С приходом тепла запорожцы спешат в парки – кататься на различных аттракционах. Однако любимые детьми и взрослыми качели и карусели в последние годы стали источником повышенной опасности. Многие конструкции настолько износились, что нуждаются если не в замене, то в серьезном ремонте.
С приходом тепла запорожцы спешат в парки – кататься на различных аттракционах. Однако любимые детьми и взрослыми качели и карусели в последние годы стали источником повышенной опасности. Многие конструкции настолько износились, что нуждаются если не в замене, то в серьезном ремонте.
В этом году из-за хорошей погоды многие аттракционы заработали гораздо раньше положенного срока – в конце марта. Большинство из них на тот момент не успели пройти традиционную ежегодную проверку, и за их безопасность могли поручиться лишь их владельцы. Инспекцию аттракционов специалисты Госгорпромнадзора начали только в апреле. Закончить ревизию они должны к концу этого месяца. Тогда же станет известно, извлекли ли собственники аттракционов уроки из предыдущих проверок или продолжают гонку за прибылью, пренебрегая правилами эксплуатации и создавая угрозу здоровью горожан.
Работы у ревизоров – невпроворот: им нужно обследовать все без исключения парки отдыха, центральные площадки районов и проверить техническую исправность имеющихся там качелей, «летательных» аппаратов и других развлекательных конструкций. Именно от вывода экспертов будет зависеть судьба каждого аттракциона: запустят ли его вновь в действие, остановят ли на капитальный ремонт или вообще отправят на металлолом.
Такое повышенное внимание к безопасности – неслучайно. Сейчас в Украине, по словам экспертов, свыше 60% аттракционов давно отработали свой срок, многие эксплуатируются без разрешения специалистов. Из-за неисправных либо изношенных конструкций только за последние шесть лет в нашей стране произошло шесть трагических случаев. В списке городов, где случилось ЧП, значится и Запорожье: в январе 2006 года катание на «Американских горках» закончилось смертью пятилетнего ребенка. Четверо взрослых в результате падения кабинки с двухметровой высоты попали в больницу с серьезными травмами.
Им годы – не помеха?
Почтенный возраст аттракционов – это основной вид нарушений, с которым сталкиваются специалисты Госгорпромнадзора. К началу сезона собственники качелей и каруселей стараются «подмарафетить» конструкции, но скрыть следы старения на самом деле очень трудно. Ни толстый слой краски, ни регулярное смазывание механизмов не в силах, утверждают инспекторы, существенно поправить здоровье «старичков» (многие из них разменяли третий десяток лет) – садиться в такие качели рискованно.
Кроме того, некоторые предприниматели не упускают возможности покупать за рубежом карусели, давно отжившие свой век. Новые импортные аттракционы стоят дорого (десятки, а то и сотни тысяч долларов), а «бэушные» обходятся почти даром. При этом безопасность конструкций во внимание, судя по всему, не принимается: главное – прибыль от эксплуатации. Аттракционный бизнес считается одним из самых доходных, поэтому никакие штрафы, а тем более такие смешные, как у нас – 85 – 136 гривен, – владельцам стареньких качелей не страшны. В такую же сумму, кстати, обходятся и другие нарушения – в частности отсутствие экспертных заключений и разрешений на работу, непонятное происхождение аттракциона. Впрочем, в случае более серьезных недочетов и неполадок, которые могут привести к несчастным случаям, виновникам придется иметь дело с прокуратурой.
Вот почему инспекторам приходится осматривать карусели с особой тщательностью. Степень изношенности металлических креплений, исправность рабочего механизма проходят самое строгое тестирование. Замечания специалистов могут вызвать также наличие трещин в конструкциях, ненадежные ограждения, ржавые опоры и гнилые страховочные ремни, открытый доступ к движущимся механизмам.
В ожидании результатов
О том, насколько отвечают требованиям безопасности работающие в городе аттракционы, запорожцы могут только догадываться: в территориальном управлении Госгорпромнадзора итоги проверки пока не комментируют. Да и владельцы качелей-каруселей не горят желанием откровенничать с прессой.
Лишь руководство Центрального парка культуры и отдыха «Дубовая роща» согласилось приоткрыть «завесу секретности». По словам директора «Дубовки» Владимира Захарова, горожане могут безбоязненно покупать билеты на здешние аттракционы (сейчас их насчитывается 16): никаких дефектов инспекторы не обнаружили. «Каждый год мы тщательно проверяем и ремонтируем наши карусели, центрифугу, колесо обозрения. У нас есть главный механик, наладчики и слесари, – объясняет директор парка. – Стараемся успеть до весны, чтобы быть полностью готовыми к началу сезона». К слову, в этом году в «Дубовой роще» появились новые развлечения – детский поезд и аттракцион «Клоун», обновились «Веселые горки» (для них закупили новые вагончики).
Но такой сознательностью, к сожалению, отличаются не все владельцы аттракционов – в погоне за длинным рублем большинство из них экономят на техническом обслуживании устройств. Не каждый предприниматель утруждает себя ежедневным осмотром и рабочим запуском аттракциона. Поэтому, наверное, следует хорошо подумать, прежде чем купить билет на захватывающий дух аттракцион.
Застать врасплох владельцев аттракционов, жалуются в Госгорпромнадзоре, невозможно: о готовящемся визите ревизоры обязаны известить за десять дней. О каком факторе внезапности можно здесь говорить? Получив «письмо счастья» от проверяющих, владельцы стационарных парков на скорую руку устраняют неполадки. А приезжие луна-парки поступают еще оригинальнее: быстро сворачиваются и убираются восвояси.
Татьяна ОВСЯНИКОВА
Комментарии:
нет комментариев