Подготовка – детский сад
Ребенку уже 6 лет, и очередная ступень его взросления – это поступление в школу. Первый раз в первый класс – мероприятие ответственное как для самого ребенка, так и для его родителей.
Неплохую подготовку будущему школьнику дает детский садик. Там ребенок впервые попадает в коллектив однолеток, с которыми связывает не только общий распорядок дня, но и первая дружба, самостоятельность в поступках и решениях, определенная оторванность от заботливых родителей. Конечно, детсадовскому ребенку легче адаптироваться в коллективе, выполнять задания, следовать распорядку дня. 94 % запорожских первоклассников – выпускники садиков, и основная масса школьников садится за учебные парты более–менее готовыми к занятиям.
В идеальном варианте в начальных классах школа не должна особо отличаться от детского садика. Аналог – это школа полного дня. Там идут уроки приблизительно до 12 дня, а потом – продленка, где дети спят днем, развлекаются в игровых кабинетах, гуляют на улице, делают домашнее задание (хотя в начальных классах оно чисто символическое), а уже вечером родители забирают ученика домой. Но, к сожалению, наши школы не предусматривают такого распорядка – классы продленки, конечно, существуют практически в каждой школе, но вот отдельные помещения для сна и игровых кабинетов – редкость.
Знания за плечами не носить
Не хочется, чтобы ребенок отставал от однолеток и был в конце списка успеваемости. Но вовсе не стоит устраивать будущему школьнику насыщенные подготовительные курсы. Начальная школьная программа рассчитана на то, что у ребенка есть только базовые знания, которые он получает в детском садике. А вот если ребенок уже умеет писать, считать, читать, то первые годдва в школе ему будет скучно, а интерес к знаниям в последующие годы может так и не возникнуть.
К концу первого класса ученик уже владеет нормой чтения 36–40 знаков в минуту, поэтому нанимать дополнительных учителей не стоит. Разная методика обучения ребенку может навредить: к примеру, тексты с дополнительным учителем школьник читает и знает “на отлично”, а вот школьную программу совсем не тянет. Школьная программа рассчитана на минимальную подготовленность ребенка, поэтому “идти в ногу” с одноклассниками ему будет совсем несложно.
В начальных классах уроки преподносятся как игра. Внимание малыша может концентрироваться на одном занятии только 7–10 минут. Поэтому учителя постоянно меняют род деятельности, чтобы удержать внимание ребенка на определенной работе.
Нередкий случай – несоответствие физического и психологического возраста человека. Ребенку может быть уже и 7 лет, но к школе он психически может быть еще не готов.
Несколько лет назад в одной из запорожских школ был интересный случай: ученица совсем не тянула школьную программу и в итоге осталась на второй год в первом классе. Зато потом эта девочка закончила школу с золотой медалью.
Не хочу учиться – хочу жениться
“Не хочу, не буду” – подобные заявления родители могут слышать частенько. Несмотря ни на что, реагировать на них нужно сразу. В новом коллективе могут возникнуть проблемные ситуации типа “ученик – ученик”, “ученик – учитель”, “ученик – коллектив”. Хотя в младших классах редко возникает серьезный конфликт между однолетками, следует прислушаться к своему ребенку. Маленький человек изначально попадает в психологически сложную ситуацию: проблема взаимоотношений, подчинение новым правилам, непривычная обстановка, новые требования и т. д. Нежелание идти в школу может возникнуть изза новых умственных или физических нагрузок. Поэтому, если ребенок до этого целый день проводил на ногах, а с поступлением в школу стал днем спать, то это считается нормальным.
Как правило, школьник попадает в коллектив, пусть и однолеток, но совершенно неоднородный и разнотипный. Может, первое время у вашего ребенка не будет близких друзей. Вначале класс может разбиться на группы по дватри человека, а потом, после более близкого знакомства уже могут устояться группы–компании. Кстати, не советуют переводить ребенка без особых причин в другой класс или школу. Ребенку будет сложно вписаться в уже сформировавшийся коллектив, и будет лучше, если он на общих правах вначале будет “новеньким”.
Первый учитель – друг или враг?
Работать учителем, в основном, тяжело – с тебя берут пример, ты для детей и учитель, и наставник, а может, и друг. У учителя начальных классов больше ответственности, чем у других, он – основоположник школьного образования. И бывают случаи, когда на выбор школы влияет не ее статус и престиж, а конкретный преподаватель. К сожалению, бывает и такое, что на одном потоке класс переполнен будущими школьниками, а в параллельном – значительный недостаток учащихся.
Родителям не стоит настраивать школьника против преподавателя. От авторитета первого учителя может зависеть все дальнейшее отношение ребенка к школе и вообще к образованию.
Учителю легче заметить особенности характера и поведения конкретного ученика в классе – ежедневное поведение 25–30 детей не может остаться незамеченным. Родителям не лишне будет узнавать о поведении своего ребенка у классного руководителя или у школьного психолога. Дети находятся под ежедневным присмотром специалистов, советами которых нельзя пренебрегать.
Даже если вы хотите воспитать гения, не стоит ругать ребенка за первые неудачи и ошибки. Любому человеку необходимо пройти период адаптации, а у ребенка он может проходить сложно. Обычно классно–урочная система первое время не воспринимается. Ребенку тяжело высидеть 45 минут урока, он может пересаживаться с места на место, гулять по кабинету. Часто первое время дети приносят с собой в школу не только игрушки, но и домашних животных. Разрешать такое не следует, но и сильно паниковать тоже не надо – должен пройти определенный период адаптации и восприятия школы как серьезного учебного учреждения.
Материал подготовлен при помощи кандидата социологических наук, начальника отдела образования Коммунарской районной администрации Владимира КУЗЬМЕНКО.
Юлия ХРИСТИЧЕНКО
Комментарии:
нет комментариев