Каждому родителю хотелось бы, чтобы у его малыша не было проблем с выражением своих эмоций. Однако зачастую родители, сами того не осознавая, мешают своему чаду проявляться, говорить о своих чувствах. Сегодня поговорим о том, как помочь ребенку научиться понимать свои переживания, выражать их, а также о том, как избежать ошибок в этом направлении.
Говорим о чувствах
С самого раннего возраста мамы обучают малышей понимать то, что происходит в их жизни. И точно также стоит учить ребенка распознавать свои эмоции. Когда вы общаетесь с малышом, то проговаривайте вслух то, что чувствуете вы. Например: «Я обрадовалась тому, что ты улыбнулся». «Я расстроилась, что каша получилась не такой вкусной». Или же проговаривайте то, что чувствует малыш: «Ты злишься, когда я занята и не могу к тебе подойти». «Ты радуешься, когда я тебя обнимаю».
Поэтому формулируем первое правило: «Родитель должен сам говорить о своих чувствах».
Очень важно, чтобы вы сами не стеснялись. Ведь ребенок может учиться, только наблюдая за близкими. Ему очень нужен пример для подражания и обучения.
Я – высказывания
Очень важно не заблокировать у ребенка способность выражать те чувства, которые мы называем «негативными». Речь идет о раздражении, злости, обиде, возмущении. Родители далеко не всегда готовы принимать такие чувства своего малыша. Многие автоматически говорят: «Не хнычь, не капризничай, прекрати». Однако этим они могут сформировать у ребенка четкое представление, что подобные переживания нужно скрывать от окружающих. Такой ребенок привыкает все свои чувства держать в себе и молчать, закрываться.
Чтобы избежать подобной проблемы, научитесь пользоваться «Я-высказываниями». Ведь фактически вы подавляете такие его проявления потому, что сталкиваетесь с какими-то своими тоже неприятными переживаниями. Например, ответной злостью, раздражением, стыдом или виной. Поэтому гораздо конструктивнее будет в таких ситуациях говорить о себе. Например: «Меня злит, когда дети себя так ведут». Или: «Мне стыдно, когда так шумят». Постарайтесь соблюдать два принципа: использовать «Я» вместо «Ты» и говорить безлично. Обратите внимание, что в подобном случае вы не запрещаете ребенку себя так вести, не блокируете его чувства, а, наоборот, выражаете свои, показывая пример.
Подытожим и сформулируем второе правило: «Родитель должен говорить о своих чувствах в «Я – высказываниях».
Чувство не равно действию
Зачастую мы даже не задумываемся, что наши чувства и наши действия – это совершенно разные вещи. Кроме того, есть еще и промежуточное состояние - намерения выполнить действие. То есть существует, к примеру, злость, намерение ударить обидчика и сам удар. Так вот, очень часто родители критикуют и стыдят за сами чувства. Однако это не правильно. Ведь чувства есть вне зависимости от того, хотим мы или нет. Они просто есть. Мы не можем контролировать их существование. А вот действия и способ их выражения – можем. Мы не можем не злиться, когда нас обижают, но можем сдержать свое желание ударить обидчика.
Поэтому так важно говорить, что вам не нравится тот способ выражения чувств, который выбрал ваш ребенок (например, ударил вас), но не стоит критиковать само чувство злости.
Приведем пример из жизни. В семье родился второй ребенок. Старшая девочка через полгода стала страдать страхами за свое здоровье. На первый взгляд, ревности как таковой нет. Старшая девочка очень бережна к малышу, заботится о нем, помогает маме. При более детальном рассмотрении оказалось, что девчонка злится на младшего братика за то, что он «отнимает» у нее маму. Но ей очень стыдно испытывать злость, так как родители критиковали ее в те редкие моменты, когда она ее показывала, стыдили. Теперь она четко усвоила, что злится на братика нельзя, а если она злиться, то поступает очень плохо. И внутри нее растет страх, что за такое плохое поведение она может быть наказана. И именно поэтому она так тревожно прислушивается к себе, не заболела ли она, не наказывает ли ее Бог за такое плохое поведение. А ведь ошибка в данной ситуации родителей в том, что они стыдили ее за чувства, а не за действия к братику. Правильнее было бы говорить так: «Я понимаю, что ты злишься на него. Это нормально. Но вот бить его нельзя». То есть разделять те чувства, которые есть и поддерживать ребенка в его переживании, а вот порицать – действия, форму их проявления.
Правило третье: «Не осуждайте чувства ребенка, поддерживайте их. А выражайте свое недовольство действиями ребенка, его способ выражения своих чувств».
Карта чувств
Для того, чтобы все, о чем мы говорили выше, было проще выполнить, сделайте такое упражнение: возьмите лист бумаги и напишите на нем все те чувства, которые вы знаете. Не спешите, выполняйте это задание в течение дня, возвращаясь и дописывая те переживания, которые вы вспомнили. Выполнение этого задания может оказаться весьма непредсказуемым. Возможно, вам будет сложно написать больше 10-15 чувств. А может быть, наоборот, вы с удивлением обнаружите, как много эмоций вы испытываете.
Потом поищите в Интернете список эмоций, которые существуют. И обязательно выделите те, которые вы не написали. Это говорит о том, что данные чувства вам или не свойственны вовсе, или же вы их не осознаете, вытесняете.
Если ваш ребенок достаточно взрослый, сделайте это упражнение вместе с ним. Можно или сначала по одному составить список, а потом добавить те, которые есть у другого, но нет у вас. Или же можно вместе составлять этот список, помогая друг другу. Так вы лучше поймете своего ребенка.
Поэтому правило четвертое: «Чувства нужно уметь называть».
Помогайте своему ребенку, и пусть он растет счастливым!
Подготовил Олег ВАЛИК
Комментарии:
нет комментариев