НЕ так давно в медучреждениях города все запорожские школьники прошли пробу Руфье, показавшую, что из-за сердечной недостаточности около 90 % детей к физическим нагрузкам не готовы. Ничего себе “примочка” для здоровья нации! Вот их и отправили всех в подготовительные и специальные группы. Чем теперь занимаются на уроках физкультуры школьники и к чему это приведет, интересуемся у специалистов. Начали с беседы с начальником горуправления образования и науки Дмитрием Секиринским.
– Дмитрий Александрович, 90% школьников освобождены от нагрузок на уроке физкультуры. Это чудовищная ошибка или чудовищная ситуация?
– Ситуация со здоровьем детей действительно становится все более тревожной. Школьников, которые стоят на диспансерном учете, из года в год становится больше. Заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, зрения и опорно-двигательного аппарата - вот основные группы, которые весьма распространены в Запорожье. Когда к этому подошли с более придирчивым изучением, ситуация и проявилась.
А с другой стороны она еще более сложная, и дело тут даже не в медиках, которые, может, предвзято дают такие справки. Сегодня в государстве вообще отсутствует концепция физкультурно-оздоровительной работы. А почему, собственно, все возмутились физическими нагрузками? Потому что была серия случаев, когда дети на физкультуре умирали, в том числе и в Запорожье.
– Может, они и раньше умирали, да только все помалкивали об этом?
– Да, и не может, а точно, и я об этом знаю. Но сейчас, когда общественность возмутилась, то наше “умное” государство ничего лучше не придумало, как отменить беговые и силовые упражнения на уроках физкультуры. И вообще отменить нормативы физподготовки. При этом, как всегда, Кабмином было дано “мудрое” поручение разработать новые нормативы и ввести их в действие. Но никто их так и не разработал. Простите, а чем же тогда заниматься детям на уроке физкультуры?
– Но, говорят, они ходят по кругу…
– Да, и бросают друг другу мячик, но это ведь путь в никуда. Понизив нагрузку, мы не работаем над физическим развитием нормальных детей.
– Кстати, по слухам, в подготовительную группу попали даже дети из спортивных секций.
– Верно, есть и такие случаи. Сейчас всем государством пошли по такому пути – чем меньше нагрузка, тем лучше! Тон задал Кабмин, а далее все пошло по цепочке… Медики стали более осторожными, и мы, естественно, не хотим быть крайними. А правильно ли это? И как это аукнется на здоровье подрастающего поколения?
– Но если их освободили от физнагрузок, следовательно, после окончания школы их надо будет освободить от физтруда?
– Вот именно! А кто будет работать? Стране ведь нужны рабочие, солдаты, милиционеры… Надеюсь, рано или поздно в правительстве спохватятся. Обвинять же медиков и учителей, что они где-то перестраховываются, нельзя – просто их поставили в такие рамки.
– Не задавали ли вы вопрос Киеву: “Что же мы делаем”?
– Задавали неоднократно и устно, и письменно, но, к сожалению, это далеко не единственный вопрос, который Минобразования и науки оставило без ответа.
– Скажите, а что стало с третьим уроком физкультуры, так называемым футбольным уроком?
– Начинался он как футбольный, но затем сама идея тихонько умерла, и все сошло на нет. Однако в тех школах, где его ввели, футбол прижился. И мы за то, чтобы в школах была трехчасовая программа физкультуры. Однако тут спортивные специалисты нам говорят: “Что же вы делаете? Запретили беговые упражнения и в то же время разрешили футбол. Но нагрузка на сердце при рваном футбольном темпе в несколько раз выше, чем во время бега в одном ритме. Да и в других игровых видах спорта она тоже выше”. Но у нас ведь что видно, на то и реагируют. Не дай Бог, кто-то умрет на уроке футбола – запретят футбол, кто-то попадет под трамвай – запретим трамвай (смеется).
– Каков же выход из данной ситуации?
– Он есть, но требует государственного подхода. Нужно определиться с реальными нормативами и под них уже выдать трех- или четырехуровневую программу физического развития в учебных заведениях.
А вот отчет о беседе с Владимиром Лобановым, зам. нач. управления по делам семьи, молодежи и спорта Запорожской облгосадминистрации.
– Владимир Евгеньевич, как вы объясните, что пирамида здоровья школьников резко перевернулась?
– Думаю, в системе образования и в медучреждениях сильно перестраховались. Любые навыки нужно прививать еще с 1 класса, если этого нет, то оно позже детям и не нужно. Раньше ведь в школах была даже обязательная утренняя физзарядка. А сейчас, проходя каждое утро мимо трех школ, я вижу, какие у детей теперь “нагрузки”. Тренерам спортшкол стало проблематично даже высмотреть подходящих им детей.
– В сложившейся ситуации вам не кажется, что это удар не только по массовому спорту, но и по спорту высших достижений?
– Отчасти – да, и считаю, что урок физического воспитания в школе должен проходить, как минимум, три-четыре раза в неделю. К примеру, запорожские дети, которые учились за рубежом, затем рассказывают нам: “Все у них там хорошо, только почти каждый день урок физкультуры”.
Современные дети стали малоподвижны, и родители, понимая, что в школе ребенок получает недостаточную физнагрузку, пытаются определить их в спортсекции. Я уже не говорю о ДЮСШ и спортклубах, где занимается 20–25 % от общего количества детей области. А ведь родители, направляя ребенка в секцию, сами придут и посмотрят, в каких условиях будет заниматься их чадо. А теперь скажите, в каких сегодня школах дети после урока физкультуры получают простые гигиенические услуги? В лучшем случае они помоют холодной водой руки и ополоснут лицо. Я уже не говорю о том, что при каждой школе должен быть медработник, как это практически и было раньше.
Еще одно мнение – директора 72-й спецшколы г. Запорожья Татьяны Усовой:
– Татьяна Николаевна, есть ли в вашей школе душ?
– В Орджоникидзевском районе школы строились давно, и душевые кабины тогда не были предусмотрены проектом. Сейчас, насколько мне известно, они есть только в 27-й гимназии, причем построили их лишь в этом году. Хочу сказать, чем старше дети, тем у них больше потребность в душе, особенно у девочек. И это еще одна из причин определенного игнорирования ими физзанятий.
Сейчас учитель к каждому ребенку подходит индивидуально. Хотя освобожденных детей у нас можно перечислить по пальцам, он знает и ведет их еще с 1 класса. Но после пробы Руфье основная масса учеников попала в подготовительную группу.
– Дети не жалуются на малые нагрузки?
– Нет, учитель старается поставить урок так, чтобы детям было интересно. Если раньше они сдавали нормативы по легкой атлетике, то теперь практикуем такие виды спорта как волейбол, баскетбол, гимнастика. Силовой нагрузки как таковой больше нет. Дети бегают по мере возможности и каждый по своему самочувствию.
Затем мы прошли с директором на урок физкультуры в 8-А, где пацаны с удовольствием играли в баскетбол, а девочки сидели на “лавочке запасных”. На вопрос: “Кто освобожден?” руку подняла только одна девочка, а в подготовительной группе оказалось… аж два мальчика. Вот вам и 8-А! Впрочем, говорят, к определению пробы Руфье были привлечены студенты-медики и по неопытности заставляли детей приседать еще раз. О каких результатах тогда может идти речь?
Приехав домой, я не утерпел и сам проверил себя по индексу Руфье. И хотя школу закончил еще в 70-х, тест удивил – у меня все еще атлетическое сердце...
Юрий ХАРЧЕНКО
Комментарии:
Ольга | 07.09 2010 в 09:06
В этом году дочь пошла во 2-й класс. Вчера простояли в очереди за справкой Руфье в 6-й детской поликлинике г.Запорожье 4 часа. Хочу заметить сразу, что там такой шум, одна мамаша даже успокаивала старшеклассников. Когда зашли в к врачу, та первым делом спросила, какая группа была раньше, рылась в карточке ребёнка, но так ничего не нашла. В прошлом году нам справку "написала" мама одноклассницы. Потом измерила пульс у дочери, что в таком шуме было в общем-то проблематично. Заставили приседать 30 раз, прикрикнув на моего ребёнка, что та должна ещё вслух считать приседания. Измерила пульс второй раз, опять же а шум, и дверь постоянно почти открытая. Вопрос: ЗАЧЕМ СПРАШИВАТЬ КАКАЯ ГРУППА БЫЛА РАНЬШЕ. И каким это надо обладать слухом, чтобы в таком дурдоме услышать пульс ребёнка. И в конечном итоге нас послали к кардиологу и справку дали на 4 месяца. Так зачем тогда надо собирать толпы в поликлинике за этой справкой. Может быть лучше сразу направлять к кардиологу, а потом к педиатру? ВРАЧИ ЖЕ АБСОЛЮТНО НЕ УМЕЮТ ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЮ РАБОТУ, говорят что как им платят (800 грн.), так они и работают. А что нельзя сделать хотя бы 2 кабинета, где выдавали бы эти справки. ОНИ ЖЕ ПРОСТО ИЗДЕВАЮТСЯ НАД НАМИ!!! И ещё такой вопросик: почему в школьных туалетах нет мыла??? Как можно, находясь в школе целый день (а ребёнок ходит на продлёнку) не мыть вообще руки (просто холодной водой)??? ТАК И ДО ЭПИДЕМИИ НЕДАЛЕКО.