Лента статей
Про СМИ

Главный редактор Галина Ивановна СтицинаГазета "МИГ" – издание с интереснейшей судьбой и историей. Первый номер ее, тогда еще "Комсомольця Запоріжжя", вышел 12 ноября 1939 года (с 1991 года "Комсомолець Запоріжжя" сменил название на "МИГ").

Все более 70-ти лет своего существования газета прошла вместе со страной, была активным участником всех этапов ее развития на пути к независимости Украины.

Журналисты газеты "МИГ" и ее дизайнеры – это профессионалы, опытные знатоки своего дела, поэтому не удивительно, что они – лауреаты многих областных, республиканских и международных конкурсов, обладатели различных стипендий. В свое время газета получила грант британского фонда WFD, грант посольства США в Украине и др.

В штате – более 50 сотрудников. Средний возраст – 38 лет. Каждый сотрудник (кроме водителей и уборщиц) имеет рабочий компьютер.

Газета имеет свою принципиальную позицию, никем не финансируется, ее владельцами издания являются сами журналисты.

С уважением,
редактор

Контакты

Адрес редакции:
69600, г. Запорожье, пр. Ленина, 152, 5-й этаж.
Телефон:
787-52-11
Справки о приеме частных объявлений:
787-51-84
Подписной индекс:
40488
Интернет-сайт:
www.mig.com.ua

Подробная информация

misto.zp.ua

География Запорожского края от епископа Гермогена: Токмак

География Запорожского края от епископа Гермогена: Токмак

Предуведомление: взято — и адаптировано к газетному жанру 21-го века, из книги «Таврическая епархия Гермогена, епископа Псковского и Порховского, бывшего Таврического и Симферопольского», изданной в Пскове в 1887 году. В качестве уточнения: епископ Гермоген получил в управление Таврическую епархию 24 апреля 1882 года, а покинул ее 9 марта 1885-го. На мой взгляд, его описание Запорожского края заслуживает высшей похвалы.

Читаем, что он рассказал о городе Токмаке [тогда он был местечком Большой Токмак].

Большой Токмак находится в восьми верстах от границы Мелитопольского уезда, близ известных немецких колоний Пришиба и Гальбштадта. Название свое местечко получило от реки Токмак, по берегам которой расположено, или от горы Токмак, от которой берет начало эта река, падающая в реку Молочную [гора находится в 60-65 верстах к востоку от Токмака]. Некоторые, правда, производят название реки от турецкого слова «токмок» – деревянный молоток, то есть, потому что во время турецкого владычества здесь река была глубока и быстра, особенно в районе, занимаемом Токмаком: она сильно разливалась вширь и производила опустошения. Чтобы сколько-нибудь уменьшить ее разлив, турки будто бы заколачивали большими деревянными молотками овечью шерсть в колючи этой реки.  Ныне она до того мелководна, что летом по местам совсем пересыхает, но в весеннее половодье, от дождей и снега, становится и глубокою и быстрою. В 1808 году своим разливом она наполовину уничтожила дома и имущество жителей Токмака, а в 1876 году доходила до базарной  площади, затопив ближайшие к ней улицы.

Гора же Токмак по преданию называлась прежде Томак потому, что около нее [или на ней] жили гайдамаки. Местечко названо Большим Токмаком как по численности населения, так и в отличие от двух других селений – Верхнего Токмака и Малой Токмачки [или Малого Токмака].

Большой Токмак окружен множеством немецких колоний и стоит на тракте большой солевозной дороги и дороги из Екатеринославской губернии в Бердянск и Мелитополь. Некогда он славился своей торговлей, да и ныне по торговле стоит выше Орехова и Ногайска и, кроме ежедневных базаров, имеет две значительные ярмарки – Никольскую (весной) и Воздвиженскую. Местечком он стал в 1864 или 65-м годах, но, однако, не пользуется правами местечек и посадов: крестьянское управление в нем в полной силе.

Первоначальное заселение Большого Токмака, состоявшего из нескольких хуторов, надобно отнести к последней четверти 18-го столетия. Первые поселенцы — Престрымский, Зеленый, Балан, Игнатенко, Шапран и некоторые другие, жили немного западнее нынешнего Токмака – именно близ границы Мелитопольского уезда. Это там, где теперь находится немецкое селение Альт-Мунталь, известное в народе под названием «Землянки», потому что люди там жили в землянках. Других поселений, окружающих теперь Большой Токмак, вовсе не было. Ближайшими к нему селами были Водяное и Балка Мелитопольского уезда и первыми поселенцами Токмака были выходцы из Водяного и Балки, а также из Комаровки, Санжаровки и других деревень Полтавской губернии. Рассказывают, что близ еще не заселенного Токмака поселился для занятия овцеводством богатый человек по прозвищу Великий Иван, а старшим чабаном у него был молодой и грамотный парень Лемышов. И вот в одну ненастную ночь он не уберег овец своего хозяина. Тот, избив его, прогнал от себя, сказав с упреком: «Тебе надо быть паном, а не чабаном».

Выгнанному Лемышову пришла после этого в голову мысль сделаться как-нибудь паном и с этой целью он отправился в Алешки, где, спустя несколько лет, занял должность исправника, а потом приехал сюда по случаю размежевания плана Большого Токмака и для раздела земли. Великого Ивана тогда не было: он со своим стадом кочевал. Лемышов послал за ним. Когда Великий явился, Лемышов не знал, как и чем выразить ему свою благодарность за то, что он, по его слову, в самом деле стал паном – исправником. В конце концов он назначил своему бывшему хозяину самое удобное для выпаса овец и водопоя место около речки, которое теперь занимает Гордей Кулиш.

С течением времени население Токмака до того разрослось, что из него выделились самостоятельные приходы – Солодка балка с хуторами: Куркулаком, Верхним Куркулаком, Ильченковым, Прокофьевкой, Очеретоватой и Острикова.

В Большом Токмаке две церкви – с отдельным притчем для каждой, Успенская и Троицкая.

Успенская церковь в честь собора Пресвятой Богородицы была основана около 1796-98 года. Это было деревянное здание, похожее на жилой дом, и покрытое камышом. Преосвященный Афанасий, архиепископ Новороссийский и Днепровский, грамотой, данной 11 мая 1802 года, дал разрешение крестьянам Большого Токмака Мариупольского уезда, которых было тогда 1032 души обоего пола, согласно их прошению, построить вместо бывшего деревянного новый каменный – с деревянным куполом, храм в честь Успения Божией Матери. Новый храм освятили 15 августа 1808 года. Но он не отличался ни прочностью, ни архитектурной, ни вместительностью. Со временем дал трещины, много раз ремонтировался и, наконец, был сломан.

В 1869 году началось строительство нового каменного  храма — с такой же оградой, на средства прихожан при пособии местного купечества и иногородних разночинцев. Освятили его 9 ноября 1875 года, а каменная колокольня при нем была построена в 1877 году на средства харьковского купеческого сына Николая Серикова. В храме три придела: главный – Успения Божией Матери, боковые – во имя Святителя Николая и в честь Воздвижения Креста Господня. С мая 1869 года здесь учреждено церковно-приходское попечительство, с 1875 года – комитет пособия бедным, в ноябре 1876 года открылись воскресные собеседования.

Притч: три священника и три псаломщика. Содержание: 2200 рублей от прихожан и 126 десятин земли. Священники и один псаломщик живут в церковных домах; из остальных же псаломщиков один живет в собственном доме, а другой получает от общества квартирное пособие.

Приход Успенской церкви состоит из половины Большого Токмака, раскинутого на пространстве шести верст в длину и полуверсты в ширину и хутора Нижнего Куркулака – в семи верстах от Токмака. Всех прихожан 7240 душ [3624 – мужского пола и 3615 — женского].

Троицкая церковь – каменная, с такой же колокольней и оградой, однопрестольная, построена прихожанами и освящена 4 июля 1871 года. Она – в четырех верстах от Успенской.

Притч – священник и псаломщик. Живут в церковных домах. Приход – вторая половина Большого Токмака. Все прихожее – малороссы. Их – 4369 душ [2171 – мужского пола и 2198 — женского]. В приходе два земских училища и с 1 октября 1876 года учреждено Троицкое ссудо-сберегательное товарищество, имеющее более тысячи членов и 210000 рублей оборота.

Главное занятие прихожан – земледелие. Сеют пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу и в малом количестве – просо. Есть ветряные мельницы на образец немецких и две паровые мельницы частных владельцев. Земляные разделы уменьшаются от частых семейных разделов,  в связи с чем земля дорожает.  Более зажиточные люди или арендуют, или покупают в собственность участки земли в Екатеринославской губернии и даже туда переселяются. В 1882 году туда перешло более 40 семейств. Садоводство также занимает здесь видное место. Есть даже образцовые садоводы, выписывающие лучшие породы деревьев из Никитского сада. С 1870 года в Токмаке стали разводить виноградники и даже приготовлять вино. И   для себя, и для продажи на базаре. Огородничество не особо развито; слабо развито также скотоводство и овцеводство – по недостатку свободной земли для выпаса. Однако некоторые ремесла значительно развиты: выучившись у немцев, местный народ сам изготавливает земледельческие орудия и брички и продает их на местных и соседних ярмарках.

Епископа сопровождал Владимир ШАК


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
ПОЗИЦИЯ
РОСТ
МИГ
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЗАПОРОЖЬЕ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА
ДЕТИ ЗАПОРОЖЬЯ
ПОРОГИ
MISTO.ИНФОРМ
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ
СОДРУЖЕСТВО
ПРАВДА (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ИСТЕБЛИШМЕНТ. АНАЛИТИКА (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. ТРК АЛЕКС (АРХИВ)
БЕЛАЯ СТРЕЛА (АРХИВ)
ЗНАМЯ ТРУДА (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Запорожье и область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 | | follow us on | читайте нас в |