«Улица Заречная» время от времени посвящает свои публикации городским проблемам футурологической тематике, размышлениям о том, каким мы хотим видеть свой город или каким он должен быть. Можно считать это противовесом распространенной практике пустого смакования всех существующих недостатков. К сожалению, авторитетных экспертов в вопросах создания города, в котором хочется жить, наберется не так уж много по всему миру! Тем более, в нашей стране. Неудивительно: городской чиновник, который с задумчивым видом прогуливается по набережной, думая о «модерновой» философии градостроения – это существо редчайшее в украинской «природе».
Энрике Пеньялоса, экс-мэр колумбийской столицы Боготы, за три года своего правления осуществил такие радикальные реформы, что криминальный серый латиноамериканский муравейник превратился в образец современной урбанистики. Около года назад Пеньялоса выступал с публичной лекцией в украинской столице – Киеве, но его рекомендации для украинских городов актуальны и сейчас. И будут актуальны еще долгое время. Его опыт ценен для нас именно похожими «исходными данными» – в Боготе Энрике Пеньялоса начинал практически с нуля. Советы градоначальников богатых мегаполисов вроде Москвы или Нью-Йорка нам бы не подошли. (За полный конспект лекции автор искренне благодарит интернет-ресурс ТЕКСТИ.org.ua)
Справка «УЗ». Богота – столица и крупнейший город Колумбии. Основан в 1538 году. Население – 10,9 млн чел.
«Мы создаем города для передвижения автомобилей, а не для проживания людей». (Здесь и далее выделены цитаты из киевского выступления экс-мэра Боготы. – Прим. авт.) Культ автомобилей – пожалуй, главная мишень для критики со стороны Энрике Пеньялосы. И он искренне не понимает, почему его в этой критике не поддерживают сотни тысяч людей по всему миру. Вероятно, не поддержат его пока и запорожцы – у нас засилье личных машин выражено еще не так хорошо, как в западных мегаполисах, и даже, похоже, не так хорошо, как в мегаполисах Южной Америки. Тем не менее, город настойчиво движется к грядущей диктатуре автомобилей. Это понятно, во-первых, по статистике – по растущим объемам покупок автомобилей; во-вторых, чисто визуально – по пробкам, которые в последнее время «расползлись» с городских мостов к центру города.
«Конституция любой страны говорит – все люди равны в своих правах. Поэтому автобус с 80-ю пассажирами имеет право пользоваться свободным пространством дороги, которое в 80 раз превышает пространство занятое одним автомобилем». С логикой колумбийца поспорить практически невозможно. Да и не будем этого делать. Всем нашим читателям известна наша позиция по поводу соотношения общественного и личного транспорта… Итак, экс-мэр-реформатор настаивает: общественный городской транспорт должен иметь свою (и только свою!) полосу движения. Чтобы никакие пробки, аварии или просто плотность движения не мешали доставке пассажиров из точки А в точку Б. Как с отдельными полосами движения обстоит дело в Запорожье, известно каждому горожанину. На ум сразу приходят только участки дороги в районе рынка Анголенко и остановки «Ул. Тюленина» (в сторону острова Хортица)… Больше вспомнить сложно. Более того – на первом участке отдельная полоса для городского транспорта появилась совсем недавно, только при новом мэре.
«Публичное пространство для пешеходов – важнейшая часть города. Это священное пространство». Энрике Пеньялоса – ярый защитник любого рода площадок для горожан «на своих двоих»: будь то спортивные или детские площадки, парки или гигантские пешеходные зоны (на десяток километров в длину – без проезжей части вообще). Экс-мэр Боготы считает, что любые пешеходные зоны – это и есть отражение равенства и демократии: здесь люди освобождаются от «заточения» в своих квартирах, здесь встречаются в одном пространстве состоятельные и бедные горожане… В конце концов, прогулка по городу – это полноценный отдых, доступный всем! Потому что бесплатный!
А вот принципу «святости пешеходного пространства» Запорожье, похоже, соответствует едва ли не полностью. С несколькими десятками парков, скверов и площадей. О широких пешеходных улицах нам, правда, остается только мечтать – вряд ли кому-то придет в голову перекрыть часть проспекта Ленина или параллельных ему ул. 40 лет Советской Украины и ул. Победы. Но позитивный пример все же есть – небольшой участок ул. Лобановского у стадиона. К слову, даже этот небольшой переулок уже сам по себе создает «ощущение Европы». Разве нет?
Не можем не отметить, что большая часть пространств для пешеходов досталась нам со времен СССР. И это намекает нам, что в то время «кое-что понимали» в строительстве городов.
«Подземные переходы? Хуже некуда. Машины сверху, люди снизу. Это очень плохой символ». Вот так, другое наследие СССР – подземные переходы, которые в нашей стране уже десятилетиями считаются синонимами удобства и безопасности – на самом деле являются признаками городов «развивающихся стран». И правда – хоть это и не сразу бросается в глаза, но в крупных европейских и американских городах подземные переходы довольно редки. Даже в центре города проезжую часть там переходят по «зебрам» или по сигналу светофора. И в этом могут убедиться даже те, кто никогда за границей не был – достаточно посмотреть любой иностранный художественный фильм: сцену, снятую в таком «живописном» и «колоритном» месте, как подземный переход, придется искать очень долго.
«Город, в котором торговые центры заменяют места развлечений – болен». Без комментариев.
«Пляжи и набережные – большее богатство для города, чем бриллианты». Энрике Пеньялоса с сожалением констатирует: повсюду в ХХ веке в городах вдоль рек строили скоростные автомагистрали (как и в Запорожье). Это казалось очень удобным – именно на берегу реки в современном городе можно построить прямую широкую дорогу с минимумом светофоров и без перекрестков. Но сейчас градостроители крупнейших городов хватаются за головы, пытаясь придумать… как магистрали с берегов рек убрать! Такие проезжие части хороши для водителей, но плохи для остальных жителей города – прекрасные места для отдыха окружены шумом и пылью от транспорта, если вообще не отрезаны дорогой.
«Больше дорог – еще хуже пробки. Строить дороги, чтобы снизить трафик – все равно что тушить пожар бензином… Не стройте новые мосты! Только для автобусов или поездов». Вот так «удар от классика»! Конечно, логическими рассуждениями можно прийти к тому, что для уменьшения потока автомобилей, следовательно, для снижения количества пробок, не стоит увеличивать количество дорог. Но для человека, прожившего в Запорожье последние 10-15 лет, слова о бесполезности строящихся мостов через Днепр звучат как ересь. Тем не менее, рациональное зерно в словах колумбийского столичного экс-мэра точно есть! И пример Киева в этом плане очень красноречив – столица строит и строит мосты, а город продолжают душить пробки.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев