Ежели абстрагироваться от постулатов загадочной экономической науки, то можно с полной уверенностью утверждать, что для граждан Украины нынешний кризис открылся новой неприятной гранью. И главное ее отличие от ситуации «лихих 90-х» – это отсутствие понятия «убежища». Под «островком безопасности» подразумевается ситуация (или мечта), в которой человек видит некое спасение от безработицы, инфляционного обвала и неадекватности властей. Особенность нынешнего кризиса – глобальное и фатальное отсутствие этого «убежища». Традиционные методы спасения уже не эффективны. Вот давайте на них и посмотрим…
Удачно устроиться…
Если в кризисные девяностые годы жителю нашего города удавалось «схватиться за заводскую трубу» (т. е. попасть трудиться в цеха одного из пяти рейтинговых предприятий Запорожья) – он считался обеспеченным человеком. Самым надежным и престижным местом работы, конечно же, была «Запорожсталь». В смутные времена становления независимости этот флагман металлургии казался незыблемым бастионом стабильности. О высоких зарплатах и социальных гарантиях запорожсталевцев ходили легенды. Вы только представьте, обычный слесарь получал под 300 долларов! Для середины 90-х это были просто нереально-сказочные зарплаты. В отделе кадров комбината всегда стояли очереди, а устроиться на работу можно было лишь по большому блату.
Коньюктура рынка и благосклонность Запада, сквозь пальцы смотревшего на демпинг украинского металла, до поры до времени позволяли нашим предприятиям уверенно чувствовать себя на рынке. Увы, получаемые владельцами заводов сверхприбыли ушли неизвестно куда, хотя (по идее!) должны были бы вкладываться в модернизацию производства и экологические программы. Однако это уже совсем другая история…
«Запорожсталь», ферросплавный завод, «Мотор Сич», ЗТЗ, «Днепроспецсталь» и «АвтоЗАЗ» – в кризисные 90-е годы эти предприятия являлись «голубой мечтой» каждого безработного или низкооплачиваемого запорожца.
Сейчас ситуация совершенно иная! Вступление в ВТО (с его жесткими квотами на поставки металла); недальновидная политика «оранжевых», приведшая к существенным потерям российского рынка; мировой финансовый кризис – все это привело к катастрофическому спаду производства на промпредприятиях Украины. Отныне факт работы на заводе не является гарантией спасения от кризиса.
Эмиграция
Развал СССР обернулся экономической разрухой и ростом преступности. Накопление первичного капитала сопровождалось уголовщиной. Пикантность ситуации заключалась в том, что кризис свирепствовал только на постсоветском пространстве. В остальном же мире начало 90-х – время экономического подъема.
За 70 лет строительства коммунизма советский народ успел свыкнуться с мыслью: «Государство обязано бесплатно одевать, кормить, учить и защищать меня!». И вдруг мы оказались в стране ограбленных сказок – каждый стал сам за себя. Однако не у всех хватало наглости и силы отломить от этой жизни жирный кусок. Ситуация в стране стремительно ухудшалась: инфляция 1000%, бандитская приватизация, ваучеризация, потеря денежных накоплений, преступность, астрономический государственный долг… безпределище полное! У людей появилось неведомое доселе чувство – страх за будущее. Народ пассионарно зашевелился и… покатились волны эмиграции в заграничные «царства благополучия».
Ехали куда угодно, лишь бы вырваться из этой безнадеги. США, Израиль, Германия, Австралия и даже Новая Зеландия – котировалось все. Философия движения за границу укладывалась в две фразы: «За границей дворник получает больше нашего профессора!» и «Пусть мне сейчас трудно в чужой стране, но зато дети будут жить нормально!». Много и запорожцев осело за бугром.
В 90-х годах ХХ века среднестатистический украинец мог позволить себе мечтать длинными зимними вечерами о том, как он вырвется из «совка» и начнет новую жизнь за границей. Там стабильность, там культура, там пальмы, там будущее человечества, там (в конце концов!) обитает «золотой миллиард»…
Нынешний экономический кризис лишил нас этих иллюзий. Хреново стало везде: и у нас, и у них. Ехать «вдогонку за счастьем» просто некуда. Весь мир в ж…пе.
Доллар
Де-факто Соединенные Штаты победили Советский Союз в холодной войне. Это породило у побежденных народов веру в незыблемость и магическую силу бакса. Все кинулись менять национальные деньги на доллары. На развалинах СССР западная валюта превратилось в самый ликвидный товар. Вспомните, как каждую заработанную гривну мы сразу же старались перевести в у. е. и надежно спрятать это самое «у. е.» под матрац. Покупая в 90-х годах американские деньги, мы надеялись, что этим обезопасим себя и своих близких от любых финансовых потрясений. Устойчивее и надежнее доллара были только египетские пирамиды. Казалось, перед зеленью казначейской бумаги трепетала Вечность…
Простые запорожцы даже не подозревали, что с конца 80-х годов экономика США развивалась (или раздувалась) только благодаря спекулятивным операциям на фондовом рынке. В Америке практиковалось безудержное кредитование. Рост потребления шел не столько за счет реального развития производства, сколько за счет раздачи кредитов. Американцы сами начали жить в долг и научили этому «безобразию» весь мир. На взятые кредиты покупались новые акции, и фондовый рынок разбух до неимоверных размеров. Жить в кредит приучились РФ, Украина, Прибалтика и прочие братья по разуму. Такая лафа не могла продолжаться бесконечно. На рынке стала крутиться гигантская масса ничем не обеспеченных долларов, которая и породила мировой финансовый кризис.
Что ни говори, но нас таки спасала конвертация гривенных «капиталов» в твердую валюту. Практически у каждой семьи была долларовая (напишу это слово прописными уважительными буквами) ЗАНАЧКА. Эти несколько сотен баксов придавали уверенность в будущем и хранились вместе с фамильными реликвиями. А что делать сейчас, когда и доллар, и евро, и йена страдают хронической экономической импотенцией? Создавать «убежище» путем покупки обесцененных долларов – глупо! Вложить гривны в банковское золото – непонятно, да и надо его много. Приобрести квартиру – денег не хватает! А может, взять ящик традиционной для нашей страны «жидкой сорокаградусной валюты» и на некоторое время забыть о кризисе? Не выход, однако!
Эх, пойду-ка почитаю Маркса…
Яша СЕВЕРНЫЙ
Комментарии:
нет комментариев