В сознании многих людей преобладает стереотип, что школа-интернат – далеко не радужное место. Скорее, это некая колония, куда отправляют детей либо отбившихся от рук и плохо успевающих, либо сирот, лишенных родительской опеки. На деле же все представляется иначе.
«Пороги» заглянули и ознакомились с жизнью Запорожской школы-интерната «Свитанок». Первым делом должны отметить, что нас порадовало обустройство самого заведения. Во дворе просторная и яркая детская площадка, огромная кирпичная беседка, уютные лавочки напротив главного входа. В учебном корпусе – современные классные комнаты, где в среднем обучаются около 12 детишек, светлый обеденный зал с длинными столами, в спальных комнатах – опрятные кровати, чистые и аккуратно заправленные.
В медико-реабилитационном отделении действует кабинет лечебной физкультуры, стоматологический и массажный кабинеты, а также магнитотерапия, электрофорез, кислородные коктейли и ингаляции. На базе интерната работают большой и малый спортивный залы.
Здесь создан комплекс условий для полноценной социализации детей, их всестороннего развития, обучения, воспитания, самореализации. Уже с самого раннего возраста малыши занимаются вокалом, хореографией, изучают, основы работы на компьютере, делают различные подделки своими руками. Мальчишки занимаются боевыми искусствами, плаванием, футболом; девчонки – танцами, гимнастикой, художественной росписью.
Интернат поддерживает тесные дружеские отношения с разнообразными спортивными, культурными, социальными организациями города, а также периодически устраивает свои домашние праздники, куда не приглашают никого со стороны, чтобы не было чопорно и детишки чувствовали себя комфортно и спокойно.
Учителя, воспитатели, психологи – профессионалы своего дела. Не каждому педагогу дано найти подход, тонкую ниточку к ранимой душе ребенка, но в большинстве случаев педагогам интерната это удается. Коллектив, начиная от технички и заканчивая высшим руководством, переживает душой за каждого своего воспитанника.
Умелой организацией и слаженному коллективу интернат обязан директору – Екатерине Шариковой. Эта хрупкая женщина с улыбкой на лице несет на своих плечах огромный груз.
Когда мы впервые позвонили Екатерине Павловне, наш разговор прервал приезд бывшего воспитанника школы-интерната. Нужно было слышать, с каким радостным возгласом бросилась директор навстречу мальчику. Сколько искренних ноток послышалось в ее голосе. При встрече директор неустанно рассказывала о своей любимой работе и детишках.
Впечатляюще, но Екатерина Шарикова помнит поименно каждого ребенка за все время своей работы и бережно хранит альбомы с фотографиями десятилетней давности: «Это мы ходили в поход, а здесь с ребятами ловили рыбу. На этом фото мы впервые побывали на автодроме, а вот здесь веселимся в развлекательном центре. Это с американскими волонтерами играем в классики, это варим фруктовый компот. А здесь еще совсем малыши. Ах, видели бы вы, какими взрослыми они стали!», – не переставала восторженно рассказывать директор.
Начинала свою деятельность Екатерина Павловна с воспитателя детского сада, чуть позже устроилась работать в интернат №2 – сначала воспитателем, потом учителем младших классов, затем психологом. После декрета ей предложили стать завучем. Проработав на этой должности три года, она была назначена на место директора интерната №3. Первое время Екатерина Шарикова колебалась – в то время этот интернат был далеко не лучшим учебным заведением области.
- Екатерина Павловна, расскажите, пожалуйста, как вам удалось организовать работу интерната?
- На первых порах было очень тяжело: приходилось работать с шести утра до девяти вечера, при этом не всегда хватало времени на своего собственного ребенка и на свою семью. Внешне интернат выглядел не лучшим образом: повсюду стены, выкрашенные синей краской, старая мебель, разбитые окна. Самое страшное было внутри – коротко стриженные лысые дети, которые шли на свалку, собирали там металлолом, сдавали его и на вырученные деньги покупали выпивку и сигареты. А потом приходили в интернат и садились смотреть телевизор. Если кто-то из воспитателей осмеливался запретить заниматься подобным, то немедленно получал отпор с потоком нецензурной лексики. Тогда я решила организовать общее собрание в актовом зале. Как сейчас помню, зима, холод стоял страшный. Тогда я сказала детям следующее: «Помимо того, что у вас есть права, у вас еще есть и обязанности: вы обязаны за собой убирать, вы обязаны чтить взрослых. Как зовут нашего повара, который готовит для вас обеды каждый день? Никто не знает. А как зовут дворника, который метет детскую площадку? Тишина. А техничку, которая, каждый день за вами убирает? Никто не помнит. Это ведь все делается для вашего блага. А теперь представьте, что эти люди не вышли на работу. Им просто не захотелось… Некому готовить, убирать, подметать, мыть туалеты. Давайте два дня попробуем так сделать».
Самое интересное началось потом. У нас были очень сложные и трудные дети, некоторые вернулись из колоний. Я пыталась придумать, чем их увлечь, перетянуть на свою сторону. Тогда они мне твердили, «что Вы все хотите нас удивить чистыми постелями и горячими обедами. Нас не интересует это». Они привыкли к другому образу жизни. Тишина и комфорт были не их средой обитания.
Попробовали спорт – им это было неинтересно, они не захотели прилагать никаких усилий. И тогда мы с моим замом завезли два-три компьютера и начали создавать компьютерный класс. На открытии (у меня тогда были еще длинные волосы), все дети собрались кучкой возле меня, и тут кто-то как дернет меня за волосы, я поворачиваюсь, никто не признается, все глаза потупили, и так несколько раз продолжалось, пока я не увидела, что это тот мальчик, главарь-предводитель. Я ему говорю: «Что ж ты делаешь?». А он так тихо-тихо, чтобы никто не услышал, спрашивает: «А Вы надолго к нам?». Я спрашиваю: «А ты как хочешь?». На что он мне ответил, потупив взгляд: «Я хочу, чтобы надолго». И тогда я поняла, что это было мое первое признание в любви как к руководителю. С тех пор дети меня приняли. Я пыталась сделать все возможное, чтобы увлечь их, чтобы им не пришло в голову снова бродить по улицам и собирать металлолом. Я нашла парикмахеров для детей. Они сделали ребятам необычные стрижки. А девочкам маникюр и прически. Я решила развесить в спальнях зеркала и шторы. Первое время все возмущались, зачем, ведь зеркала разобьют, а шторы пропалят. Сначала так и было, но потом маленькими шажочками мы добивались успеха, и дети становились бережливее и доброжелательнее.
Еще одной проблемой стало то, что коллектив взрослых не воспринял меня как руководителя. В первые два года ушло 60 процентов сотрудников по собственному желанию, без скандалов. Люди просто понимали, что работать со мной они не смогут, а я понимала, что не смогу работать с ними. Прежде чем требовать чего-то от других, необходимо показать свои силы. Я за год показала, как я работаю и что буду требовать от других. Я считала недопустимым, чтобы учителя курили на глазах у детей или употребляли выражения «ты идиот», «ты больной».
Люди менялись, приходили новые педагоги. Нас наведывали знакомые, друзья, неравнодушные, которые начали вкладывать деньги – и все пошло на лад. Теперь живем спокойно и весело.
В этом году открыли три подготовительных класса. Родители доверяют нам и стремятся отдать к нам своих малышей. Уже сейчас узнают, что надо для поступления в следующем году. А когда мест не хватает, и я говорю, что есть же и другие школы рядышком, мне отвечают, что хотят учиться именно у нас. Это самый лучший комплимент!
- Сейчас в вашем заведении работает много хороших педагогов, на базе интерната действует множество творческих кружков, где учувствуют самые разные дети. И наверняка вам есть, кем гордиться.
- Таких детей много. Для меня достижения человека – это не показатели в званиях, регалиях или еще каких-то материальных вещах. Для меня важно знать, из какой семьи прибыл ребенок. Уже то, что он учится в училище, ходит на занятия, а не спился, скатился или стал наркоманом, – достижение. Я знаю, в какой семье вырос этот ребенок, что он пережил. Ведь бытие определяет сознание. Если ребенок воспитывается до 10 лет и получает неправильное, искаженное знание о жизни, потом ему трудно адаптироваться в нормальном обществе.
Я могу, конечно, назвать тех, кем горжусь поименно, но это было бы неэтично по отношению к другим детям. У каждого свои собственные достижения. Для меня важно, чтобы человек был добрым, не делал гадостей и подлостей, хранил в сердце частичку солнечного света. А это видно по глазам, по поступкам, по отношению к тем, кто слабее. Для меня это самое важное.
- Совсем недавно я узнала о так званом «гостевом режиме». Вы практикуете нечто подобное?
- Мы практикуем, хотя четко в законодательстве это нигде не прописано. Вся ответственность ложиться на директора, который разрешит забрать ребенка в ту или иную семью на выходных. В разделе 4 п. 4.7. «Положения про детские дома и общеобразовательные школы-интернаты для детей сирот и детей, лишенных родительской опеки» от 10.09.2012 №995/557 прописано следующее: «На основании письменного заявления лиц, которые систематически участвуют в воспитании детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, ученики (воспитанники) интернатных учреждений могут выезжать в сопровождении взрослых к родственникам, знакомым на праздничные (выходные) дни или во время каникул в соответствии с приказом директора интернатного учреждения по согласованию со службой по делам детей, если это не вредит физическому и психическому здоровью детей». Но, что значит – не вредит психическому и физическому здоровью? Как я могу заглянуть в душу этого человека и прочесть, что там происходит на самом деле?
Мы просим предоставить много документов: характеристику с места работы, справку по месту жительства, справку с места работы, медицинские документы, чтобы этот человек не был наркозависимым, не состоял на учете по туберкулезу и так далее. Но суть человека я так и не знаю.
Стараюсь присматриваться к людям, которые хотят брать к себе детей, и заручаюсь поддержкой соответствующих служб. Принимающая сторона пишет заявление, мы выдаем продукты, и детей забирают на выходные. Я иду на этот риск сознательно, потому что никакой интернат не заменит семью. Если семья полная, если в ней царит любовь и гармония, то ребенок хотя бы увидит, как должно быть. На своем личном опыте знаю, что, только раз увидев этот образ, мы стремимся к нему всю свою жизнь. Так и ребенок, я думаю. Если он увидит, как хорошо, что есть о ком заботиться и кому отдавать заботу, он будет стараться воспитывать и своих детей в семье – не оставлять их, любить и жалеть, поддерживать в трудные минуты.
- Принимающая сторона сама выбирает, кого они хотят забрать в семью, или это происходит по усмотрению руководства?
- Бывает и такое, что приходят люди с улицы и говорят: мы хотим забрать ребенка домой на выходные, но проходит немало времени, прежде чем мы доверим им ребенка. Для детей это сложный процесс, по статистике, 95 процентов детей-сирот очень хотят в семью, но есть те 5 процентов, которые не хотят, потому что образ биологических родителей живой. Ведь вы прекрасно понимаете, что какая бы плохая мама не была, даже наркоманка, алкоголичка, для любого ребенка она всегда святая. Даже то, что мы забрали ребенка из этой семьи (не я, конечно! Это делают специальные социальные службы), говорит лишь о том, что мы плохие, а мама все равно хорошая.
Вообще родители, которых лишают родительских прав, обязаны выплачивать алименты. Но в большинстве случаев они не могут платить, ведь нигде не работают. Тогда пытаемся привлечь их к уголовной ответственности, но это лишь один процент из ста, что таких родителей привлекут. Они как пили, так и пьют, как хата разваливалась, так она и разваливается.
Вообще это я к чему, как-то был случай, когда отца ребенка, который пил, издевался, бил, морил голодом, вызвали в суд. Так он связался со своей 16-летней дочкой, воспитанницей интерната, которая прибежала ко мне и слезно просила отозвать заявление, аргументируя это тем, что у папы «больные ножки». А то, что этот человек систематически над ней издевался, а мать умерла от побоев, автоматически прощалось, ведь папа несчастный и не может заплатить алименты. Никто не заменит родителей. И поэтому «гостевой режим» имеет ряд преимуществ, наиболее существенным из которых является построение модели семьи в будущем.
- Кто несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, пока он находиться в семье на выходных?
- Принимающая сторона фактически подписывает документы, где указано, что она несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Но с юридической точки зрения вся ответственность лежит на мне. Перед лицом государства отвечаю я, если, не дай Бог, что-то произойдет с моими детьми.
- А бывали ли такие случаи, когда детей усыновляли, но через какое-то время они снова оказывались по каким-то причинам в интернате?
- Да, были такие случаи. За время моей работы усыновили 28 детей. Родители девяти ребят восстановились в правах и забрали их. Действительно есть и те, которых забрали в приемную семью (9 детей), под опеку (29 детей), в детский дом семейного типа (3 детей), но они возвращаются.
Был случай (не при мне), когда девочку усыновили и забрали в Киев, но она настояла на том, что хочет вернуться в интернат. Это была взрослая, семнадцатилетняя девочка. Ее привезли обратно. Я очень благодарна тем людям, которые вернули ее, не скрыли этот факт. Обычно дети, которые выражают желание вернуться обратно, не попадают к нам. Это система, нельзя показывать, это неэтично, а с другой стороны, демонстрируют, когда директора против того, чтобы усыновляли. Вот вы допускаете мысль, что я, видя человека, могу не доверить ему ребенка? Допускаете. А это показывается так, что я препятствую усыновлению. Да, я могу себе позволить сказать в лицо, сказать это на заседании или в службе по делам детей, если вижу, что человеку вообще не надо иметь детей, не только биологических, но и приемных. Он не справится с этим. У меня были подобные случаи и не один. На суде я всегда прошу, чтобы приемная семья оставалось открытой, хотя не в моей компетенции отслеживать дальнейшую судьбу ребенка, просто я считаю это своим человеческим долгом. Обычно мы тесно общаемся с детьми и их семьями в социальных сетях: Вконтакте, Faсebook, Skype, Twitter. Но некоторые семьи продолжают оставаться закрытыми: считают, что это может каким-то образом навредить ребенку.
- Прошлое лето вы с ребятами провели очень весело и активно. Что планируете в этом году?
- В начале июня будет встреча выпускников, потом один месяц здесь, дома, но останется тут совсем немного детишек. Потом поедем на экскурсию в Крым и в поход на Хортицу. Мы проводим какие-то развлечения у нас, выезжаем в гости. Тем летом к нам приезжали волонтеры из Германии, и мы очень весело провели время. Иногда бывает и такое, что дети уже устали от организованного отдыха и просят одного, чтобы мы оставили их в покое (смеется, – авт.). Нужно периодически давать детям свободу и тишину. Иногда просто чувствуешь необходимость свернуться калачиком под одеялом и смотреть телевизор. А еще мы начали практиковать с представителями благотворительного фонда «Улыбка ребенка» благотворительные ярмарки с подделками.
- Каждый день работать с детьми очень сложно в эмоциональном плане. Откуда вы черпаете энергию?
- От детей же и черпаю. Когда они видят меня, улыбаются и бегут обниматься, я этим заряжаюсь. Это мое. Я хочу, чтобы они приходили, болтали со мной, делились своими проблемами. Когда они говорят: «Вы так хорошо сегодня выглядите!», – я очень счастлива, это лучший комплимент. Я молодею от детей. Дети – народ, живущий в истине. Иногда мы сами портим их своим воспитанием. Знаете, у меня есть мечта – создать центр гуманной педагогики. Любая школа – авторитарна, где учитель главный и дает указания типа «дети, сядьте, пишите, читайте». И все в повелительном наклонении глагола! Мы изначально подавляем детей, а дети, как написано в Библии, «наследие и благословение». Дети – от природы своей чистые создания, неспособные на обман, ложь, лицемерие. Такими делаем их мы, сами того не желая. Они берут пример с нас, а нам иногда стоит прислушиваться и подражать им. Три моих главных источника вдохновение – это дети, природа и музыка. В музыке отдаю предпочтение классике, особенно Моцарту. Каждый день прошу у Бога здоровья, терпения, ума и доброты.
В планах первого июня в День защиты детей на базе интерната провести день встречи выпускников. Руководство планирует организовать самый настоящий фонтан из шоколада, попросить на прокат белый лимузин, расстелить красную дорожку для выпускников, провести торжественную линейку, добавить флористику и пантомиму, создать баннер с росписями выпускников, фотоколлаж «Какими вы были?» и воспоминания учителей «Что вы творили!?», конкурсы под названием «Лучший многодетный папа», «Лучшая мама», устроить ярмарку и продажу поделок нынешних воспитанников, а в школьной столовой организовать праздничное меню, где обязательно будут подавать какао с нелюбимой пенкой, манный пудинг или запеканку.
«Если честно, немного страшно, что я взялась за организацию подобного проекта. Это большая ответственность. Если браться за что-то, то необходимо проводить это хорошо, а делать либо-как, я не привыкла. А еще судьбы у наших выпускников разные. Я боюсь за ребят в плане сравнений. Кто-то достиг относительно высокого положения, например, помощники депутатов, а есть дети, которые отбывают наказание. Меня это очень смущает, но с другой стороны, когда мы не видим черного, мы не можем разглядеть и белое. Я очень хочу, чтобы пришли все», – признается Екатерина Павловна.
Сейчас интернат готовиться к празднованию Дня святого Николая, для этого детишки репетируют интересное представление, а руководство пригласило отца Николая из Свято-Покровского кафедрального собора на роль самого святого Николая. «Нам нужен красивый святой Николай, который бы впечатлил детей. Когда играют наши сотрудники, дети их узнают, и ощущение сказки теряется. А когда выходит «чужой» святой Николай, да еще и батюшка настоящий, – это уже совсем другое», – поделилась планами директор интерната Екатерина Шарикова.
Эльмира ШАГАБУДТДИНОВА, Оксана ИВАНОВА
Комментарии:
нет комментариев