Перечень первоочередных мероприятий на соответствующий год, которые финансируются из городского экофонда, утверждается городским советом по согласованию с Государственным управлением охраны природной окружающей среды в Запорожской области. Приоритет предоставляется природоохранным и ресурсосохранным мероприятиям, которые имеют наибольший экологический и социальный эффект.
Так, в этом году планируется аккумулировать в экологический фонд порядка 23 миллионов гривен. Много это или мало? Если сравнивать с прошлым годом, а тогда было чуть больше 8 миллионов, то вроде как и нормально. Однако же, как говорят специалисты, даже за эти деньги не удастся самостоятельно реализовать более-менее серьезный проект.
Тем не менее, этого хватит на проектные работы по строительству сооружения для очистки и повторного использования промывных вод Днепровской водной станции № 1 (ДВС-1). Аналогичные работы планируется осуществить и относительно цеха утилизации осадков после механического обезвоживания на центральных канализационных очистных сооружениях Левого берега (ЦОС-1) Запорожья. Представители коммунального предприятия уже закончили работы по обезвоживанию осадков, потому это будет логически продолжением решения существующей проблемы. К тому же, в результате реализации этого направления город получит электроэнергию и тепло. В 2011 году будут осуществлены также проектные работы по реконструкции и расширению центральных очистных сооружений канализации Правобережной части Запорожья (ЦОС-2), а также реконструкция самотечного канализационного коллектора от улицы Новгородской к ЦОС-2. Кроме этого, среди мероприятий программы – восстановление и поддержание благоприятного гидрологического режима и санитарного состояния рек; расчистка русла Мокрой Московки; строительство полигона твердых бытовых отходов № 3 (проект); мероприятия по сохранению и воспроизведению природно-заповедного фонда парка-памятника садово-паркового искусства “Запорожский городской детский ботанический сад” и озеленению города; расширение и реконструкция центральных канализационных очистных сооружений Левого берега (ЦОС-1).
Роман Прядун
Комментарии:
нет комментариев