Чрезвычайное происшествие местная ясновидящая «наметила» на 23 июня. Этот день в Запорожье должны были объявить траурным, ведь накануне, как якобы предсказывала участница популярного шоу экстрасенсов, на проезжей части плотины могла случиться крупная техногенная авария, после которой было бы не до веселья и выпускных вечеров, поскольку погибло бы много людей. Слухам о том, что в Запорожье рухнет плотина, свои выпуски новостей посвятили не только местные, но и практически все украинские средства массовой информации. Состоянием дел на Днепрогэсе интересовались даже из ближнего и дальнего зарубежья.
Опровергать информацию сарафанного радио и успокаивать запорожцев пришлось всем: властям, специалистам различных служб, экспертам по строительству. Не верить слухам горожан призывал и мэр Евгений Карташов. «Запорожью и его жителям ничего не угрожает. Днепрогэс стоял и простоит еще триста лет. Он был и будет гордостью нашего города и всей Украины», – заявлял городской голова. По словам мэра, на Днепрогэсе постоянно работают специалисты эксплуатационной службы, которые следят за техническим состоянием тела плотины. Поскольку никаких тревожных изменений они не зафиксировали (хотя плотина и вправду нуждается в экстренном «лечении»), то должен исчезнуть и повод для волнения. Не поддаваться панике земляков призвала и сама ее виновница: девушка заявила, что ее слова о большом количестве воды попросту неверно истолковали – на самом деле она имела в виду сильные дожди, которые должны были в обозначенные дни обрушиться на Запорожье и сорвать выпускникам торжества.
Слухи понемногу сошли на нет, жители обоих частей города, чей путь на работу и учебу ежедневно пролегает через Днепрогэс, вздохнули с некоторым облегчением: пока Бог отвел от Запорожья страшную беду. Однако им по-прежнему придется каждый раз пересекать плотину с замиранием сердца: проезд по ней сопряжен с большой опасностью. Этого никто из руководства города не отрицает. Чиновники и специалисты просят лишь об одном – не нагнетать обстановку. Проблема действительно огромная и требует оперативного решения, чем городская власть как раз активно занимается в последнее время, используя для этого все доступные методы.
Ездим по краю пропасти
В конце мая город облетела новость: по плотине Днепрогэса ограничат движение всех транспортных средств по двум полосам (из четырех имеющихся). Этого потребовала специальная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций горисполкома, обследовавшая мостовой переход по плотине. Ее вердикт был однозначен: автополотно Днепрогэса находится в аварийном состоянии и, если не уменьшить нагрузку на него, последствия бездействия могут быть очень печальными. Без срочного ремонта, подчеркивали специалисты, плотина грозит обрушиться каждую минуту. Причина – в состоянии несущей конструкции автодорожного проезда, две полосы которой плотине добавили в ходе реконструкции еще в 80-е годы. Именно эта часть полотна признана непригодной к дальнейшей эксплуатации.
По признанию начальника городского управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения Сергея Дронова, много повидавших экспертов повергла в шок и внутренняя часть плотины. То, что скрыто от глаз водителей и пешеходов, представляет собой ужасающее зрелище. Внутренние железные перекрытия, балки и опоры под воздействием природных факторов и при отсутствии должного ухода, вызванного нехваткой средств, со временем покрылись ржавчиной и пошли трещинами. Кроме того, их пожирает коррозия, потому что из-за деформированных швов и водоотвода, сплошь украшенного дырами, на бетон постоянно попадает вода и он отваливается от арматуры огромными кусками. Эта напасть развила просто непомерный аппетит, уничтожая также ригели – металлические блоки, которые держат на себе дополнительное дорожное основание. В некоторых местах ширина трещин уже достигает 2 – 4-х миллиметров, а их длина колеблется от 15-ти до 40 сантиметров. Процесс разрушения набирает обороты день ото дня. «Плотине срочно нужна антикоррозионная защита», – бьет тревогу начальник производственного отдела КП «Запорожмост» Владимир Тимченко.
Усугубляет состояние «больного» и интенсивное движение транспорта: эта магистраль является основной не только для Запорожья, но и всей страны. Через плотину Днепрогэса следует почти весь транзитный грузовой поток. Именно многотонные грузовики вызывают значительную вибрацию проезжей части, от которой в результате и образовалось большинство трещин в несущих элементах. Сегодня, как оказалось, мы пожинаем плоды чрезмерной транспортной нагрузки, которую не смогли предус– мотреть ни при реконструкции, ни тем более при строительстве и послевоенном восстановлении плотины: дорога изначально считалась технической. Теперь же никто из специалистов не берется дать гарантии долгосрочной прочности конструкции.
Эксперты единодушны в другом: отсрочка ремонта может привести к непоправимым деформациям. Только кардинальные меры по спасению плотины, в том числе и ограничение движения, продлят жизнь переезду, ведь усилить разрушения способны новые нагрузки, когда на Днепрогэс может быть перенаправлен транспорт с мостов Преображенского, также нуждающихся в экстренном «лечении». Отсутствие новых мостовых переходов ставит городскую власть перед очень трудным выбором: что спасать в первую очередь? Если полностью закрыть движение по плотине – не выдержат мосты, почти треть запорожцев, проживающих на правом берегу, окажутся отрезанными от центра города. В лучшем случае им (в особенности жителям Бородинского и Осипенковского микрорайонов) придется делать лишний крюк через остров Хортица, теряя время и нервы. Запретить же проезд по мостам (их в следующем году планируют закрыть на капитальный ремонт, частично ограничив движение) – значит обречь Днепрогэс на верную гибель, приблизив его смертный час. По крайней мере, многокилометровые пробки, не идущие ни в какие сравнения с нынешними, горожанам обеспечены. Словом, ситуация почти безвыходная, Запорожье – на грани транспортного паралича.
Стучаться во все двери
Состояние плотины весьма тяжелое, но, по оценкам специалистов, к счастью, не безнадежное. Конечно, любая болезнь лечится легче, если не приобретает запущенных форм. Вернуть плотине прежнее здоровье можно, но для этого необходимы деньги, которых в городском бюджете, понятное дело, нет. Но их может выделить правительство, если его хорошо об этом попросить. Вот запорожская власть и занимается тем, что на протяжении последних месяцев упрашивает Кабмин смилостивиться над почти миллионным городом и выделить деньги на ремонт Днепрогэса. Мэр Евгений Карташов оббил пороги не одного министерства и профильного комитета, не раз бывал на приеме у премьера, требуя выделить деньги ОАО «Запорожмост» для ремонта проезжей части плотины. Промедление очень опасно: у специалистов в запасе максимум год времени, когда лечение будет иметь смысл.
Наконец после долгих уговоров правительство сдалось: Кабмин согласился выделить необходимые 9,2 млн гривен из резервного фонда госбюджета. Их потратят на восстановление разрушающихся плоскостей ригелей, усиление опорных частей, замену деформационных швов. Однако для полного «выздоровления» плотины этих средств будет недостаточно: на проведение всех необходимых работ требуется не меньше 32-х миллионов, благодаря которым в течение следующих трех лет основательно укрепят плотину. Если центральная власть повернется к запорожцам спиной и не даст денег, исправлять ситуацию будет поздно.
Мало не покажется
Проект строительства Днепрогэса разработан еще в 1925 году, а первая очередь гидроэлектростанции – 5 энергоблоков – была запущена в конце1932-го. Плановый ресурс ГЭС выработан четверть века назад: плотине все труднее сдерживать напор днепровской воды в миллионы тонн.
После закрытия киевского шлюза запорожский стал на Днепре самым опасным. Вместо ворот с 1992 года стоят так называемые шандорные заграждения. Их расчетный срок службы без ремонта составляет лишь 3 – 4 месяца, но они беспрерывно сдерживают натиск воды уже 15 лет! Эти заграждения могут рухнуть в любой момент.
Если произойдет прорыв, вода с огромной силой устремится в пробоину шириной 18 м, глубиной 12 м и длиной 100 м. Она не спадет до тех пор, пока уровень водохранилища не понизится минимум на пять метров. Пострадают историческая часть Запорожья (особенно Южный жилмассив), многие предприятия (в том числе опасные), села, заповедные острова, и что особенно страшно – Запорожская АЭС.
Дорогие ошибки
При проектировании автоэстакады были допущены серьезные инженерные просчеты. Они-то в первую очередь и послужили основой для образования трещин на опорах моста.
Первые признаки несовершенства проекта и в целом строительства появились уже через девять лет после его сдачи. В течение этого времени сооружение жило, подобно беспризорнику, без организованной службы эксплуатации. Это привело к тому, что металлоконструкции медленно, но верно стала подтачивать ржавчина, из-за чего на некоторые элементы возросли нагрузки, что на 20% уменьшило прочность конструкций.
Не исключено также, что на образование трещин в определенной степени повлияли стальные балки-откосы, которыми в 90-е укрепили 15 ригелей эстакады, тем самым обезопасив ее от возможного опрокидывания.
Татьяна ОВСЯНИКОВА
Комментарии:
нет комментариев