В 1991 году в Украине был принят закон о статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Людям, потерявшим свое здоровье вследствие того, что они проживали или работали в опасной зоне, этот закон обещал выплату пенсий и компенсаций – на оздоровление, отдых и прочие потребности. Однако выходившие впоследствии многочисленные подзаконные акты, постановления Кабмина и Верховной рады оставили от него, по большому счету, рожки да ножки.
Изменения в закон вносились почти каждый год, «подгоняя» его под реальное состояние экономики. В итоге из него исчезли многие важные статьи, гарантировавшие чернобыльцам обеспечение теми или иными услугами, либо их действие было приостановлено. Но окончательно терпению бывших ликвидаторов и переселенцев пришел конец, после того как правительство и депутаты уменьшили выплаты в десятки раз. Людям ничего не оставалось, как обращаться в судебные инстанции с тем, чтобы держава выплачивала помощь сполна.
Вместо денег – моральное удовлетворение
Несмотря на то, что суды, как правило, принимают решения в пользу истцов, особой радости от победы чернобыльцы не испытывают. Потому что выигрыш дела и конечный результат, – это, как показывает опыт, явления, плохо связанные друг с другом. Положительное судебное постановление, к сожалению, еще не служит гарантией того, что все положенные по закону компенсации будут выданы до копейки. Загвоздка состоит в том, что местной власти, которую обязывают осуществлять выплаты, неоткуда брать деньги на эти цели: государственный бюджет просто не в состоянии потянуть такой финансовый груз.
В Запорожском областном управлении труда и социальной защиты населения уверяют, что все претензии стоит предъявлять одному адресату – правительству Украины. Это оно при формировании государственного бюджета определяет статьи расходов по чернобыльским программам. Именно Кабмин ежегодно рассчитывает размер компенсационных выплат чернобыльцам.
Почему в главную смету страны он закладывает ничтожные, вопреки требованиям законодательства, суммы, на местах, естественно, не знают. Но догадываются, что прописывать смехотворные размеры выплат вынуждает кризис. Именно по его вине правительство не включило в бюджет этого года финансирование двух государственных программ – по обеспечению чернобыльцев автомобилями и жильем. Делать прогнозы на будущий год в управлении не берутся. «Свои пожелания мы передали в профильное министерство и надеемся, что их отобразят в бюджете-2010», – сказала начальник сектора по вопросам социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Оксана Реутова.
Чиновники говорят: центральная власть худо-бедно, но финансирует бюджетные программы для чернобыльцев, все запланированные для области средства получены в полном объеме. И соглашаются с тем, что сегодняшние выплаты и компенсации не покрывают большую часть затрат. Несоответствие «спроса и предложения», по словам Оксаны Реутовой, рождено юридической коллизией уже упомянутого закона: две его статьи – 48-я и 62-я – серьезно противоречат друг другу. В одной из них говорится о 4 – 5-х минимальных зарплатах, на основании которых определяется размер компенсации на оздоровление, а другая гласит, что его рассчитывает Кабинет министров Украины.
Поэтому до тех пор, пока из законодательства не исчезнут разногласия, а в бюджет не впишут стопроцентное финансирование, и будут продолжаться судебные разбирательства. Работники районных управлений труда и соцзащиты, с которыми судятся чернобыльцы, выполняют закон, но прыгнуть выше своей головы не могут.
Запорожцы докатились до суда
На конец сентября жители нашей области подали 47 исков с требованием доплатить им недостающие деньги – от государства они требуют выплатить 326,6 тыс. гривен. По 19-ти делам вынесен позитивный вердикт, 11 дел находятся на рассмотрении в апелляционных судах.
Если бы все 6 004 запорожских чернобыльца добивались выплаты только одного пособия – на оздоровление, держава должна бы в текущем году вернуть около 17 млн гривен. А профинансирована эта статья лишь на 988,6 тыс. гривен.
Татьяна ОВСЯНИКОВА
Комментарии:
нет комментариев