Художественный эксперимент, которым для организаторов симпозиума – Союза исследователей современного искусства и запорожской галереи «Артзебс» был «Бирючий-006», к четвертому году жизни оформился в настоящий фестиваль contemporary art. В этом году он собрал целое созвездие ярких художников из разных уголков Украины и России, которые в течение десяти дней в уникальной камерной атмосфере азовского полуострова создавали живописные полотна, инсталляции и видеоарт. На «Бирючий-009» его кураторы Геннадий Козуб и Владимир Гулич пригласили таких титулованных представителей актуального искусства, как Сергей Братков, Арсен Савадов, Виктор Покиданец, Алексей Маркитан, Илья Исупов и многие другие.
На струнах моря
Главной отличительной особенностью «Бирючего» всегда было отсутствие каких-либо рамок – лишь общая тема направляла неуемную творческую энергию участников симпозиума в единое русло. Так, в 2006 году художники создавали «Ландшафт для героя», годом позже доказывали, что «Хиппи Е!», а на «Бирючем-008» искали ответ на вопрос: «Хто ти Е?». В 2009-м организаторы симпозиума решили предоставить творцам полную свободу выражения, обозначив тему весьма абстрактно: «Как вариант». По словам кураторов «Бирючего», таким образом они хотели продемонстрировать многовариантность искусства как отражения жизни.
И стоит признать: им это удалось. В удачно оборудованном под выставочное пространство огромном ангаре экспонировалось около двух десятков уникальных полотен, созданных за время работы симпозиума. Одними из самых ярких – в прямом и переносном смысле – стали картины Анны Быковой («Ожидание знамения»), Ильи Исупова («Солнце ясное») и талантливого запорожского художника и по совместительству куратора «Бирючего» – Владимира Гулича («Бабушка текила» и «Папа сменил пол»). Морская романтика полуострова с юмором отразилась в инсталляции Сергея Дубовца «Стринги – струны моря», а цикл работ «Ну скока можно» Андрея Стегуры на языке современного искусства красочно говорил о наболевшем, чем и вызвал живой интерес у посетителей выставки.
В этом году гостей «Бирючего» пригласили в святая святых – творческие мастерские художников, располагавшиеся в довольно трэшевом здании, судя по виду, помнящему еще времена Очакова и покорения Крыма. Но участники симпозиума сумели вписать свои работы и в столь колоритную атмосферу.
Экспозиция продолжилась показом фильмов видеоарта, снятых художниками на Бирючем, среди которых наиболее интересно выглядели работы творческой группы «Жетон» – проекта, родившегося на прошлогоднем симпозиуме.
Виолончель и немного нервно
На этот раз организаторы решили расширить формат «Бирючего» и провести не только симпозиум, но и фестиваль современной музыки. В этом контексте самым ярким событием стало выступление всемирно известного французского виолончелиста – профессора Парижской консерватории, кавалера ордена Почетного легиона Франции Доминика де Вильянкура. Изначально планировалось, что концерт состоится непосредственно на берегу Азовского моря, но погода внесла свои коррективы, и выступление пришлось перенести в закрытое помещение. В интимной обстановке – в центре ангара под огромным абажуром, в окружении картин – маэстро творил настоящее волшебство. По его признанию, музыку для концерта он подобрал в соответствии с концепцией симпозиума – «хулиганскую» и выходящую за рамки традиционного искусства. Хотя позже побаловал и классикой, сыграв бессмертные произведения Баха.
Вместе с Домиником на Бирючий приехала и его жена Гийомет де Вильянкур – известный во Франции художник и скульптор, она также представила на экспозиции симпозиума свою живопись.
Коллекцию арт-работ, созданных в рамках «Бирючего-009», планируют выставить в галереях Киева и Москвы. На вопрос, увидят ли ее запорожцы, организаторы симпозиума с сомнением пожимают плечами: говорят, наш город пока не обзавелся соответствующим выставочным залом, в частности таким, который бы позволил экспонировать видеоработы.
Юлия БЫСТРОВА
Комментарии:
нет комментариев