Лето перевалило за свою половину, и уже не грех вспомнить, что скоро ему на смену придет дождливая осень, а там и зима заглянет в окно. Она уж напомнит нам и о промерзающих стенах, и о прохладных радиаторах, и о ледяных сквозняках на лестничных клетках. И если мы не хотим этой зимой зябнуть в своих квартирах, самое время начать шевелиться самому и теребить родной ЖЭК или любимое правление своего ОСМД.
Что требовать от ЖЭКа
Для начала следует, как минимум, позаботиться о том, чтобы ваши радиаторы следующей зимой были достаточно горячими. А это определяется не только тем, насколько горячий теплоноситель подает к дому энергоснабжающая компания, но во многом и состоянием внутридомовых сетей, за которые отвечает ЖЭК. «Если сети неправильно эксплуатируются, то есть своевременно не проводится их промывка, то они засоряются, и теплоноситель не может поступать в полном объеме, от того и наши радиаторы могут быть недостаточно горячими зимой», — объясняют специалисты. В целом из-за плохого состояния внутридомовых сетей может теряться до 50% тепла.
В своих требованиях к ЖЭКу привести в порядок внутридомовые сети вы можете ссылаться на официальный перечень услуг, которые жилищно-эксплуатационная контора обязана предоставить жильцам, утвержденный постановлением Кабинета министров от 12 июля 2005 года. Сюда, помимо всего прочего, входят такие функции, как обслуживание систем тепло- и водоснабжения, систем водоотвода и канализации в доме. Что подразумевает обязательную перед началом отопительного сезона гидравлическую промывку системы теплоснабжения.
Также в перечень услуг входит и подготовка домов к осенне-зимнему периоду. А это значит, что ЖЭК обязан устранить повреждения и дефекты, ведущие к потере тепла: вставить выбитые стекла в подъездах, починить незакрывающиеся входные двери, заделать щели в стенах, а если стена промерзает всем фасадом, то и утеплить его.
Не хочет? Заствим!
К сожалению, типичный ЖЭК отнюдь не спешит выполнять свои обязанности. Как вынудить жилконтору делать то, что она должна? «Вам необходимо обратиться с письмом (лучше коллективным) в ЖЭК, для того чтобы он создал комиссию и провел техобследование, скажем, состояния парадного», — советуют юристы. Отказ жилконторы от создания комиссии и проведения обследования можно письменно (с приложением копии своего письма и ответа на него) обжаловать в управлении жилищно-коммунального хозяйства райадминистрации (оно заставит ЖЭК выполнять свои обязанности).
А можете и сами составить акт-претензию (достаточно подписи трех жильцов), перечислив все обнаруженные вами дефекты. По словам экспертов, если есть хоть какая-то вероятность, что с ЖЭКом полюбовно договориться не удастся и в конце-концов придется обращаться в суд, рекомендуется, где это возможно, привлекать для экспертизы лицензированных экспертов-оценщиков, которые могли бы дать независимое официальное заключение о наличии дефекта и стоимости его устранения (например, ремонта). Затраты на привлечение таких специалистов потом будут включены в сумму возмещения, которые вы потребуете от ЖЭКа через суд.
После оформления акта-претензии, вы можете подать в жилищно-эксплуатационную контору на его основании заявление о нарушении условий договора, в котором просите, во-первых, устранить выявленные дефекты, а во-вторых, сообщить вам письменно о результате рассмотрения вашего заявления. Если же ЖЭК откажет, вы можете обратиться с этим отказом в комитет по защите прав потребителей. Или, если проблему можно устранить самому (или усилиями организованной группы жильцов), провести все необходимые работы, после чего обратиться в суд с иском о взыскании компенсации своих затрат с ЖЭКа. Для этого, естественно, все расходы должны быть задокументированы.
Знание – сила
К сожалению, большинство из нас даже толком и не знают, чем ЖЭКи должны заниматься, потому что не ощутили с их стороны внимания и заботы.
Например, мало кто знает, что разбитые окна и двери жилконтора обязана восстанавливать зимой за один день, летом – за пять, чинить протекающие крыши в течение пяти дней, ремонтировать лифт за один день, проводить профилактический осмотр кухонных электроплит каждые полгода, газовых – каждые три месяца.
Если же вашей электроплите уже исполнилось 15 лет, вам должны заменить ее новой. Делается это в порядке очереди, движется она не так быстро, как бы нам хотелось, но механизм замены оборудования, у которого закончился срок эксплуатации, работает, и это уже радует. Замене также подлежат водонагревательные колонки старше 10-ти лет, газовые плиты старше 20-ти лет, радиаторы чугунные старше 30 – 40-ка лет, стальные старше 15 – 30-ти лет. И это далеко не весь список обязательных дел ЖЭКа.
Помните! Ежемесячно мы с вами оплачиваем жилищно-коммунальные услуги, в которых учтена «плата за содержание домов». Так что жилищно-эксплуатационная контора – это не благотворительная организация. Вы за все заплатили и имеете право требовать положенное.
Комментарии:
нет комментариев