Совсем недавно мы писали о том, каким образом правительство планирует изменить пенсионную систему, чтобы снизить расходы бюджета на Пенсионный фонд (статья «Пенсионная реформа: спасение госказны», №3 от 20.01.2011). Однако увеличение пенсионного возраста, снижение максимальных пенсий и прочее – лишь подготовительная работа перед глобальной реформой.
Все вокруг – народное
Нынешнюю – солидарную – пенсионную систему Украина получила в наследство от СССР. Весь доход страны шел в общий котел, там же происходили и общие расходы. Поэтому простой работяга спокойно платил полагающиеся налоги, зная, что через несколько десятков лет он так же спокойно из общей денежной массы будет получать причитающуюся ему пенсию. А в это самое время уже другой, молодой, работяга будет своими налогами государственный бюджет пополнять.
Система, безусловно, хороша, но только при исполнении главного условия – поступления в бюджет всех доходов страны. Когда же доходы страны уходят мимо бюджета в частные руки, иностранные банки, а то и в экономическую тень, у солидарной пенсионной системы начинаются тяжелые времена. Тут все просто, как в школьной задаче: из трубы А в бассейн наливается столько-то воды, из трубы Б – выливается столько-то. И если в трубу А подавать меньше воды, а из трубы Б лить, как «в старые добрые времена», то очевидно, что в таком бассейне рано или поздно даже ножки не помочишь.
Поэтому правительство и настаивает: давайте медленно, но верно (примерно к 2013 — 2014 годам) «прикручивать» к солидарной системе накопительную. Суть такова. Государство продолжает обеспечивать некий минимум пенсии, но значительно меньший, чем сейчас. А доводить размер пенсии до подходящего уровня будет каждый гражданин персонально. В течение своей трудовой деятельности определенный процент заработной платы он будет перечислять на свой накопительный счет. После наступления пенсионного возраста гражданин либо получают всю накопленную сумму на руки – и «отстает» от государства, либо соглашается на определенное ежемесячное обеспечение до конца дней своих.
Кому это выгодно?
Выгода для государства очевидна – расходы на ПФ снижаются на порядок. Но дело, к сожалению, не только в этом.
В Украине примерно 15,6 млн граждан делают взносы в ПФ. Так как накопительную систему сразу введут только для тех, кто моложе 35-ти лет, разделим количество «доноров» ПФ на два – получим 7,8 млн чел. Предположим, что на свой накопительный счет каждый из нас будет переводить 30% зарплаты. Заодно вспомним, что средняя заработная плата составляет сейчас, по официальным данным, около 2,2 тыс. гривен. Несложный расчет показывает, что за один месяц на накопительных счетах государства будут аккумулироваться более 5 млрд гривен! А вернуть их надо будет людям только лет через двадцать пять…
Как распорядиться этими деньгами? Просто так складывать «в мешок» нельзя. Есть инфляция – и до выхода на пенсию вклады украинца, сделанные в начале трудового пути, обесценятся раза в четыре, как минимум. Кроме того, какой смысл держать такие огромные суммы в качестве мертвого груза, когда в экономику нужны инвестиции? Значит, деньги с пенсионных счетов нужно вкладывать. Куда? Государственные облигации надежные, но малоприбыльные – не покроют процент инфляции. Государственные предприятия? Остались только дышащие на ладан – прибыльные уже приватизировали. Значит, «пенсионные» деньги нужно вкладывать в коммерческие структуры. Во-о-от! Это и есть самый интересный пункт пенсионной реформы.
Для частного сектора экономики просто сладкий сон какой-то — государство само ищет, куда бы ему пристроить 5 млрд гривен ежемесячно! И разумеется, за небольшой процент. Желающих принять такие вклады и управлять вложениями, конечно, будет масса. Сладкий сон продолжается: если прибыль есть — получаем свой процент, если нет — пожимаем плечами и скорбно говорим: бизнес есть бизнес.
Это отнюдь не плод богатого воображения, а реальный и общепризнанный минус накопительной системы. Вложение денег – это риск. Кризис — даже на пару лет, общий или в одной отрасли, неумелое управление вложениями – и вот граждане уже без части пенсии. Причем по закону! Возможно, у государства и есть хитрый план, как обезопасить вклады. Но его же никто внятно не озвучивает!
Древние римляне советовали при любом сомнительном мероприятии искать ответ на вопрос «Кому выгодно?». В нашем случае ответ таков: государству, банкам, управляющим компаниям… — всем хорошо. А вы в этом списке есть? Извините — нет.
В поисках происков
Сайт Wikileaks, уже раскрывший немало секретов правительства США, не так давно опубликовал переписку американских дипломатов. Из нее, помимо прочего, следует, что Штаты непосредственно повлияли на начало в Украине пенсионной реформы.
Напомним, что проведение пенсионной реформы является одним из условий предоставления Украине кредита Международного валютного фонда. И это вторая «официальная» причина: мол, мы-то не хотим, но МВФ требует... Однако опубликованная переписка говорит о том, что планы украинской реформы (в частности, увеличение пенсионного возраста) были получены МВФ от правительства США или, как минимум, были утверждены в Вашингтоне.
Конечно, уже давно только наивный верит, что МВФ – независимая от американского руководства организация. Но сам факт, что такую спорную реформу Украина начинает не без помощи другого государства, заставляет крепко призадуматься.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии:
нет комментариев