misto.zp.ua

Что у вас с лицом?

В рамках конкурса, проводимого представительством ООН и сетью Глобального договора в Украине совместно с Национальным союзом журналистов, мы продолжаем серию аналитических материалов на тему корпоративной социальной ответственности

Корпоративная социальная ответственность, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды, в мире уже давно прижилась и устоялась. В Украине же она только начинает развиваться. Потому и интерес вызывает к себе серьезный. Недавно в редакции "УЗ" состоялся круглый стол "Формирование и оценка эффективности социальных программ".

Ну, очень хорошая компания

Под социальным эффектом принято понимать вклад деятельности компании в решение социальных проблем населения той или иной территории в целом или определенной группы. Под экономическим эффектом подразумевается польза, которую реализация социальных программ приносит основной деятельности компании. Есть еще и моральный эффект. Измерить и оценить его в конкретных единицах - занятие непростое.

Помимо грамотного ведения основной деятельности, задача бизнеса - создать благоприятную стабильную среду и постоянно заботиться об улучшении репутации. "Показателем репутации является мнение заинтересованных лиц о компании и их намерение принимать решения, связанные с ней, - считает Алиса Дегтярева, ведущий менеджер по КСО компании "Соняшник".

Создание благополучной бизнес-среды - процесс трудоемкий, но, достигнув поставленной цели, вполне можно рассчитывать, считает Дегтярева, на уменьшение транзакционных издержек за счет снижения административных и бюрократических барьеров, на получение конкурентных преимуществ при участии в тендерах, объявляемых государственными или общественными организациями, и на то, что именно вашей компании будет отдано предпочтение при распределении земли, лицензий, разрешений и других стратегических ресурсов. Другими словами, налаженные связи с местным сообществом, губернаторами, главами районных администраций играют всегда на пользу. В конечном итоге КСО способна серьезно повлиять на рост финансовых показателей компании.

В компанию с хорошей репутацией охотно идут специалисты, значит, можно сэкономить на рекрутинге, подготовке и переподготовке кадров, содержании штата специалистов по работе с кадрами. Клиенты предпочитают иметь дело с организацией, которая хорошо зарекомендовала себя на рынке. Значит, она вправе рассчитывать на благожелательность партнеров, расширение потенциальной клиентской базы и т. п.

Польза от программы

Существует несколько принятых в международной практике методов и параметров оценки эффективности КСО. В соответствии с методом сбалансированной карты оценки это отношения с клиентами, внутренние бизнес-процессы, инновации и обучение, финансовые показатели компании. Лондонская группа сравнительного анализа так расставляет приоритеты: благотворительность, социальные инвестиции, коммерческие инициативы, основная деятельность. Индекс корпоративной благотворительности - это прежде всего социальные и благотворительные проекты и программы и преданность групп заинтересованных сторон компании. Последний метод, считает Алиса Дегтярева, обладает рядом неоспоримых преимуществ. Во-первых, он позволяет оценить, как социальные программы воспринимаются теми, от кого зависит благополучие компании, и как они способствуют основной деятельности. Во-вторых, метод является формализованным и позволяет рассчитать и интерпретировать численное значение индекса. В-третьих, методика доступна украинским компаниям.

Елена Синицына, руководитель отдела социальной политики компании "Блистрейд", советует оценивать как отдельные программы, так и благотворительную деятельность компании в целом. Лучше, по ее мнению, если "баллы" будет выставлять независимая и авторитетная организация, компетентная как в области оценки, так и в вопросах КСО. А результаты наиболее успешных моделей и решений должны быть обязательно обнародованы. Определение эффективности, считает Синицына, - процесс длительный, и начинается он вместе с реализацией программы. Необходимо будет провести оценку потребностей в ней, самого процесса и результатов.

Критериями могут служить: повышение образовательного уровня населения; снижение численности и состава групп риска; снижение преступности; снижение заболеваемости; создание новых рабочих мест; увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты, сокращение оттока населения с территорий.

А вот выбор методов зависит от характера программы и целей оценки. При проведении качественных, количественных методов или их совокупности используются такие инструменты, как анкеты, интервью, фокус-группы и другие. Социологические опросы относятся к стандартизованным методам.

Вместо послесловия

И хотя разговор получился эмоциональным, все оппоненты сошлись в одном: КСО в Украине должна развиваться как на благо самих компаний, так способствовать процветанию государства в целом.

Основу институциональных преобразований в сфере отношений бизнеса и государства, а также бизнес-агентов между собой составляет правовое и этическое регулирование. При этом до сих пор правовое пространство - правила игры на бизнес-поле - в нашей стране устанавливается государством и представляет в основном его интересы.

Сегодня "совместное сосуществование" формируется не на этических, а на правовых принципах, в конце концов на принципах уголовной ответственности бизнеса перед государством. Причем обязанности последнего оказываются непрописанными, лежащими вне правового поля. В основном государство исходит из задач создания лишь минимальных условий, при которых предприятия могли бы платить налоги, на которые держава впоследствии и будет жить.

Поэтому украинские компании вынуждены выполнять условия власти. Правда, на сегодняшний день они это начинают делать не только в "принудительном", но и в "добровольном" порядке. Потому что так диктует рынок и общество.

Рекомендации по увеличению эффективности КСО:

- целесообразно повысить социальную активность в сферах, сопутствующих профилю основного бизнеса компании;

- социальные инициативы должны быть максимально эффективны и оптимизированы и восприниматься окружением как эффективные;

- о социальной ответственности компании заинтересованные лица должны быть максимально осведомлены.

Рекомендации по проведению комплексной оценки:

- выявить наиболее эффективные механизмы осуществления социальных программ;

- выявить внутренние и внешние факторы, препятствующие получению максимального эффекта от реализации программ;

- разработать оптимальную и наиболее эффективную систему управления программами;

- разработать систему "обратной связи" на перспективу;

- выбрать приоритеты и согласовать их с основными заинтересованными сторонами.


 

* Редакция сайта не несет ответственности за содержание материалов. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Добавить комментарий
Имя
Сообщение

Комментарии:

нет комментариев
Лента статей
ПОЗИЦІЯ
ДІТИ ЗАПОРІЖЖЯ
МІГ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЕ ВЕДОМОСТИ
MISTO.ІНФОРМ
ПОРОГИ
ІНДУСТРІАЛЬНЕ ЗАПОРІЖЖЯ
РАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА (АРХИВ)
ЗАПОРІЗЬКА СІЧ (АРХІВ)
РОСТ (АРХИВ)
КЛЯКСА. ГАЗЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (АРХИВ)
СОДРУЖЕСТВО (АРХИВ)
ПРАВДА (АРХИВ)
УЛИЦА ЗАРЕЧНАЯ (АРХИВ)
ЗАПОРОЖСКИЙ ПЕНСИОНЕР (АРХИВ)
ВЕРЖЕ (АРХИВ)
МРИЯ (АРХИВ)
НАДЕЖДА (АРХИВ)
ГОРОЖАНИНЪ (АРХИВ)
БЕРДЯНСК ДЕЛОВОЙ (АРХИВ)
ОСТРОВ СВОБОДЫ (АРХИВ)
ЖУРНАЛ ЧУДО (АРХИВ)
АВТОПАРК (АРХИВ)
МИГ по ВЫХОДНЫМ (АРХИВ)
Про СМИ

 

Елена Сопина, главный редактор газеты Улица Заречная«Улица Заречная» - это информационно-аналитический еженедельник, на страницах которого вы всегда можете найти самые свежие и актуальные новости о политической и общественной жизни города и области, страны и мира. Благодаря сотрудничеству с популярным всеукраинским изданием «Известия в Украине», мы имеем возможность знакомить наших читателей с качественными аналитическими материалами на злободневные темы, подготовленными специалистами и содержащими мнения и оценки ведущих экспертов страны.
Интересную и полезную информацию на полосах «Улицы Заречной» найдет для себя каждый житель области – вне зависимости от возраста и социального положения. Кроме того, издание выходит вместе с бесплатным приложением - «Улица Культурная», -содержащим обширную ТВ-программу, новости культуры и шоу-бизнеса, а также анонсы самых интересных и значимых событий нашего города.

Контакты

Главный редактор:
Елена Сопина
Наш адрес:
69015, г. Запорожье, ул. Кияшко 16а
Тел./факс:
239-90-11
Интернет-сайт:
www.ulitsa.com.ua
E-mail:

newspaper@econom.zp.ua
Подписной индекс:
23281
23282 (льготный)

Запоріжжя та область | Новости Запорожья и области RSS 2.0 |