Каждый потребитель время от времени сталкивается с некачественными товарами или услугами. Экономический кризис только активизировал рынок подделок - опасных товаров и услуг, несоответствующих нормам. О том, как в нашем регионе защищают права потребителей "Улице Заречной" рассказал начальник Запорожского областного управления по защите прав потребителей Дмитрий Сухинин
- Дмитрий Валентинович, расскажите, как вы пришли в сферу защиты прав потребителей? Как зарождалось это движение в Украине?
- Если говорить о создании Управления по защите прав потребителей, то нужно вспомнить еще времена Советского Союза. Тогда действовали две структуры: Комитет народного контроля и Госторгинспекция, которые и явились прообразом Управления. Его первый начальник, Янтола Григорий Гаврилович, в 1992 году пригласил во вновь создаваемое управление нас, сотрудников молодых, но уже имеющих определенный опыт в контролирующей сфере. Так достаточно много бывших работников Комитета народного контроля, Госторгинспекции и милиции составили костяк нового учреждения.
Вначале мы занимались исключительно жалобами, потому что время было очень сложное, люди не знали, куда прийти, кому пожаловаться. И по старинке ориентировались на фамилии руководителей, которых все знали. После формирования пакета законов мы уже начали заниматься контрольно-проверочным мероприятиям.
В те годы проблема заключалась в том, что молодое украинское государство не имело необходимых нормативных документов для эффективного контроля и хозяйствования. Поэтому первые три года управление занималось не только проверками, но и формированием законов, правил, инструкций, которые бы помогли предпринимателям и потребителям защитить себя и правильно организовать предпринимательскую деятельность и деятельность по защите прав граждан.
- В каком году оформилась законодательная база?
- В конце 1992 года. Но постоянно и интенсивно совершенствовалась и дополнялась в течение еще трех лет. Потому что сразу провести через законодательные органы несколько десятков - а сейчас несколько сотен - документов невозможно. Дело в том, что защиту прав потребителей регулируют около 500 нормативно-правовых актов! Так что работа была проделана очень большая. Результатом ее стало то, что граждане получили инструменты для своей защиты. Ведь защищать права потребители уже могут не только у нас в управлении, но и в суде, в прокуратуре...
- Какие сложности были у Управления по защите прав потребителей с зарождавшимся частным предпринимательством?
- Не все предприниматели адекватно восприняли Управление, как, впрочем, неадекватно воспринимали в первые годы независимости и налоговую администрацию, и санстанцию. Говорили: "Мы уже не государственные, нас не надо проверять. Проблемы будем решать, как сами считаем нужным..." и т. д. Очень большая полемика велась, например, вокруг книги жалоб, которую многие считали - и неправильно считали! - атавизмом. А сейчас многие руководители предприятий, особенно содержащие несколько торговых точек, ориентируются на то, что пишут в книгах жалоб покупатели, они придают такой форме общения с потребителями большое значение.
- Но это уже последствия развития самих предпринимателей...
- Да, конечно. А вот 90-е годы отличались достаточно сложными взаимоотношениями бизнеса, государства и граждан. Это был период накопления капитала, не всегда этот капитал накапливался честным путем.
- Какова структура Управления по защите прав потребителей сейчас и какой она была изначально?
- Практика показывает, что сегодняшнее количество сотрудников - 20 человек - это катастрофически мало для решения проблемных вопросов наших потребителей. Вначале структура управления была в 3 раза больше. Естественно, чем ближе помощник потребителя, тем лучше: в Энергодаре, в Бердянске, в других городах области были отделы, которые могли оперативно решать проблемные вопросы. Сейчас, к сожалению, структура не увеличилась, а выдержала несколько очень серьезных ударов. Я считаю, что это были удары не только по управлению, а и по конституционным правам наших граждан. Потому что решить вопрос на месте всегда проще и дешевле.
- Да и человеку, который живет где-то в области, писать жалобу, звонить в Запорожье, допустим, из-за пакета молока выйдет намного дороже...
- Да, к сожалению, вы правы. Есть и другой аспект этой ситуации. Очень много проблем возникает со сложной бытовой техникой, одеждой, обувью. Это проблемы, которые из Запорожья, без выезда на место правонарушения решить нельзя. Поэтому я считаю, что была допущена грубейшая ошибка, государственный просчет, который очень многим людям не позволил защитить свои законные права: не все смогли доехать, не все смогли в одиночку бороться...
Учитывая факты такого кадрового беспредела, не могу не сказать добрые слова о руководителях местного самоуправления, которые смогли создать структурные подразделения по защите прав потребителей или выделить специалистов. Конечно, сложность заключается в том, что эти подразделения не имеют права проведения проверок, вынесения санкций или штрафов.
- Дмитрий Валентинович, насколько мне известно, вы также являетесь председателем запорожского отделения общественной организации "Союз потребителей Украины". Расскажите о ее деятельности.
- В прошлом году мы отпраздновали пятилетие Союза. В каждой области эта организация имеет свои направления деятельности, созвучные с проблемами региона. В Запорожье - это, конечно, учебная и консультативная работа, помощь областному управлению по защите прав потребителей в вопросе информирования о качестве товаров и услуг. Хорошей формой работы была учеба потребителей и предпринимателей, которой мы занимались совместно с депутатом областного совета Владимиром Малым.
Вообще, цель организации - информировать и формировать отношение потребителя, например, к усовершенствованию нормативно-правовой базы. В этом вопросе я бы хотел особо отметить помощь областного депутатского корпуса: Александра Клепакова, Руслана Жаботинского, Леонида Жаботинского, Михаила Чепурного, Сергея Ольшанского. Ежегодно 2-3 раза мы проводим заседания "круглых столов", где обсуждаем изменения в законодательство, положение на потребительском рынке. Например, на последних "круглых столах" присутствовали руководители предприятий и информировали общественность о состоянии дел в газификации, в жилищно-коммунальном, транспортном секторе экономики.
В Запорожье были подготовлены и изданы "Справочник потребителя", "Справочник предпринимателя", "Малая энциклопедия потребительских знаний". В рамках договора с Казачеством мы провели "круглые столы" по вопросу внедрения элементов казацкого самоуправления на современном этапе в органах власти. Очень интересная тема! Я считаю, что казачество в некоторых элементах выполняло функции защиты прав потребителей.
- После такого "казацкого самоуправления" шинки громить не будут по старой казацкой же традиции?
(Смеется) Нет, такие "функции" никому переданы не будут. Просто в то время любили посещать шинки и "проверять качество".
- Какие самые значимые результаты деятельности "Союза потребителей Украины" вы можете назвать?
При активном участии "Союза потребителей Украины" были внесены изменения в Закон "О защите прав потребителей" - несколько статей, но я хотел бы выделить одну. Наконец-то, появилась статья, квалифицирующая поддельные и фальсифицированные товары. Мы также участвовали в создании комментария к первому Закону "О рекламе".
- И напоследок такой вопрос. В сфере защиты прав потребителей вы уже практически 18 лет, были и заместителем начальника, и исполняющим обязанности начальника управления. Но заняли этот пост только недавно. Почему?
- Я скажу так: одной из проблем неэффективности власти - и это было особенно видно последние 5 лет - были такие "болезни", как кумовство, дремучая некомпетентность, назначение "за спасибо" и назначение "політичних друзів". Эта беда в комплексе дала Украине катастрофически печальный результат. И наше управление - не исключение. За эти годы в Управлении по защите прав потребителей на посту начальников сменилось четыре человека, три из которых вообще ранее не работали в системе защиты прав потребителей, не прошли соответствующий путь, и это яркий показатель кадровой политики прошлой власти.
Грубейший государственный просчет не позволил большинству украинским потребителям защитить свои законные права
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
Egor | 14.11 2012 в 10:21
А еще интереснее "проконтролировать" недвижимость его работящей семейки
| 28.07 2012 в 00:41
Этот персонаж входит в интересный альянс который с одной стороны делает видимость защиты прав потребителя, а с другой стороны "разводят" предпринимателя. страдают и те и другие, а члены альянса зарабатывают себе бабки. Альянсик действительно хорош. такой себе кооператив под названием Координационный совет по защите прав потребителей при Запорожской обладминистрации, членом которого есть указанный персонаж и его зам, занимающийся затягиванием процесса рассмотрения жалоб потребителей ( даже проверки предпринимателей проводят уже не на месте, а по фотографиям,во де!, скрывают оказание услуг без выдачи рассчетных документов и т.д). Если потребитель и дальше будет настаивать на защите соих прав и "експертизу" быстренько сварганят, так.как членом Координационного совета по защите прав потребителей есть руководитель некоего ООО проводящее исследования, которые означенными персонажами выдаются за експертизу (хотя предъявить лицензию на экспертные исследования отказываютс), Не будем говорить что эта экспертиза не бесплатна. и конечно же не в пользу ретивых потребителей. Но если и на этом потребитель не успокоится Координационный совет по защите прав потребителей может и другую "услугу" предоставить, например представлять в суде, НО КОНЕЧНО ЖЕ НЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ( ЧТО С НЕГО ВЗЯТЬ) , а его опонента предпринимателя, для этого в альянсе есть особа, которая выдает себя за адвоката Донецкой коллегии адвокатов(но там о таком и не ведают), директором юридической фирмы "Гриф"(хотя получить информацию о ней в реестре юрлиц не представляется возможным, но зато является членом данного КОординационного совета. О результате пакой координации потребителя в указанной инспекции по защите прав потребителя предупреждают сразу - судится будете год а то и два и останитесь без ничего. Не будем говорить о том, что все идет именно по этому сценарию. суд отказывает не только в расторжении договоров , НО И НЕ НАХОДИТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ВОЗВРАТА ИМУЩЕСТВА И ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ О ПРЕБЫВАНИИ В СЕРВИСНОМ ЦЕНТРЕ . Это не удивляет, Ведь в свое время означенный вами персонаж проводя проверку "незаметил" что нет ни одного разрешительного документа подтверждающего существование такого центра вообще. Так что, учитесь работать и зарабатывать, а лучше кооординировать. Такому альянсу таки то потрясения не страшны!!!! Так что потребители будьте осторожны, не попадите под координацию по защите прав потребителей. Не будем говорить что все вышеозначенные четыре персонажа есть членами правления одной и той же общественной организации Запорожский областной комитет по защите прав потребителя. Так что Три в одном с предоставление всех видов услуг. ОЛ ОНКЛЮЗИВ!!!!
татьяна | 10.08 2010 в 17:57
Согласна,с Суховым.Я лично сталкивалась с Сухининым как предпрениматель.Нет у человека ничего святого!
сухов | 17.04 2010 в 15:18
как бы красиво Сухинин не рассказывал - все знают что он и кто он. один из главных коррупционеров Запорожья.