В рамках конкурса, проводимого представительством ООН и сетью Глобального договора в Украине совместно с Национальным союзом журналистов, мы продолжаем серию аналитических материалов на тему корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды, в мире уже давно прижилась и устоялась. В Украине же она только начинает развиваться. Потому и интерес вызывает к себе серьезный. Недавно в редакции "УЗ" состоялся круглый стол "Формирование и оценка эффективности социальных программ".
Ну, очень хорошая компания
Под социальным эффектом принято понимать вклад деятельности компании в решение социальных проблем населения той или иной территории в целом или определенной группы. Под экономическим эффектом подразумевается польза, которую реализация социальных программ приносит основной деятельности компании. Есть еще и моральный эффект. Измерить и оценить его в конкретных единицах - занятие непростое.
Помимо грамотного ведения основной деятельности, задача бизнеса - создать благоприятную стабильную среду и постоянно заботиться об улучшении репутации. "Показателем репутации является мнение заинтересованных лиц о компании и их намерение принимать решения, связанные с ней, - считает Алиса Дегтярева, ведущий менеджер по КСО компании "Соняшник".
Создание благополучной бизнес-среды - процесс трудоемкий, но, достигнув поставленной цели, вполне можно рассчитывать, считает Дегтярева, на уменьшение транзакционных издержек за счет снижения административных и бюрократических барьеров, на получение конкурентных преимуществ при участии в тендерах, объявляемых государственными или общественными организациями, и на то, что именно вашей компании будет отдано предпочтение при распределении земли, лицензий, разрешений и других стратегических ресурсов. Другими словами, налаженные связи с местным сообществом, губернаторами, главами районных администраций играют всегда на пользу. В конечном итоге КСО способна серьезно повлиять на рост финансовых показателей компании.
В компанию с хорошей репутацией охотно идут специалисты, значит, можно сэкономить на рекрутинге, подготовке и переподготовке кадров, содержании штата специалистов по работе с кадрами. Клиенты предпочитают иметь дело с организацией, которая хорошо зарекомендовала себя на рынке. Значит, она вправе рассчитывать на благожелательность партнеров, расширение потенциальной клиентской базы и т. п.
Польза от программы
Существует несколько принятых в международной практике методов и параметров оценки эффективности КСО. В соответствии с методом сбалансированной карты оценки это отношения с клиентами, внутренние бизнес-процессы, инновации и обучение, финансовые показатели компании. Лондонская группа сравнительного анализа так расставляет приоритеты: благотворительность, социальные инвестиции, коммерческие инициативы, основная деятельность. Индекс корпоративной благотворительности - это прежде всего социальные и благотворительные проекты и программы и преданность групп заинтересованных сторон компании. Последний метод, считает Алиса Дегтярева, обладает рядом неоспоримых преимуществ. Во-первых, он позволяет оценить, как социальные программы воспринимаются теми, от кого зависит благополучие компании, и как они способствуют основной деятельности. Во-вторых, метод является формализованным и позволяет рассчитать и интерпретировать численное значение индекса. В-третьих, методика доступна украинским компаниям.
Елена Синицына, руководитель отдела социальной политики компании "Блистрейд", советует оценивать как отдельные программы, так и благотворительную деятельность компании в целом. Лучше, по ее мнению, если "баллы" будет выставлять независимая и авторитетная организация, компетентная как в области оценки, так и в вопросах КСО. А результаты наиболее успешных моделей и решений должны быть обязательно обнародованы. Определение эффективности, считает Синицына, - процесс длительный, и начинается он вместе с реализацией программы. Необходимо будет провести оценку потребностей в ней, самого процесса и результатов.
Критериями могут служить: повышение образовательного уровня населения; снижение численности и состава групп риска; снижение преступности; снижение заболеваемости; создание новых рабочих мест; увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты, сокращение оттока населения с территорий.
А вот выбор методов зависит от характера программы и целей оценки. При проведении качественных, количественных методов или их совокупности используются такие инструменты, как анкеты, интервью, фокус-группы и другие. Социологические опросы относятся к стандартизованным методам.
Вместо послесловия
И хотя разговор получился эмоциональным, все оппоненты сошлись в одном: КСО в Украине должна развиваться как на благо самих компаний, так способствовать процветанию государства в целом.
Основу институциональных преобразований в сфере отношений бизнеса и государства, а также бизнес-агентов между собой составляет правовое и этическое регулирование. При этом до сих пор правовое пространство - правила игры на бизнес-поле - в нашей стране устанавливается государством и представляет в основном его интересы.
Сегодня "совместное сосуществование" формируется не на этических, а на правовых принципах, в конце концов на принципах уголовной ответственности бизнеса перед государством. Причем обязанности последнего оказываются непрописанными, лежащими вне правового поля. В основном государство исходит из задач создания лишь минимальных условий, при которых предприятия могли бы платить налоги, на которые держава впоследствии и будет жить.
Поэтому украинские компании вынуждены выполнять условия власти. Правда, на сегодняшний день они это начинают делать не только в "принудительном", но и в "добровольном" порядке. Потому что так диктует рынок и общество.
Рекомендации по увеличению эффективности КСО:
- целесообразно повысить социальную активность в сферах, сопутствующих профилю основного бизнеса компании;
- социальные инициативы должны быть максимально эффективны и оптимизированы и восприниматься окружением как эффективные;
- о социальной ответственности компании заинтересованные лица должны быть максимально осведомлены.
Рекомендации по проведению комплексной оценки:
- выявить наиболее эффективные механизмы осуществления социальных программ;
- выявить внутренние и внешние факторы, препятствующие получению максимального эффекта от реализации программ;
- разработать оптимальную и наиболее эффективную систему управления программами;
- разработать систему "обратной связи" на перспективу;
- выбрать приоритеты и согласовать их с основными заинтересованными сторонами.
Комментарии:
нет комментариев