Частный дом – это не только свой огород или оранжерея с альпийскими горками. В первую очередь это ежедневная головная боль, куда деть бытовой мусор. Надо ли говорить, что взаимоотношения коммунальщиков с «частниками» в Запорожье уже стали притчей во языцех: несмотря на то, что работники «Ремондиса» в частных секторах города гости званые и желанные, видят их там крайне редко. Так, на улице Зеленой, что на Великом Лугу, в последний раз коммунальщиков видели около двух лет назад – как раз в тот момент, когда те увозили пришедшие в негодность железные мусорные баки. «С тех пор их сюда не заманишь даже медовым пряником!» – иронично жалуются жильцы.
Дом Анатолия Зинько стоит почти напротив злополучной свалки. «Когда попутный ветер, дышать вообще невозможно, – жалуется мужчина. – Еще хуже, когда мусорник поджигают хулиганы – токсичная дымовая завеса от паленого пластика, гнилых продуктов питания, ветоши и прочих отходов накрывает почти весь квартал густым облаком зловонного сизого дыма».
О том, что Великий Луг – экологически чистая зона, его жители давно забыли. «Все началось около двух лет назад, когда коммунальщики убрали баки, а новые взамен старых так и не поставили, – продолжает Анатолий Зинько. – По привычке жители складировали пакеты с мусором там, где раньше были баки. Потом к организованной горе из мешков с отходами стал прибавляться строительный мусор, еще позже – ветошь, негодная бытовая техника, битая стеклотара. Коммунальщиков как не было, так и нет. Последний раз организованно мусор вывозили около полутора лет назад, тогда его собралось на целый трактор. Сейчас вот тонем в отходах, которые, между прочим, далеко не безопасны».
По словам Анатолия Зинько, раньше за вывоз мусора жильцы платили в складчину. С исчезновением коммунальщиков платить за невывезенные отходы перестали.
Деньги на мусор
В Ленинской райадминистрации о «мусорной Говерле» на улице Зеленой знают. Только вот помочь обещают тогда в весьма «размытые» сроки – а именно тогда, когда появятся деньги на ликвидацию стихийной свалки.
«Нам известно о проблеме, волнующей жителей Великого Луга, – комментирует в интервью корреспонденту «Улицы Заречной» начальник отдела коммунального хозяйства Ленинской райадминистрации Оксана Бубнова. – В пятницу, 5 июня, мы выезжали на проблемное место. Убрать бытовые отходы мы постараемся на следующей неделе, в крайнем случае – сделаем это до конца месяца. Все будет зависеть от того, когда районная администрация сможет выделить деньги для этой цели. По предварительным подсчетам, вывоз свалки районной казне обойдется примерно в пять тысяч гривен. Однако ликвидация мусорного нагромождения за бюджетные средства может быть последней: в следующий раз жителям придется делать это за собственный счет».
По словам директора КП «Ремондис Запорожье» Анатолия Козачука, вывоз и последующее захоронение одного кубического метра мусора стоит около 24-х гривен. Платить за ликвидацию свалки жильцы отказываются. И вместе с тем требуют вернуть мусорные баки.
Проблема, с которой столкнулись жильцы улицы Зеленой, в этом плане типична. От нее открещиваются и в горсовете. Глава постоянной комиссии по вопросам жизнеобеспечения города Дунямил Саатов занимается вопросами ликвидации стихийных свалок уже не первый год. Выводы, сделанные депутатом горсовета, неутешительные. Несмотря на ужесточение контроля и увеличение числа стационарных баков, мусора на улицах города становится все больше. Особенно остро, по словам Дунямила Саатова, проблема стоит в Шевченковском районе, где русло реки Сухая Московка завалено пластиковыми бутылками, бытовым мусором и гниющими пищевыми отходами. Каждый год Сухую Московку очищают коммунальные службы и экологи-волонтеры, но уже буквально на следующий день в речке снова плавают горы мусора.
Аналогичная ситуация и в частном секторе по берегам Красной реки, протекающей в парке Победы, – мусор там не убирается годами. Но самое опасное, что среди бутылок, пакетов и прочих отходов попадаются шприцы. По словам местных жителей, о проблеме наркоманских сходок в милиции знают, но участковый инспектор не может 24 часа в сутки мониторить злосчастный частный сектор. Собираться в народные дружины и самостоятельно охранять и очищать дороги от мусора люди в частных секторах не спешат.
Городские власти по причине скудного финансирования делать это своевременно тоже не могут. Поэтому гарантии того, что после ликвидации нынешней «мусорной Говерлы» на улице Зеленой через неделю на том же месте не возникнет новая гора из пакетов с отходами, нет.
Огурцы с диоксином
Опасность стихийных свалок сомнений ни у кого не вызывает. Разнится лишь степень осведомленности граждан относительно спектра негативных последствий, которые могут повлечь за собой вовремя не убранные мусорные кучи. С наступлением лета и жары токсичность свалок повышается в разы – процессы гниения и разложения органических отходов идут активнее. Как следствие – зловонный и небезопасный смрад, вредные стоки.
«Гниющая органика – благоприятная среда для развития болезнетворных бактерий, – комментирует заведующий отделом коммунальной гигиены Запорожской облСЭС Виктор Богдановский. – Если в свалку попадает инфекционное начало, последствия для людей, находящихся рядом с мусором, могут быть плачевными, ведь очень многие заболевания распространяются воздушно-капельным путем».
Негативное влияние в этом отношении оказывают и ливневые дожди – с потоками воды вредные вещества и бактерии из свалок попадают в почву, в Днепр. Для частного сектора эта проблема особенно актуальна, ведь в каждом доме есть огород, и при ситуации, когда мусорные горы находятся вблизи домов и оградок, львиная доля вредных веществ оседает в почве приусадебных участков, на которых горожане выращивают овощи, ягоды, фрукты.
Как отмечает Виктор Богдановский, не на пользу огородам идет и дым от подожженных свалок: пластик, которого в мусоре в изобилии, плавясь при низкой температуре, выделяет диоксин. Специфика этого вещества в том, что он не распространяется на большие расстояния, а оседает вблизи источника горения. Так что, если свалка находится у ворот или рядом с грядками, последствия оседания в почве диоксина предугадать нетрудно.
Кроме того, свалки являются своеобразной «приманкой» для животных: бродячие собаки, кормящиеся на стихийных мусорниках, распространяют глистные инвазии и туляремию. Впрочем, бояться в первую очередь стоит серых крыс – они переносят чуму и другие не менее опасные заболевания. А свалки – традиционное место обитания этих грызунов.
Сами виноваты!
Ответственность за стихийные свалки целиком и полностью лежит на горожанах, уверены коммунальщики. Обвинения в свой адрес вроде «не приезжаете, не убираете» в КП «Ремондис Запорожье» опровергают.
По словам директора предприятия Анатолия Козачука, с частным сектором работать особенно сложно: «Свалки – дело рук самих жителей. Мусор с неба не падает, гадят люди. Почему? Потому что уровень культуры до сих пор остается низким, чувство ответственности за чистоту в собственном дворе и в своем районе зачастую отсутствует».
«В культивации принципа «Я намусорил, а убирать должны коммунальщики» отчасти виноваты и СМИ, – продолжает Анатолий Козачук. – Козлом отпущения за образовавшиеся свалки и замусоренные улицы нередко выставляют «Ремондис», и при этом ни слова о том, что мусор на улицу выбрасывают люди. С такой позицией в Запорожье никогда не будет чисто. Каждый должен начать с себя. Тем более что поддерживать чистоту достаточно просто – для этого созданы все условия: есть урны, баки для мусора, специальные пакеты. На последних остановлюсь более подробно. В частном секторе мы не практикуем установку баков. Во-первых, их там нещадно жгут вандалы, во-вторых, это «обезличивает» мусор – в баки сносят отходы со всего квартала. Чтобы каждый платил за свой мусор, мы предлагаем жителям частного сектора пользоваться специальными пакетами, которые можно приобрести у нас. Их стоимость невелика: пакет вместительностью 20 кг стоит всего 1, 71 гривны. По мере заполнения пакеты выставляются в оговоренном месте, и наша машина их забирает. Просто и удобно. Только многие «частники» до сих пор предпочитают выбрасывать вечерами мусор под соседские ворота или в посадку».
Наталья ДРАГАН
Комментарии:
Запорожец | 25.06 2009 в 22:44
Так, а что ж Карташов подписывал с немцами проект о переработке мусора? Или это очередная филькина грамота? Если есть контракт, как я понимаю, то теперь все свалки должны немцам подчиняться и взяться ими на вооружение и локализацию своза мусора.... Или я чего-то недопонимаю?