Не секрет, что при выборе первого учебного заведения для своего “отпрыска” родители зачастую пользуются информацией знакомых, уже отправивших за парты детей. Глас народа в нашем городе рекомендует довольно узкий перечень школ, куда в Запорожье предпочтительнее отдать ребенка. Гимназия № 31 практически всегда фигурирует в этом опросе, являясь одним из ведущих учебных заведений областного центра с углубленным изучением английского языка.
Школа была основана еще в 1936 году для обучения детей работников “Запорожстали” и “Днепрогэса”. На тот момент она являлась единственным местом, где в городе преподавали на украинском языке. С 1991 года школа обрела статус гимназии. На сегодня в ее стенах получают знания 839 учеников. Коллектив гимназии – 65 учителей, 37 из которых имеют высшую категорию. О сегодняшних реалиях начального и среднего образования мы поговорим с директором гимназии № 31 Татьяной Трапезиной, которая уже 25 лет возглавляет одно из старейших учебных заведений Запорожья.
На вопрос о том, как гимназии уже долгие годы удается держать столь высокую планку в плане образования, Татьяна Николаевна скромно говорит, что коллектив просто старается делать свою работу как можно качественнее, а на все остальное – воля Божья.
Один из главных моментов успеха – системность знаний, которая прививается в стенах гимназии, уверена Татьяна Трапезина.
– Понимание того, как надо работать, здорово помогает нашим выпускникам как при поступлении, так и потом во время учебы в вузе, – уверена Татьяна Николаевна. - В этом году более 70 процентов 11-класcников 31-й гимназии поступили “на бюджет”. 70 учеников участвовали в районных олимпиадах, 24 – в областных (18 призовых мест), 4 гимназиста принимали участие во всеукраинских олимпиадах (1 место по английскому языку в стране). – Учитывая сегодняшнюю конкуренцию на олимпиадах по английскому языку, я считаю эту победу очень значимой, – с гордостью говорит Татьяна Трапезина.
Хороший кадр - на вес золота
Вышеперечисленные успехи все сложнее получить, ведь в стране все сильнее ощущается нехватка действительно высококлассных специалистов. Система образования, которая не может похвастать достойными зарплатами, в этом перечне на передовых позициях.
– Кадровый состав, его качество и обновление – это действительно сегодня большая проблема, – продолжает Татьяна Николаевна. – На данный момент 19 процентов наших учителей - пенсионного возраста. Однако это - самые сильные и продуктивные специалисты. Молодежь не всегда выдерживает, ведь зарплата низка, а нагрузка большая. Очень грустно, но лучшие часто уходят в частные структуры. Однако мы все равно постепенно обновляем коллектив, при этом выставляя кандидатам высокие требования.
– Низкая зарплата – это единственный негативный момент в этом ряду?
– Вы понимаете, раньше в Запорожье был хороший пединститут. Когда абитуриент поступал в его ряды, он четко знал, что, в первую очередь, он будет учителем. Студента и готовили надлежащим образом. Интенсивно изучали педагогику и психологию, а это дает, в первую очередь, лучшее понимание детей. Сейчас же подавляющее большинство считают, что это не их дело. Потому часто выпускники вузов приходят к нам с красивыми дипломами, однако не умеют самых элементарных вещей, которые должен знать преподаватель. Они понятия не имеют, что такое поурочный план и как его составить, а ведь это является основой проведения урока. Часто не умеют работать с детьми, заинтересовать их изучением предмета, что очень важно в образовательном процессе. К примеру, не так давно искали учителя математики. Один запорожский вуз порекомендовал нам двух девушек, которые имели хорошую характеристику. Однако они не смогли справиться с предложенными нами задачами, пришлось оставить свои проверенные кадры. Те же преподаватели английского языка поступают к нам только после написания контрольных работ за 11 класс. Половина из желающих работать у нас не справляется с этим тестом.
Детские страхи
- Какими качествами должен обладать успешный учитель сегодня?
– Как бы банально это ни звучало, главное - надо любить детей. Все дети разные. Их поведение и отношение к учебе также отличает друг от друга. Так вот, один учитель отторгает тех, кто ему не нравится, другой – никак не реагирует, а третий – любит его таким, какой он есть. Последняя категория учителей и необходима любой школе. При этом он должен быть требовательным. Ведь большинство учеников, вспоминая школу, благодарят тех, кто их чему-то научил. Зачастую такого результата добиваются, скажем так, жесткие учителя. Однако и здесь надо знать меру. Не так давно мы провели психологическое тестирование среди пятиклассников. Почему именно эта категория? Все дело в том, что переход из начальной школы, где у ребенка был фактически один учитель, в среднюю, где сразу 12 новых преподавателей, и у каждого свой характер и требования, очень болезненный. Результаты нас просто поразили. Дети всего боятся, остерегаются. Они переживают по поводу того, что мама хочет, чтобы он был отличником, а ребенок не тянет. Что он мог забыть тетрадь или учебник, что его вызовут к доске, а он не совсем готов. Зачастую многие страхи необоснованны, но дети все равно переживают. Находясь в таком состоянии, ребенок перестает нормально воспринимать учебный материал. Потому будем что-то думать, как-то находить выход из этой ситуации. Со временем ученики привыкают, однако мы хотим, чтобы этот процесс прошел для них как можно более спокойно. Советую родителям пятиклассников также больше внимания уделять своим детям в этот момент.
Учителя против “Букиных” и “Ворониных”
- На ваш взгляд, как изменились дети за последние 10–20 лет?
– Все меняется вокруг нас, поэтому не удивительно, что меняются и дети, которые часто копируют поведение своих родителей и героев телеэкрана. Они стали меньше понимать, как надо себя вести со старшими и сверстниками. Сейчас все дозволено. А что показывают по телевизору: “Букиных” и “Ворониных” (российские телесериалы, – авт.)? Что может взять полезного для себя ребенок, посмотрев, как родные люди попросту издеваются и унижают друг друга? Ему кажется, что так и надо. Формируется не совсем социальное поведение. Кстати, родители также изменились. Они более снисходительно относятся к “шалостям” свих детей, на которые указывают учителя. Еще один момент – социальное неравенство учеников. Часто за одной партой сидят дети: у одного - папа на “Лексусе” приехал, а у другого – на булочку не хватает. Хочется как-то минимизировать это разделение, и школьная форма, за которую я ратую всегда, один из таких моментов. А вообще я своим коллегам всегда повторяю: мы с вами - счастливые люди, ведь работаем с чистыми душами, коими являются все дети.
Роман Прядун
Комментарии:
Алена | 07.10 2011 в 22:40
Полностью с Вами согласна!!!!! 31 гимназия это просто высший класс!!!!!