В старину центром семейной жизни был домашний очаг. Сегодня это почетное место занимает диван – самый важный предмет интерьера. Именно с него начинается создание уютного быта.
Если вы думаете, что это просто мебель, то глубоко ошибаетесь. Диоген взирал на мир из своей бочки и создал философию циников. Илья Ильич Обломов, герой известного произведения Гончарова, созерцал, лежа на диване, и тоже вошел в историю, став прототипом обломовщины – неотъемлемой части нашего менталитета. Его литературный последователь Васисуалий Лоханкин сумел, не вставая с дивана, выйти за рамки рутины бытового конформизма.
Пришелец с Востока
Однако не всегда диван был таким, каким мы его знаем. Вообще, это слово пришло к нам с Востока, предположительно из Персии, и означало оно вовсе не мягкую кушетку. «Диваном», или «дуваном», называлось собрание друзей или родственников, на которых принимались важные решения. В этом варианте оно дольше всего сохранялось у донских и запорожских казаков, а также у разбойников. В отличие от «круга», большого общего собрания, на «дуван» собирались мелкие отряды, чаще всего готовясь к какому-то набегу или для дележа трофеев. Отсюда возникло слово «раздуванить» – то есть разделить добычу.
У арабов «диваном» называли совет при халифе, позднее трансформировавшийся в что-то вроде Кабинета министров во главе с визирем. Оттуда «диван» перекочевал к туркам, причем в Османской империи были также и провинциальные «диваны», такие себе местные органы власти.
В Средневековой Европе мягкой мебели практически не знали. Наверное, потому и не засиживались на ней, постоянно отправляясь то в крестовые походы, то на завоевание Нового Света. Лишь на королевские троны (прототипы кресел) подкладывали мягкую подушечку. Все остальные сидели на жестких готических скамейках.
Прибывшую в XVII веке из Турции софу европейцы поняли неправильно. Им и в голову не приходило, что можно лежать на чем-то, кроме кровати, и вообще просто лежать, ничего не делая. Поэтому эту разновидность дивана с мягкими сиденьями, спинкой и подлокотниками они приспособили исключительно для сидения.
Зато полежать очень любили турки, татары, а за ними и казаки. Выбросив спинку как лишнюю деталь, наши предки увеличили один из подлокотников, превратив его в эдакий подголовник, а потом удалили второй, чтобы в него не упирались ноги. Так была создана тахта, она же оттоманка.
От барокко до минимализма
На протяжении следующих двух веков менялся лишь стиль исполнения трех главных разновидностей диванов. От витиеватого барокко и рококо до величавого ампира, а потом резкое упрощение модерна и полная убогость минимализма. Его суть заключалась в полном отсутствии какого-либо декора, каждая деталь должна была быть предельно простой и функциональной. Поэтому самым распространенным диваном того времени стала софа конструкции «бабочка» или, как говорят у нас, «книжка».
Однако затем примитивный минимализм был вытеснен более уютным вернувшимся модерном, в котором особое внимание было уделено красивому дизайну и более удобным формам. Плоские спинки софы стали фигурными, и их уже не стоило превращать во вторую половину кровати, поэтому такие диваны делают «выдвижными». Такую конструкцию можно назвать оптимальной.
Юлия БЫСТРОВА
Комментарии:
нет комментариев