Что и говорить, плохую службу сослужила телевизионная реклама медицинским препаратам, производимым на украинских предприятиях фарминдустрии. У провизоров аптек запорожцы все чаще просят продать им лекарство "из телевизора". А на телеэкранах, как правило, идет массированная пропаганда импортных лекарственных средств. Отечественные таблетки и микстуры стали нынче редкими гостями на страницах глянцевых журналов и в рекламных паузах на ТВ.
"Зачем вам "Дротаверин"? Возьмите лучше "Но-шпу". Она хоть и дороже, но обезболивающий эффект у нее такой же", - сотни подобных советов можно ежедневно услышать в любой запорожской аптеке. Провизоры не горят желанием предлагать покупателю дешевое отечественное лекарство, не уступающее по качеству широко разрекламированному зарубежному аналогу. Такие "номера", как правило, успешнее всего проходят с неосведомленными в фармации горожанами. Подавляющее их большинство даже не подозревает, что у дорогого импортного лекарства, с помощью которого они надеются снять боль и за который готовы выложить немаленькую сумму, есть не менее эффективный украинский заменитель. Просто о нем не говорят на каждом шагу, а о его существовании знают лишь врачи и фармацевты.
Проблема заключается в том, что доктора и аптекари напрямую заинтересованы в продаже именно заграничных пилюль и мазей, цена на которые порой превышает украинские в несколько раз. Ведь от того, что в нашей стране реализация всех лекарственных препаратов регулируется торговой наценкой, на одном и том же средстве можно заработать разные деньги, порой очень даже приличные. Любителям арифметики несложно будет подсчитать, насколько разнится прибыль от реализации двух одинаковых по своему действию, к примеру, сердечных средств. При, скажем, 30%-ной наценке доход от продажи отечественного "Корвалола" ценой в 3 гривни будет значительно уступать заграничному "Валокордину", который в аптеках отпускается в среднем по 26 гривен. Так что даже без подсчетов очевидно: провизору явно выгоднее "сплавить" иностранные капли. По той же причине в ответ на просьбу дать что-нибудь доступное по цене от кашля аптекарь без долгих раздумий протянет вам сироп не меньше чем за 24 гривни. И похожих примеров можно привести немало.
Связаны одной цепью
Но уличать лишь аптекарских работников в стремлении заработать на неразборчивых покупателях будет неправильным. Камешки должны полететь и в огород врачей. Увы, многие из лечащих врачей связаны неофициальными долговыми обязательствами с производителями и провизорами - и не скрывают этого взаимовыгодного сотрудничества. Сплошь и рядом они выписывают дорогие препараты, не принимая во внимание того, что люди порой за последние деньги покупают назначенные лекарства. 10-30%-ные бонусы - вот причина, по которой доктора вынуждены отправлять своих пациентов за импортными лекарствами. А что делать, говорят они, если в украинской медицине такие маленькие зарплаты?
К сожалению, удержать их от таких неблаговидных поступков нечему: в Украине протекционизм, с которым активно борются и побеждают в западных странах, процветает во всю мощь. У нас, в отличие от Европы, за очевидную связь врача и фармацевта не наказывают огромными штрафами и даже лишением диплома. Наши пациенты только втихую возмущаются и по-прежнему, услышав из рекламного ролика о чудо-таблетках, в считанные секунды способных избавить от головной боли или снизить температуру, готовы потратиться на средство, якобы принесшее облегчение телевизионной Анне Петровне.
Тройка лидеров
На украинском фармацевтическом рынке более 50% иностранных препаратов имеют дешевые отечественные аналоги. Вот три самых популярных пары:
Амбробене (Франция) - Панкреазим (Умань)
Иммунал (Словения) - Настойка эхинацеи (Запорожье)
Имодиум (Бельгия) - Лоперамид (Киев)
Фармацевтам развязали руки
До выхода в 2004 году нового закона о рекламе текст объявлений и роликов, посвященных лекарствам, всегда согласовывался с Минздравом. Таким образом удавалось избегать обмана. Но теперь, уверяют специалисты, половина препаратов, которые рекламируются, вообще ими не являются, - это биологически активные добавки, которые позиционируются как лекарства.
Более половины дорогих импортных лекарств имеют дешевые отечественные аналоги.
Татьяна ОВСЯННИКОВА
Комментарии:
нет комментариев