Идея подрыва экономики страны противника с помощью производства фальшивых денег и внедрения их в банковскую систему отнюдь не нова. В таких аферах участвовали разные страны, но одной из самых эффективных считается операция гитлеровской Германии против Англии в период Второй мировой войны...
В конце XVIII века по приказу Екатерины II Петербургский монетный двор чеканил фальшивые голландские дукаты, причем их производство продолжалось около ста лет. Затем эстафету подхватил Наполеон, в обозе войск которого во время Русской кампании двигались повозки с фальшивыми рублями. И вот грянула Вторая мировая война.
Каверзный «Андреас»
После того, как в 1939 году Великобритания объявила войну Германии, на одном из совещаний собрались министр экономики Шахт, начальник Главного управления имперской безопасности (РСХА) Гейдрих и его заместитель по внешней разведке Шелленберг. Итогом встречи было принятое решение о начале производства фальшивых фунтов стерлингов. Цель преследовалась двоякая: с одной стороны – сформировать фонд для проведения тайных операций, с другой – внести хаос в финансовую систему противника путем сброса над территорией Великобритании нескольких тонн фальшивых купюр, в результате чего государство было бы вынуждено изъять все денежные знаки, выпущенные государственным казначейством, среди населения же была бы посеяна паника. Однако план осуществлен не был, поскольку Англия имела очень хорошую систему противовоздушной обороны, а положение с горючим у немцев было критическим.
Итак, в результате принятого плана «Андреас», куратором которого был назначен гауптштурмфюрер СС Альфред Науджокс, в пригороде Берлина открыли секретное подразделение, специалисты которого начали работу по изготовлению высококачественных клише для производства фальшивых банкнот. Но это было еще не все. Надо было устранить самое уязвимое место подделок – состав бумаги. После химического анализа настоящих фунтов стерлингов выяснилось, что деньги изготавливались из листов, в состав которых входил лен, причем выращенный в Турции. Другие группы ученых занимались составлением рецептов красок, способа нанесения водяных знаков и других степеней защиты. И вот, после всей проведенной подготовки, типография «Аугуст Петрик» приступила к печатанию фальшивых банкнот. Немецкие эксперты придирчиво рассмотрели экземпляры из первой партии новоделов: вроде бы и комар носа не подточит. Но все-таки следовало подстраховаться.
Поэтому в Швейцарию отправился в отпуск один из мелких чиновников, а командировочные ему выдали фальшивыми фунтами стерлингов, о чем он и не подозревал. Чиновник неплохо отдохнул и вскоре вернулся в Берлин. Так что оплата услуг фальшивыми банкнотами прошла на отлично. А буквально через пару дней в Женеву выехал «ответственный сотрудник Имперского банка» вместе с охранником, которые совершенно легально везли уже целый портфель с упаковками фунтов стерлингов и письмом своего руководства с просьбой о проверке подлинности банкнот. Ответ был более чем утешительным – только 10% ассигнаций эксперты признали поддельными.
Барак №18/19
Итак, можно было приступать к полномасштабному изготовлению подделок. Теперь осуществление операции «Бернхард», названной так по имени нового руководителя, было возложено на штурмбаннфюрера СС Крюгера. По его предложению, местом дислокации монетного двора был определен концлагерь Заксенхаузен – точнее, его барак №18/19. Именно сюда из всех стран оккупированной Европы стали свозить специалистов: граверов, полиграфистов, художников и даже специалистов по банковскому делу, которые рассчитывали серии и номера фальшивок с опережением появления на свет их подлинников.
Для работников секретного производства были созданы довольно приличные условия проживания, в отличие от тех, в которых содержались другие узники. Но подавляющее число «фальшивомонетчиков» по вполне понятным причинам испытывало ненависть к оккупантам. В том числе и чех Оскар Скала, назначенный немцами старшим, и тайком скрупулезно фиксировавший на папиросных листках бумаги серии, номера и даже дату выпуска банкнот.
С1942 года, когда цех заработал уже на полную мощность, и до конца войны лагерные умельцы изготовили фальшивок на сумму 134 610 810 фунтов стерлингов. Правда, первосортных подделок оказалось в тринадцать раз меньше. Ко второму сорту относили ассигнации, которые имели практически неразличимые дефекты. У банкнот третьего сорта был слабый печатный дефект. Но если первосортные банкноты использовались вполне легально при расчетах за экспортные товары, то остальные поступали в фонды спецслужб для расплаты с нелегальными агентами.
К началу 1945 года было решено производство в лагере свернуть, а команду фальшивомонетчиков ликвидировать. Но, к счастью, этого не случилось благодаря наступлению войск союзников. Теперь перед британским казначейством стояла непростая задача – выявить находящиеся в обращении фальшивки. Для решения этой задачи была создана группа специалистов, которую возглавил банкир Эдвард Рид. Команде в относительно короткие сроки удалось с помощью «книги учета», которую передал британцам Оскар Скала, обнаружить и вывести из оборота одних первосортных липовых банкнот на сумму почти в 2 млн фунтов стерлингов. Британское казначейство было спасено!
Подготовил Олег ВАЛИК
Комментарии:
нет комментариев