Сфера ЖКХ постепенно избавляется от государственной опеки и переходит в коммерцию: появляются ОСМД, частные жилищно-коммунальные структуры, не так давно коммунальные ПРЭЖО получили право самостоятельно формировать тарифы на свои услуги. Этот процесс означает еще и то, что теперь ЖКХ не является неприкасаемой сферой, а жилищно-коммунальные услуги по сути ничем не отличаются от услуг, например, автомастерской или парикмахера. И требования потребителей к ним должны быть аналогично жесткими
Договор дороже денег
Интересы граждан, приобретающих какой-нибудь товар или услугу, защищает Закон Украины "О защите прав потребителей". Распространяется он и на коммунальные услуги. При оказании любых услуг закон предусматривает наличие договора на выполнение работ. Это главный документ, который может зафиксировать отношения между заказчиком и исполнителем и предусмотреть их ответственность друг перед другом. А теперь зададимся вопросом, сколько договоров реально заключено между коммунальными предприятиями и жильцами и сколько их заключается на новые вводимые услуги? Достаточно вспомнить историю читательницы, которая обратилась в "Улицу Заречную" с жалобой на ПРЭЖО, сотрудники которого вместо перерасчета средств пообещали женщине предоставлять некие "дополнительные услуги" (№11 от 18 марта). Кроме того, обещание было дано в режиме личного общения, то есть никакими договором подкреплено так и не было.
К тому же, основа договорных отношений такова, что потребителя (заказчика) нельзя принуждать заказывать и оплачивать услуги, которые ему не нужны или стоимость которых его не устраивает. Статья 10 Закона "О защите прав потребителей" как раз поясняет права заказчиков (в данном случае - жильцов) в случае некачественного выполнения услуг, прописанных в договоре. Чтобы реализовать эти права, до начала работ ПРЭЖО должно составить соответствующий договор, указать в нем свои гарантийные обязательства, а после - предоставить акт выполненных работ, который заказчик может подписать... а может и не подписать, если, по его мнению, ему предоставили некачественные услуги, не в нужном объеме или не в срок. Тем не менее, ни договоров, ни актов выполненных работ никто из жильцов не видит.
Жалуйся Кому Хочешь
Очевидно, к новым отношениям оказались не готовы пользователи коммунальных услуг. Кто-то не хочет никаких договоров, но хочет при этом иметь горячую воду и отопление. (Кстати, как раз услуги по водо-, электро- и теплоснабжению являются обязательными, и сменить их поставщика по понятным причинам проблематично) Кто-то и договора подписывает, но платить не считает нужным и влезает в тысячные долги коммунальщикам.
Но еще больше оказались не готовы к переменам действующие ПРЭЖО. Многие наверняка до сих пор считают, что "ЖКХ" по-прежнему будет расшифровываться острословами как "Жалуйся Кому Хочешь". На самом деле, жаловаться уже есть кому: ЖКХ находится под пристальным вниманием местной и центральной власти, прокуратуры и организаций по защите прав потребителей. Суды все чаще рассматривают иски то коммунальщиков против должников, то жильцов против коммунальщиков. Жестко? На то и коммерциализация. Как говорится, ничего личного - только бизнес. И так до тех пор, пока, наконец, жильцы-заказчики и коммунальщики-исполнители не осознают, что коммерция - это не только "больше денег", но еще и взаимная ответственность.
К новым, коммерческим, отношениям оказались не готовы ни жильцы, ни действующие ПРЭЖО
Мнение
Дмитрий Сухинин, начальник областного управления по защите прав потребителей:
- Да, вероятно, коммерциализация - это один из путей развития отрасли. Но по тем жалобам, которые приходят в Управление по защите прав потребителей, становится ясно, что люди не могут понять, как формируется стоимость услуг. Почему в одном доме за покраску взяли 5 грн, а в другом - 10. Второй вопрос, какой орган будет контролировать такую ценовую политику. Третий - будет ли контролироваться рентабельность предприятий.
Я думаю, что территориальные громады и граждане имеют право самостоятельно выбирать систему оплаты коммунальных услуг: то ли это будет фиксированная плата, то ли плата за фактически выполненные работы.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
Владимир | 30.04 2010 в 11:16
Простой пример:в 93 году,при отсоединении от ЖЭКа поставщиков услуг,под шумок,иначе не назову,ЖЭК раскидал кому-сколько свое отрицательное сальдо по газу.Отцу выпало аж 2000(!) грн,хотя за газ и свет(суммы небольшие)при самом худшем раскладе всегда было оплачено.Сгоряча отец оплатил 1000.Именно сгоряча.Отца уже давно нет в живых,как и данных по 2003 году в компьютерной базе газовиков,а сумма есть.Чем не коммерция?Остаток,почти 500 грн,просто за воздух,я им оплатил,чтобы прекратить эту бессмысленную эпопею по долгу.Но разве это справедливо?Или 500 грн у меня лишние?Вот вам и коммерция.Я говорил и буду говорить,что вовремя не взысканные долги юридически незаконны.Это не моя вина.А копить их десятилетиями и выставлять к погашению,как реальные-маразм полный.Вот есть по закону три последних года-прошу к ответу.Остальное,простите,можете в рамочку и на стену главному бухгалтеру...
Панас | 10.04 2010 в 20:14
да жэу №2 работает на полную.пишет в суд на тех кто не платит за их услуги,а услуги очень интересные:поувольняли дворников и мастеров,дворы только вокруг жэка и подметают,осмотра даже наружного гнилых балконов не делают, мусорные баки не контролируют,гнилую проводку в сталинских домах...не ремонтируют...подвод тепла без изоляции и через гнилые трубы! БРИЛИАНТОВАЯ РУКА И ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА в одной серии: ВСЕ украдено до нас,все трубы на дачах-шашлык в пропасти.
Мирон | 09.04 2010 в 12:44
власть в городе-липа!поэтому кафе магагазин КАРАВАЙ,пр.Ленина-продает кофе и вино водочные изделия...не имея ТУАЛЕТА!!!а значит туалет-это подъезды всех домов ,рядом с этим заведением!!!магазины кидают в мусорные баки жильцов ТАРУ-КАРТОН(должны собирать и сдавать)...три пустых ящика и весь остальной мусор ЛЕТАЕТ ПО ДВОРУ И ЦЕНТРАЛЬНОМУ ПРОСПЕКТУ!!!ЖЭК ни чего не делает уже 20 лет,ухитряясь выбивать из пенсионеров себе ПЛАТУ-стыда и совести у крахоборов не бывает по определению!!!