misto.zp.ua

Город, в котором хочется жить: от Боготы до Запорожья

«Улица Заречная» время от времени посвящает свои публикации городским проблемам футурологической тематике, размышлениям о том, каким мы хотим видеть свой город или каким он должен быть. Можно считать это противовесом распространенной практике пустого смакования всех существующих недостатков. К сожалению, авторитетных экспертов в вопросах создания города, в котором хочется жить, наберется не так уж много по всему миру! Тем более, в нашей стране. Неудивительно: городской чиновник, который с задумчивым видом прогуливается по набережной, думая о «модерновой» философии градостроения – это существо редчайшее в украинской «природе».

Энрике Пеньялоса, экс-мэр колумбийской столицы Боготы, за три года своего правления осуществил такие радикальные реформы, что криминальный серый латиноамериканский муравейник превратился в образец современной урбанистики. Около года назад Пеньялоса выступал с публичной лекцией в украинской столице – Киеве, но его рекомендации для украинских городов актуальны и сейчас. И будут актуальны еще долгое время. Его опыт ценен для нас именно похожими «исходными данными» – в Боготе Энрике Пеньялоса начинал практически с нуля. Советы градоначальников богатых мегаполисов вроде Москвы или Нью-Йорка нам бы не подошли. (За полный конспект лекции автор искренне благодарит интернет-ресурс ТЕКСТИ.org.ua)

Справка «УЗ». Богота – столица и крупнейший город Колумбии. Основан в 1538 году. Население – 10,9 млн чел.

 «Мы создаем города для передвижения автомобилей, а не для проживания людей». (Здесь и далее выделены цитаты из киевского выступления экс-мэра Боготы. – Прим. авт.) Культ автомобилей – пожалуй, главная мишень для критики со стороны Энрике Пеньялосы. И он искренне не понимает, почему его в этой критике не поддерживают сотни тысяч людей по всему миру. Вероятно, не поддержат его пока и запорожцы – у нас засилье личных машин выражено еще не так хорошо, как в западных мегаполисах, и даже, похоже, не так хорошо, как в мегаполисах Южной Америки. Тем не менее, город настойчиво движется к грядущей диктатуре автомобилей. Это понятно, во-первых, по статистике – по растущим объемам покупок автомобилей; во-вторых, чисто визуально – по пробкам, которые в последнее время «расползлись» с городских мостов к центру города.

«Конституция любой страны говорит – все люди равны в своих правах. Поэтому автобус с 80-ю пассажирами имеет право пользоваться свободным пространством дороги, которое в 80 раз превышает пространство занятое одним автомобилем». С логикой колумбийца поспорить практически невозможно. Да и не будем этого делать. Всем нашим читателям известна наша позиция по поводу соотношения общественного и личного транспорта… Итак, экс-мэр-реформатор настаивает: общественный городской транспорт должен иметь свою (и только свою!) полосу движения. Чтобы никакие пробки, аварии или просто плотность движения не мешали доставке пассажиров из точки А в точку Б. Как с отдельными полосами движения обстоит дело в Запорожье, известно каждому горожанину. На ум сразу приходят только участки дороги в районе рынка Анголенко и остановки «Ул. Тюленина» (в сторону острова Хортица)… Больше вспомнить сложно. Более того – на первом участке отдельная полоса для городского транспорта появилась совсем недавно, только при новом мэре.

«Публичное пространство для пешеходов – важнейшая часть города. Это священное пространство». Энрике Пеньялоса – ярый защитник любого рода площадок для горожан «на своих двоих»: будь то спортивные или детские площадки, парки или гигантские пешеходные зоны (на десяток километров в длину – без проезжей части вообще). Экс-мэр Боготы считает, что любые пешеходные зоны – это и есть отражение равенства и демократии: здесь люди освобождаются от «заточения» в своих квартирах, здесь встречаются в одном пространстве состоятельные и бедные горожане… В конце концов, прогулка по городу – это полноценный отдых, доступный всем! Потому что бесплатный!

А вот принципу «святости пешеходного пространства» Запорожье, похоже, соответствует едва ли не полностью. С несколькими десятками парков, скверов и площадей. О широких пешеходных улицах нам, правда, остается только мечтать – вряд ли кому-то придет в голову перекрыть часть проспекта Ленина или параллельных ему ул. 40 лет Советской Украины и ул. Победы. Но позитивный пример все же есть – небольшой участок ул. Лобановского у стадиона. К слову, даже этот небольшой переулок уже сам по себе создает «ощущение Европы». Разве нет?

Не можем не отметить, что большая часть пространств для пешеходов досталась нам со времен СССР. И это намекает нам, что в то время «кое-что понимали» в строительстве городов.

«Подземные переходы? Хуже некуда. Машины сверху, люди снизу. Это очень плохой символ». Вот так, другое наследие СССР – подземные переходы, которые в нашей стране уже десятилетиями считаются синонимами удобства и безопасности – на самом деле являются признаками городов «развивающихся стран». И правда – хоть это и не сразу бросается в глаза, но в крупных европейских и американских городах подземные переходы довольно редки. Даже в центре города проезжую часть там переходят по «зебрам» или по сигналу светофора. И в этом могут убедиться даже те, кто никогда за границей не был – достаточно посмотреть любой иностранный художественный фильм: сцену, снятую в таком «живописном» и «колоритном» месте, как подземный переход, придется искать очень долго.

«Город, в котором торговые центры заменяют места развлечений – болен». Без комментариев.

«Пляжи и набережные – большее богатство для города, чем бриллианты». Энрике Пеньялоса с сожалением констатирует: повсюду в ХХ веке в городах вдоль рек строили скоростные автомагистрали (как и в Запорожье). Это казалось очень удобным – именно на берегу реки в современном городе можно построить прямую широкую дорогу с минимумом светофоров и без перекрестков. Но сейчас градостроители крупнейших городов хватаются за головы, пытаясь придумать… как магистрали с берегов рек убрать! Такие проезжие части хороши для водителей, но плохи для остальных жителей города – прекрасные места для отдыха окружены шумом и пылью от транспорта, если вообще не отрезаны дорогой.

«Больше дорог – еще хуже пробки. Строить дороги, чтобы снизить трафик – все равно что тушить пожар бензином… Не стройте новые мосты! Только для автобусов или поездов». Вот так «удар от классика»! Конечно, логическими рассуждениями можно прийти к тому, что для уменьшения потока автомобилей, следовательно, для снижения количества пробок, не стоит увеличивать количество дорог. Но для человека, прожившего в Запорожье последние 10-15 лет, слова о бесполезности строящихся мостов через Днепр звучат как ересь. Тем не менее, рациональное зерно в словах колумбийского столичного экс-мэра точно есть! И пример Киева в этом плане очень красноречив – столица строит и строит мосты, а город продолжают душить пробки.

Дмитрий ЕГОРОВ


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
MISTO.ІНФОРМ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

 

Елена Сопина, главный редактор газеты Улица Заречная«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Интересную и полезную информацию на полосах «Улицы Заречной» найдет для себя каждый житель области – вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, издание выходит вместе с бесплатным приложением - «Улица Культурная», -содержащим обширную ТВ-программу, новости культуры и шоу-бизнеса, а также анонсы самых интересных и значимых событий нашего города.

Контакты

Главный редактор:
Елена Сопина
Наш адрес:
69015, г. Запорожье, ул. Кияшко 16а
Тел./факс:
239-90-11
Интернет-сайт:
www.ulitsa.com.ua
E-mail:

newspaper@econom.zp.ua
Подписной индекс:
23281
23282 (льготный)

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |